
Роботы или люди: кто первым покорит космос?
Фото: Kittyfly / shutterstock
Фото: Tesla
На первый взгляд, новая инициатива Маска – очередной успешный рекламный трюк. Берёте любой продукт, запускаете его в космос – и СМИ сами публикуют об этом ворох новостей. Внимание публики гарантировано. Схожим образом в 2017-м под космический хит Дэвида Боуи Space Oddity Маск запустил за пределы орбиты Марса автомобиль Roadster той же компании Tesla с манекеном на борту.
Однако реклама — не единственная цель запуска робота. Его можно использовать в космическом пространстве вместо человека. Нашпиговать железку датчиками, чтобы узнать, например, как человеческий организм будет реагировать на радиацию в течение девятимесячного полёта к Красной планете. В компании SpaceX уже заявили: если полёт робота Optimus будет успешным и все системы сработают как надо, то в 2029 году на Марс вслед за роботом отправятся люди.
Фото: Tesla
Может показаться, что робот-первопроходец используется только для того, чтобы поберечь людей. На самом деле автоматизация космических полётов ставит серьёзный вопрос: кто именно будет главным действующим лицом в изучении и освоении космоса – машина или человек? От ответа на этот вопрос зависит путь, по которому пойдёт в будущем всё человечество. Например, если придётся переселяться на другую планету из-за того, что Солнце сожжёт Землю или перестанет греть, то людям придётся самим адаптироваться к космическим полётам. Если же делать ставку на заботу о Земле и на освоение ближнего космоса, в частности, богатого редкоземельными металлами пояса астероидов, то здесь можно и нужно обойтись силами автоматических устройств.
Фото: Warner Bros. Entertainment Inc.
Научная фантастика, изображая будущую космическую эпоху, населяла её и храбрыми пилотами, и роботами. Космолётчики браво управляли техникой, строили станции на орбите, поселения на других планетах и сражались с пришельцами. Но отношение к роботам всегда было неоднозначное, ведь в них видели не только союзников, но и источник скрытой угрозы. Законы робототехники, сформулированные писателем-фантастом Айзеком Азимовым, должны были раз и навсегда приручить механические создания, но в придуманных фантастами мирах это часто приводит к эксцессам. Машины и андроиды то и дело оказываются «более человечными, чем люди». Они требуют свободы, как в «Бегущем по лезвию», или даже хотят уничтожить человечество, как в «Терминаторе».
Пожалуй, самым ярким в научной фантастике эпизодом противостояния роботов и людей в космосе был бунт бортового компьютера HAL 9000 в «Космической одиссее 2001» Стэнли Кубрика. Астронавты подозревают орган управления в сознательной ошибке и решают отключить его. Хитрый компьютер читает по губам людей и убивает одного из астронавтов. Второму – Дейву Боумену – чудом удаётся спастись. Когда Боумен отключает модули машины, ответственные за личность, компьютер не хочет умирать и проявляет человеческие эмоции – страх и отчаяние.
Фото: Stanley Kubrick Productions
Противостояние людей и машин существует не только в научной фантастике. Японский робототехник и инженер Масахиро Мори сформулировал так называемый эффект зловещей долины. Дело в том, что роботы, одновременно и похожие на людей, и отличающиеся от них, часто вызывают у нас чувства подозрения и страха. Именно поэтому роботов нередко делают меньше человеческого роста и с мультяшными чертами, чтобы снизить эффект зловещей долины. Самый большой страх перед роботами в том, что люди могут оказаться не венцом, а всего лишь звеном в эволюции. Что, если безэмоциональные роботы – более совершенное воплощение разума во Вселенной, чем «кожаные ублюдки»? В общем, у нас есть все основания не доверять машинам, в том числе в космосе.
Фото: Май Начинкин / РИА Новости
Действительно, автоматика надёжнее и намного дешевле. Для машин, в отличие от людей, не нужно в космосе создавать сложную систему жизнеобеспечения. Однако людям очень нужны герои. И эпоха Великих географических открытий, когда отважные капитаны без связи с землей бороздили океаны и открывали острова, полные чудес, повлияла и на освоение космоса. Это наследие первооткрывателей-одиночек во многом определило образ космических капитанов. Кроме того, наши первые шаги в космос были сделаны в эпоху холодной войны. А войне, даже холодной, нужны свои герои. В космической гонке – главном сражении великих держав – победителями должны были стать именно люди, а не машины.
Но уже в начале космической гонки герои – космонавты и астронавты – столкнулись с сопротивлением машин и инженеров – специалистов, которые придумывали и обслуживали космическую технику. Когда стало понятно, что главной ставкой в битве за космос станет полёт человека, и в СССР, и в США появился резонный вопрос: кто именно должен лететь в космос? Нужно было в кратчайшие сроки понять, представители каких профессий, носители каких знаний и навыков подходят для экстремальной среды космоса. Казалось, что лучше всех на эту роль подходят военные пилоты. Именно они имели опыт высоких скоростей и перегрузок. Из них и были составлены первые отряды космонавтов и астронавтов.
Советские лётчики всё ещё были «сталинскими соколами», они считались асами, покорившими Северный полюс и победившими фашизм. Американские пилоты представляли себя лихими ковбоями, которые в полётах на сверхзвуковых самолётах бесстрашно рисковали своей жизнью.
В то же время чтобы достигнуть существенных вех в космической гонке – отправить человека на орбиту, состыковать космические корабли, построить космическую станцию, высадиться на Луне и Марсе, – нужны очень сложные технические решения и координация специалистов разного профиля. В таких сложных системах пилоту не принадлежал контроль над техникой. Инженеры превращали отважных лётчиков в винтики машины.
При этом технические специалисты хотели исключить пресловутый человеческий фактор – ошибки в управлении, число которых могло многократно увеличиться в экстремальной среде космоса. В кибернетическом мировоззрении, господствовавшем над умами в космический век, люди и машины были равны в правах. И те, и другие были частями сложных систем.
Астронавты и космонавты в штыки воспринимали перспективы автоматизации космических полётов. Американские пилоты, которых набирали в программу «Меркурий», сравнивали себя с шимпанзе, которых отправляли в космос. Животные были нашпигованы датчиками и ничего не контролировали.
Примерно такое же отношение к нарастающей власти машин было и среди советских покорителей космоса. В октябре 1965 года лётчики-космонавты первого советского отряда – Гагарин, Леонов, Беляев, Титов, Николаев, Быковский и Комаров – подготовили записку первому секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу о «недостатках в планировании и организации космических полётов». Космонавты представили своё видение причин отставания от США в космической гонке:
Советские космонавты считали, что СССР начинает проигрывать, потому что в Америке сделали ставку именно на человека, а не на роботов – на пилотов, управляющих космической техникой. Казалось, что в процессе автоматизации космических полётов в схватке людей и роботов последние побеждают, потому что низводят человеческих существ до винтиков в машинах, осваивающих космос.
Фото: NASA
Однако наиболее вероятным сценарием освоения космоса всё же будет не победа кого-то из соперников – машин или людей, а их взаимовыручка или даже дружба. И инженеры, и пользователи-космонавты всегда хорошо знали технику – её достоинства и недостатки. И без этого знания освоение космоса просто невозможно. Советский космонавт Валерий Рюмин, когда был на орбитальной станции, записал в своём дневнике:
Такое отношение к технике нередко встречается среди технических специалистов. Вспомните автомобилистов и их любовь к машинам. Российский космонавт Юрий Усачёв однажды даже «договорился» с Международной космической станцией.
Фото: NASA
После прибытия нового экипажа станция «брыкалась» – то одна система откажет, то другая. Например, светился индикатор пожара. Космонавты и астронавты искали причину, но не находили, экипаж был на взводе. Утром, незадолго до подъёма, Усачёв прилетел на центральный пост, чтобы поговорить со станцией, и буквально попросил её о помощи:
После этого большая машина МКС заработала как нужно и больше не подводила экипаж ложными сигналами. Так что с роботами и машинами в космосе можно сотрудничать и дружить, а не враждовать, конкурировать или бояться.
В 2026 году домашний робот Optimus отправится на Марс на корабле Starship Илона Маска. За его полётом будет следить весь мир, и, если миссия пройдёт успешно, через пару лет на Красную планету высадятся люди. Но неужели первыми осваивать космос теперь будут роботы, какой-нибудь искусственный интеллект, а люди отойдут на вторые роли или просто отсидятся на Земле? Или люди объединятся с железными помощниками, чтобы вместе увидеть далёкие миры? Рассказываем, как человечество использует роботов в космосе и почему здесь не всё так просто.
Шаг в будущее или маркетинг?
В марте Илон Маск объявил о предстоящем в 2026 году полёте Optimus на Марс на борту Starship. Optimus – робот-помощник, разработанный принадлежащей Маску компанией Tesla. Когда его запустят в серийное производство, цена составит примерно 30 тысяч долларов, роботу можно будет доверить сложную и скучную работу.
На первый взгляд, новая инициатива Маска – очередной успешный рекламный трюк. Берёте любой продукт, запускаете его в космос – и СМИ сами публикуют об этом ворох новостей. Внимание публики гарантировано. Схожим образом в 2017-м под космический хит Дэвида Боуи Space Oddity Маск запустил за пределы орбиты Марса автомобиль Roadster той же компании Tesla с манекеном на борту.
Однако реклама — не единственная цель запуска робота. Его можно использовать в космическом пространстве вместо человека. Нашпиговать железку датчиками, чтобы узнать, например, как человеческий организм будет реагировать на радиацию в течение девятимесячного полёта к Красной планете. В компании SpaceX уже заявили: если полёт робота Optimus будет успешным и все системы сработают как надо, то в 2029 году на Марс вслед за роботом отправятся люди.

Может показаться, что робот-первопроходец используется только для того, чтобы поберечь людей. На самом деле автоматизация космических полётов ставит серьёзный вопрос: кто именно будет главным действующим лицом в изучении и освоении космоса – машина или человек? От ответа на этот вопрос зависит путь, по которому пойдёт в будущем всё человечество. Например, если придётся переселяться на другую планету из-за того, что Солнце сожжёт Землю или перестанет греть, то людям придётся самим адаптироваться к космическим полётам. Если же делать ставку на заботу о Земле и на освоение ближнего космоса, в частности, богатого редкоземельными металлами пояса астероидов, то здесь можно и нужно обойтись силами автоматических устройств.
Зловещая долина

Научная фантастика, изображая будущую космическую эпоху, населяла её и храбрыми пилотами, и роботами. Космолётчики браво управляли техникой, строили станции на орбите, поселения на других планетах и сражались с пришельцами. Но отношение к роботам всегда было неоднозначное, ведь в них видели не только союзников, но и источник скрытой угрозы. Законы робототехники, сформулированные писателем-фантастом Айзеком Азимовым, должны были раз и навсегда приручить механические создания, но в придуманных фантастами мирах это часто приводит к эксцессам. Машины и андроиды то и дело оказываются «более человечными, чем люди». Они требуют свободы, как в «Бегущем по лезвию», или даже хотят уничтожить человечество, как в «Терминаторе».
Идея освобождения созданных людьми существ от рабства появляется не во «Франкенштейне» Мэри Шелли и даже не в древней легенде о Големе. В первом веке нашей эры конкуренты христиан гностики считали, что творцы – и особенно Демиург, создавший Вселенную, – злые создания, заточившие души людей в темницу материального мира. Гностик Валентин писал, что, создав Адама, ангелы, помощники Демиурга, сильно испугались, так как по своим способностям тварь значительно превосходила творение.

Противостояние людей и машин существует не только в научной фантастике. Японский робототехник и инженер Масахиро Мори сформулировал так называемый эффект зловещей долины. Дело в том, что роботы, одновременно и похожие на людей, и отличающиеся от них, часто вызывают у нас чувства подозрения и страха. Именно поэтому роботов нередко делают меньше человеческого роста и с мультяшными чертами, чтобы снизить эффект зловещей долины. Самый большой страх перед роботами в том, что люди могут оказаться не венцом, а всего лишь звеном в эволюции. Что, если безэмоциональные роботы – более совершенное воплощение разума во Вселенной, чем «кожаные ублюдки»? В общем, у нас есть все основания не доверять машинам, в том числе в космосе.
Споры об автоматизации

Действительно, автоматика надёжнее и намного дешевле. Для машин, в отличие от людей, не нужно в космосе создавать сложную систему жизнеобеспечения. Однако людям очень нужны герои. И эпоха Великих географических открытий, когда отважные капитаны без связи с землей бороздили океаны и открывали острова, полные чудес, повлияла и на освоение космоса. Это наследие первооткрывателей-одиночек во многом определило образ космических капитанов. Кроме того, наши первые шаги в космос были сделаны в эпоху холодной войны. А войне, даже холодной, нужны свои герои. В космической гонке – главном сражении великих держав – победителями должны были стать именно люди, а не машины.
Но уже в начале космической гонки герои – космонавты и астронавты – столкнулись с сопротивлением машин и инженеров – специалистов, которые придумывали и обслуживали космическую технику. Когда стало понятно, что главной ставкой в битве за космос станет полёт человека, и в СССР, и в США появился резонный вопрос: кто именно должен лететь в космос? Нужно было в кратчайшие сроки понять, представители каких профессий, носители каких знаний и навыков подходят для экстремальной среды космоса. Казалось, что лучше всех на эту роль подходят военные пилоты. Именно они имели опыт высоких скоростей и перегрузок. Из них и были составлены первые отряды космонавтов и астронавтов.
Советские лётчики всё ещё были «сталинскими соколами», они считались асами, покорившими Северный полюс и победившими фашизм. Американские пилоты представляли себя лихими ковбоями, которые в полётах на сверхзвуковых самолётах бесстрашно рисковали своей жизнью.
В то же время чтобы достигнуть существенных вех в космической гонке – отправить человека на орбиту, состыковать космические корабли, построить космическую станцию, высадиться на Луне и Марсе, – нужны очень сложные технические решения и координация специалистов разного профиля. В таких сложных системах пилоту не принадлежал контроль над техникой. Инженеры превращали отважных лётчиков в винтики машины.
При этом технические специалисты хотели исключить пресловутый человеческий фактор – ошибки в управлении, число которых могло многократно увеличиться в экстремальной среде космоса. В кибернетическом мировоззрении, господствовавшем над умами в космический век, люди и машины были равны в правах. И те, и другие были частями сложных систем.
Отец науки об управлении сложными системами Норберт Винер в конце Второй мировой войны работал над аппаратом, который бы мог предугадывать для зенитного огня поведение вражеского самолёта. И в этом уравнении самолёт не управляется пилотом. Они являются одной переменной, в которой машина и человек рассматриваются как части гибридного целого.
«Обезьяна с дипломом» – так называли себя многие астронавты.
«Почему для полётов космонавтов не строили корабли? Во всяком случае, не из-за недостатка средств. Это происходит потому, что руководители Ракетных войск больше верят спутникам-автоматам и недооценивают роли человека в космических исследованиях. Стыдно признаться, но это факт: в нашей стране, первой пославшей человека в космос, четыре года ведутся дискуссии на тему, нужен ли человек на борту военного космического корабля».
Разговор со станцией

Однако наиболее вероятным сценарием освоения космоса всё же будет не победа кого-то из соперников – машин или людей, а их взаимовыручка или даже дружба. И инженеры, и пользователи-космонавты всегда хорошо знали технику – её достоинства и недостатки. И без этого знания освоение космоса просто невозможно. Советский космонавт Валерий Рюмин, когда был на орбитальной станции, записал в своём дневнике:
«Я люблю машины. С детства неравнодушен к «железкам». Немного завидовал и людям, которые наиболее остро чувствуют мир и себя в нём через музыку, цвет, художественные образы. Для меня же, например, в хорошем, остроумном техническом решении, удачной конструкции, любовно, с душой сделанной детали не меньше живого, человеческого. Годы работы на испытаниях в КБ обострили это чувство. Поэтому мне кажется, что станцию я ощущаю как живую, со всеми её слабостями и силой».

После прибытия нового экипажа станция «брыкалась» – то одна система откажет, то другая. Например, светился индикатор пожара. Космонавты и астронавты искали причину, но не находили, экипаж был на взводе. Утром, незадолго до подъёма, Усачёв прилетел на центральный пост, чтобы поговорить со станцией, и буквально попросил её о помощи:
«Ты, конечно, привыкла к работе с первым экипажем. Они очень много сделали для тебя, и мне понятна ваша взаимная любовь. Но они должны были улететь и улетели. Ничего не поделаешь. Теперь мы будем работать с тобой, мы будем ухаживать и любить тебя не меньше, чем они, и ты будешь лучше, когда мы будем прощаться с тобой после окончания нашей экспедиции. Давай будем дружить и помогать друг другу. Ты хорошая, и ты всё понимаешь и чувствуешь, что я тебе говорю».
11 апреля 2025 09:00
Читайте также