«Чужой» и другие: фильмы со злобными инопланетянами
В августе на экраны вышла очередная часть истории о Чужих – фильм «Чужой: Ромул», где ксеноморфы впервые охотятся на подростков. Первый фильм про схватку со скользкой инопланетной тварью, у которой вместо крови кислота, появился 45 лет назад. За это время про Чужих сняли несколько фильмов, видеоигр, короткометражек, а в следующем году выпустят еще и телесериал. Рассказываем, как создавался первый фильм, что вышло после него, какие характерные черты отличают франшизу и что посмотреть, если нет сил расстаться с Чужими.
«Чужой», Ридли Скотт, 1979
Фото: 20th Century StudiosПервый фильм про ксеноморфа стал поворотной точкой в фантастике и входит в число лучших картин всех времен. Но убедить в этом продюсеров удалось не сразу. Даже с учетом, что авторы идеи Дэн О’Бэннон и Рональд Шуссет питчили свой проект изящной формулой «Челюсти» в космосе». Сюжет оказался прекрасен своей простотой: в коридорах затерянного в космосе звездолета инопланетная тварь жрет членов экипажа одного за другим и использует тела людей для размножения. Леденящий душу слоган акцентировал абсолютное одиночество за пределами привычной людям среды: «В космосе никто не услышит твой крик».
Другая составляющая успеха — арт художника Ханса Гигера. С его творчеством Дэн О’Бэннон познакомился еще во время совместной работы над так и неснятым фильмом «Дюна» авангардного режиссера Алехандро Ходоровски. Для самой амбициозной экранизации знаменитого романа Фрэнка Герберта О’Бэннон должен был готовить спецэффекты, а Гигер рисовал образы с планеты злодеев – Харконненов. Начиная работу над «Чужим» О’Бэннон с Шуссетом попросили создать тварь в той же стилистике. Гигер вдохновился и придумал всё – от разрушенного корабля до овоморфов – яиц Чужих.
Фото: 20th Century Studios
Снимать картину пригласили режиссера Ридли Скотта, который тогда только прославился с фильмом «Дуэлянты» про времена Наполеоновских войн. Скотта очаровала идея, и он ворвался в процесс, перекроил сценарий и настоял на приглашении классных драматических актеров, а не фактурных героев боевиков. Именно благодаря живым и близким зрителю персонажам происходящее на экране стало таким убедительным. Успех «Чужого» в прокате вдохновил студию на создание еще трех фильмов в течение 18 лет, после чего франшизу решили перезапустить.
Главные фильмы франшизы
Фото: 20th Century StudiosФильмы про Чужих оказались такими же живучими, как задействованные в них ксеноморфные чудовища. Даже неудачные эпизоды собирали отличную кассу. Сегодня во франшизу входят восемь фильмов, сделанный на основе игры анимационный сериал и больше двадцати короткометражек. Наиболее удачным считается прямое продолжение первого фильма — «Чужие» (1986) Джеймса Кэмерона. Спустя 57 лет после событий на «Ностромо» Рипли подобрал военный корабль. Он отправлен на помощь колонистам на планетоиде, где нашли яйца Чужих. В итоге спасется только Рипли и единственная уцелевшая из колонистов — девочка Ньют.
В снятом Дэвидом Финчером «Чужом 3» (1992) Рипли сражается с ксеноморфами на планете-тюрьме. Она жертвует собой, чтобы избавиться от растущей внутри нее королевы тварей. А в «Чужом: Воскрешение» (1997) Жан-Пьера Жене Рипли клонируют через 200 лет, чтобы эту королеву всё же вырастить.
Фото: 20th Century Studios
После паузы, которую заполняли кроссоверы про битву Чужих с героями франшизы «Хищник», начали выходить приквелы саги. В «Прометее» (2012), который снял Ридли Скотт, команда исследователей в 2089 году отправилась по найденным на раскопках звездным картам на поиски истоков человечества. «Ковенант» (2017) продолжает эту историю сюжетом о злокозненном андроиде, заманившем космических колонистов для своих экспериментов по селекции нового вида Чужого. «Ромул» (2024) рассказывает о злоключениях юных космических колонистов, которые решили забрать криокамеры с населенной Чужими станции. Действие происходит в промежутке между первым и вторым фильмами классической тетралогии. На 2025 год запланирован выход телевизионного сериала «Чужой: Земля».
Приметы «Чужого»
Фото: 20th Century StudiosОригинальный фильм, а затем и картины из франшизы отличаются характерными чертами, которые за годы существования истории о ксеноморфе стали иконическими. Действие происходит в замкнутом пространстве: на космическом челноке, станции, в тюрьме или на военном корабле. Постепенно фокус еще больше сужается – герои и тварь перемещаются мрачными коридорами, по стенам которых тянутся бессчетные трубы, откуда то вырывается пар, то капают капли зловещих жидкостей.
С тварью сражается небольшая группа – изначально это команда «Ностромо», затем десантники с «Сулако», заключенные или команда космических контрабандистов в четвертом фильме. Каждый персонаж этой группы не просто статист, но обладает собственной индивидуальностью и историей, что заставляет зрителей сопереживать.
Неспешное течение событий – в фильмах о Чужих ужас нагнетается неторопливо: герои долго идут по коридору или ждут, пока тварь соизволит прыгнуть на них с потолка – никакого нон-стоп-рубилова. Все фильмы сохранили изначальный дизайн Ханса Гигера, бесчисленные вариации делаются по однажды намеченным мастером канонам.
Фото: 20th Century Studios
Одна из самых ярких черт франшизы – уязвимые сильные женщины. В «Чужом» чуть ли не впервые героем космического боевика стала женщина. До снятого Ридли Скоттом фильма актрисы в подобных жанровых картинах могли рассчитывать на роль медсестры или подружки главного героя. Да, были ироничные вещи вроде «Барбареллы», но в них задействованная в главных ролях женщина показывала себя не столько как героиня, сколько приятный глазу эротический объект. В «Чужом» всё по-другому. В финальных сценах «слабая» Рипли чуть ли не в одних трусах расправляется с тварью, выбрасывая ксеноморфа из спасательной капсулы в открытый космос. Так женщина становится единственным победителем в схватке, где сильные мужчины оказались повержены монстром. Рипли – сильнее, хитрее и живучее мужчин, она – главное действующее лицо, она – воин.
Фото: 20th Century Studios
В дальнейшем франшиза сохранит этот мотив силы слабого, казалось бы, персонажа. В первом «Чужом» выжили только Рипли и рыжий кот. Такие милые персонажи появляются чуть ли не во всех следующих фильмах. Например, в четвертой картине эту роль выполняет эмпатичный андроид в исполнении Вайноны Райдер.
Еще один важный момент – философская составляющая. Как минимум в первой части «Чужого» Ридли Скотт вышел за пределы обычного космического ужастика. Он снял философское кино о столкновении человека с чем-то абсолютно неизведанным и невообразимым. Наделил наши страхи, связанные с освоением космоса, странной и пугающей формой. «Чужой» можно метафорически прочитать как фильм о борьбе со страхом, который неизбежно возникает на пути открытия и освоения того безжизненного пространства, которое человечество обнаружило за пределами Земли.
Что посмотреть после
Фото: 20th Century StudiosНа создание первого «Чужого» сценариста Дэна О’Бэннона вдохновил черно-белый фильм «Оно! Ужас из космоса», вышедший на экраны в 1958-м. Для фанатов научной фантастики он и сегодня может представлять интерес. После первого полета на Марс связь с миссией потеряна, экспедиция, отправленная на помощь, обнаруживает нетронутый корабль и единственного выжившего – полковника Эдварда Кэрратерса. Он утверждает, что всех убило чудовище. Полковнику не верят, но на обратном пути монстр, забравшийся в корабль, начинает охоту на людей.
Фото: Vogue Pictures
В 1982 году Джон Карпентер снял ремейк картины «Нечто из иного мира» (1951), в котором действие разворачивается на американской научно-исследовательской станции в Антарктиде. Там появляется пес, который оказывается кровожадным пришельцем, способным принимать любую форму. Пока он по одному пожирает полярников, выжившие пытаются по образцам крови вычислить импостера.
Фантастический боевик «Хищник» (1987) на волне всеобщей любви к фильмам о ксеноморфах продвигали уже как «Чужой», только в джунглях. Отряд американской частной военной компании отправился в джунгли Центральной Америки спасать одного из местных политиков. Но вместо террористов им приходится сражаться с неуязвимым и вооруженным до зубов инопланетным охотником на людей.
В хорроре «Особь» (1995) тема кровожадных пришельцев раскрыта с эротическим контекстом и концепт-артом того же Ханса Гигера, который нарисовал Чужих. В поисках инопланетных цивилизаций ученые отправляют в космос послание с информацией о землянах и в итоге получают ответ с информацией о ДНК и инструкциями конструирования гибрида. Получившаяся особь за несколько месяцев превращается в женщину, но крайне агрессивна и представляет угрозу для человечества. Гибрид сбегает, чтобы как можно быстрее спариться с мужчиной и оставить потомство. На ее поиски отправляется команда ученых и правительственных агентов, но не всем удастся дожить до завершения этой миссии.
14 сентября 2024 15:43
Читайте также