Назад
Дракула фильм 1992 года

Зубастое кино: экранизации «Дракулы»

Фото: Columbia Pictures

В декабре в мировой прокат выйдет «Носферату» Роберта Эггерса. Ремейк одноименного фильма Фридриха Мурнау 1922 года рассказывает о жертвенной борьбе юных супругов с трансильванским вампиром. Современную версию называют кандидатом на премию «Оскар» и самым ожидаемым фильмом зимы или даже всего года. Оба фильма основаны на романе Брэма Стокера «Дракула», сюжет и имена персонажей которого были изменены. Рассказываем, как в различных экранизациях создавался масскультурный образ бледного господина из Трансильвании и что точно стоит посмотреть в ожидании новой интерпретации классической истории.


Почему говорят о «Носферату»

Кадр из фильма «Носферату» – 2024 годФото: Focus Features

В начале декабря «Носферату» Роберта Эггерса впервые представили профильным журналистам в Берлине. В широкий зарубежный прокат картина выйдет в католическое Рождество, 25 декабря. Фильм получил восторженные отзывы критиков. Рейтинг картины на основе профессиональных оценок на авторитетном сайте Rotten Tomatoes превышает 94%. Рейтинги снятых до этого Робертом Эггерсом хорроров «Ведьма» (2015) и «Маяк» (2019), а также исторического фильма «Варяг» (2022) превышают 90%. «Носферату» хвалят за режиссуру, игру актеров и сценарий. Сохранив верность оригиналу, Эггерс представил не дословный ремейк, а собственную интерпретацию картины Мурнау, ставшей классикой жанра хоррора и мирового кинематографа. Критики также отмечают невероятную красоту и выверенность кадра, внимательное отношение к визуальному шедевру Мурнау. Дополнительные баллы картине добавляет удачный кастинг. Главные роли – вампира графа Орлока и его жертвы-возлюбленной Элен Хуттер сыграли Билл Скарсгаард и Лили-Роуз Депп. В роли вампироборца профессора Альбина Эберхарта фон Франца снялся Уиллем Дефо.

«Носферату, симфония ужаса», Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922

Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса»Фото: Prana Film

Роман Брэма Стокера практически сразу после публикации в 1897 году стал достоянием массовой культуры, поэтому вряд ли нужно пересказывать классический сюжет. Первую пьесу по роману написал сам Стокер незадолго до выхода книги: она называлась «Дракула, или Нежить» и главным образом была нужна, чтобы застолбить права на сценические адаптации. В 1922 году немецкий режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау снял по роману немой шедевр «Носферату: симфония ужаса». У Мурнау не было прав на экранизацию, поэтому он радикально изменил сюжет и переименовал героев. Граф Дракула стал графом Орлоком, Джонатан и Мина Харкеры превратились в Томаса и Элен Хуттеров, а доктор Ван Хельсинг – в Альбина Эберхарта фон Франца.

При этом действие было перенесено из Лондона в Германию, куда прибывает злокозненный граф, принося с собой эпидемию странной чумы. Именно Мурнау впервые предложил сюжетный поворот с вампиром, погибающим от рассветных лучей солнца. В романе Стокера для уничтожения кровопийцы нужно было обязательно отделить голову от тела и вогнать кол в сердце. Новаторский фильм Мурнау оказался настолько красивым, что сразу был признан достоянием мирового кинематографа. Кадры из него стали образцами для создателей кино. Белые деревья на фоне черного неба, двойная экспозиция, корабль-призрак, скользящий по фосфоресцирующему морю. Сегодня образы из картины Мурнау знакомы даже тем, кто никогда ее не видел, ведь в той или иной форме они неоднократно воспроизводились в других фильмах и вошли в историю кино.

«Дракула», Тод Браунинг, 1931

Кадр из фильма «Дракула» 1931 г.Фото: Universal Pictures

Каким бы прекрасным ни был фильм Мурнау, снят он был незаконно, что и доказала в суде вдова писателя Флоренс Стокер. Фильм было решено уничтожить, но уцелели несколько копий, по которым его и знает современный зритель. Почти сразу после победы над незаконным Орлоком вдова продала права на экранизацию романа голливудской студии Universal Pictures. Уже в 1931 году вышел звуковой фильм Тода Браунинга с графом Дракулой в исполнении венгерского актера Белы Лугоши. Впервые зрители услышали, как Дракула, иностранец, приехавший в Лондон с дурными намерениями, говорит с восточноевропейским акцентом и необычным гортанным выговором. Манера речи Белы Лугоши стала отправной точкой для всех дальнейших исполнителей этой роли, которые так или иначе обыгрывали его иконический стиль.

Бела Лугоши в роли ДракулыФото: Universal Pictures

Столь же характерным стал и визуальный образ: именно в фильме Браунинга впервые появилась «униформа» Дракулы – изысканный фрак и оперный плащ. Этот фильм с вампиром в исполнении Белы Лугоши стал образцом для всех будущих хорроров про кровососов. Здесь Дракула впервые предстает не только как ужасающий, но и привлекательный персонаж. Фильм также окончательно закрепил в массовом сознании многие базовые правила, по которым живет и действует вампир (например, спит в гробу с рассвета до полудня, боится распятия и т.п.). В то же время стокеровский сюжет был заметно перекроен. Например, в этом фильме всё начинается с того, что трансильванский замок посещает не Джонатан Харкер, а адвокат Ренфилд, который выступает здесь странным туристом. Финальная схватка перенесена в Лондон.

«Бал вампиров», Роман Полански, 1967

Кадр из фильма «Бал вампиров» 1967 г.Фото: Cadre Films

Комедия, полная версия названия которой – «Бесстрашные убийцы вампиров, или Простите, но ваши зубы впились мне в шею». Это первый цветной фильм Романа Полански, автора еще нескольких хорроров, в том числе знаменитого «Ребенка Розмари». В картине Полански сюжет про графа из Трансильвании, придуманный Стокером, практически неузнаваем. Из всех персонажей осталась парочка противостоящих друг другу: вампир фон Кролок и профессор-вампироборец. Все события происходят только в Трансильвании, а герои живут в типичной европейской гостинице. Полански превращает готический роман в уморительно смешную черную комедию.

Профессор Кенигсбергского университета Абронсий или Абронзиус с помощником Альфредом, которого играет сам режиссер, отправляются в Трансильванию, чтобы проверить слухи о вампирах. На постоялом дворе Йони Шагала, у которого есть красавица-дочь Сара, они безуспешно пытаются получить подтверждение своим подозрениям. Намеков более чем достаточно — повсюду чеснок, а окружающие со страхом поминают замок, о котором не хотят распространяться. Когда прекрасную Сару похищает сам хозяин замка граф фон Кролок, герои отправляются на выручку прямо в логово кровососов.

«Кровь для Дракулы», Пол Моррисси, 1974

Кадр из фильма «Кровь для Дракулы» 1974 г.Фото: Compagnia Cinematografica Champion

Еще одна вампирская комедия, обыгрывающая историю, придуманную Стокером. Продюсером картины выступил классик поп-арта Энди Уорхол. Совместный фильм Моррисси и Уорхола входит в серию их совместных эпатажных картин. Это провокативная сатира, наполненная сексуальными сценами. Историю Дракулы, в которой изначально тема соблазна была только намечена и подразумеваема, авторы переосмысливают в прямолинейно-потребительском ключе, актуальном для Америки 70-х годов ХХ века.

Для поддержания жизни графу необходима кровь девственниц, которых, к его сожалению, в довоенной Румынии не осталось. Поэтому изголодавшийся кровосос отправляется в католическую Италию, надеясь, что строгие религиозные нормы обеспечат ему пополнение необходимого ресурса. Он знакомится с обанкротившимся аристократом – маркизом Ди Фиоре, который надеется выдать одну из дочерей замуж за богатого и знатного человека. Тем не менее мораль не помогла сохранить для Дракулы девушку нужного качества. Две из четырех дочерей крутят романы с одним и тем же красавцем Марио Балато, который еще и разнорабочий-марксист. Старшая дочь помолвлена, а младшую, на которую начинает охотиться Дракула, успевает «испортить» тот же любвеобильный Марио. Одну из второстепенных ролей в фильме, кстати, играет Роман Полански.

«Дракула Брэма Стокера», Фрэнсис Форд Коппола, 1992

Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера»Фото: Columbia Pictures

Своеобразным итогом истории Дракулы в кино критики считают ставший классическим фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера». В отличие от большинства режиссеров-предшественников, которые только отталкивались от романа Брэма Стокера, изменяя сюжет, Коппола во многом возвращается к оригиналу. Тем не менее он тоже меняет историю графа, добавив в нее романтическую линию. Оказывается, причиной падения графа столетия назад стала утрата жены. В юной Мине Мюррей отчаявшийся Дракула видит возвращение своей возлюбленной. Так всё происходящее на экране становится гимном любви, которая торжествует над временем, и героине уже не так просто сделать выбор.

Это невероятно красивый фильм, заслуженно получивший премию «Оскар» за костюмы. Коппола мастерски работает сразу с несколькими жанрами, показывая происходящее с точек зрения разных героев. Примерно так строится повествование и у Стокера, роман которого соткан из дневниковых записей, писем и газетных вырезок. Инфантильный Джонатан Харкер погружается в опасное и захватывающее приключение в экзотической стране. В то время как его невесте, а потом и жене, Мине всё происходящее представляется мелодрамой со сказочным финалом. Есть в фильме и элементы вестерна, и отсылки к другим работам режиссера, в частности, картине «Крестный отец». Отдельного упоминания заслуживает Лондон глазами самого Дракулы, представленный в стилистике немого кино.

«Монстры на каникулах», Геннди Тартаковски, 2012

Кадр из фильма «Монстры на каникулах»Фото: Sony Pictures Animation

Адаптация истории Дракулы для детей, срежиссированная Геннди Тартаковски, меняет оптику и рассказывает о знаменитом вампире изнутри его собственной семьи. На экране уже не борьба с суперзлодеем, а повседневная жизнь вампиров в мире враждебных смертных, полная знакомых любому человеку проблем. Граф-кровосос по версии Тартаковски — рачительный владелец отеля «Трансильвания», где отдыхают от человеческой цивилизации знакомые всем чудовища из мировых ужастиков. Здесь останавливаются на каникулы Франкенштейн, Мумия, семейство оборотней, Человек-невидимка и другие. Когда-то люди убили жену Дракулы, что сильно испортило его характер, а всю свою любовь он отдает своему единственному ребенку — дочери Мэйвис. Он хочет во что бы то ни стало защитить чадо от внешнего мира и не выпускает ее за пределы отеля, а она, конечно, стремится обрести свободу. Когда Дракула собирает гостей на праздник по случаю 118-го дня рождения Мэйвис, в отель неожиданно забредает живой 21-летний человек-путешественник по имени Джонатан. Имя персонажа явно отсылает к классической истории о Дракуле, хоть и немного видоизмененной. В довершение всего Мэйвис влюбляется в неприятного респектабельной нечисти гостя, а графу придется приложить все свои способности, чтобы выставить нарушителя спокойствия.

«Дракула», мини-сериал Марка Геттиса и Стивена Моффата, 2020

Кадр из сериала «Дракула» 2020 г.Фото: Netflix

Сценарий телешоу про Дракулу по версии Netflix написали создатели сериала ВВС «Шерлок» — Марк Геттис и Стивен Моффат. Дракула в интерпретации Геттиса и Моффата стал «героем его собственной истории» — главным действующим лицом, а не классическим злодеем. В итоге вышел динамичный хоррор с элементами черной комедии. Историю разделили на три полнометражных эпизода. Первый посвящен событиям в замке графа и построен как мистический детектив. Авторы взяли за отправную точку момент в романе, когда Мина прибывает в Карпаты, чтобы забрать в Англию своего жениха, обнаруженного монахинями в крайне расстроенном загадочном состоянии. Мать-настоятельница Агата Ван Хельсинг ведет расследование и допрашивает Джонатана, пытаясь разобраться, что на самом деле произошло с ним в замке-лабиринте графа. Постепенно история перерастает в противостояние монахини-детектива и древнего, но очень бодрого и хитрого упыря.

Интрига сыщик-преступник будет развиваться и в следующих эпизодах. Сюжет второго эпизода построен вокруг плавания графа в Лондон на судне «Деметра», где он методично и изобретательно пожирает команду и пассажиров. В Лондоне Дракула окажется уже только в XXI столетии, чтобы сразиться с потомками Агаты Ван Хельсинг и современными нам реалиями.
11 декабря 2024 10:01