Назад

«Русское лото»: история и секреты успеха главной лотереи страны

Фото: из личного архива Михаила Борисова

В этом году «Русскому лото» исполняется уже 29 лет. К этому возрасту лотерея подошла в статусе самой популярной в России. Особенный интерес вызывают новогодние тиражи, на которые продаются десятки миллионов билетов, а главный приз составляет 1 млрд рублей – ни в одной другой российской лотерее нет шансов на такой большой выигрыш. Однако нынешняя популярность «Русского лото» связана не только с крупными призами, полюбившимся форматом игры и грамотно выстроенной системой продаж, но и с огромной силой бренда, от которой неотделима и его легендарная история. Вспоминаем, как «Русское лото» завоевало популярность, став всенародно любимой телевизионной игрой и главной лотереей страны.

Бинго!


Розыгрыш «Русского лото», середина 90-х Розыгрыш «Русского лото», середина 90-х. Фото: из личного архива Михаила Борисова 

Лотерея «Русское лото» появилась в середине 1990-х – в эпоху перемен, и ее история неразрывно связана с этим временем. В те годы государство почти полностью отдало лотерейную сферу на откуп частному бизнесу. Контроль за лотерейными компаниями был минимален, что привело к заметному падению доверия к лотереям в России. Появились десятки, если не сотни, различных лотерей, и далеко не все из них проводились честно. Но на этом противоречивом фоне были и свои звезды, главная из которых, конечно, «Русское лото» – лотерея с уникальным форматом проведения розыгрыша, которая сумела не только завоевать доверие участников в непростое время социальных катаклизмов, но и сохранить его на протяжении десятилетий.

Концепцию «Русского лото» разработали Александр Яновский и Маргарита Клинкевич. В основу положили классическую настольную игру в лото, и во многом именно это решение стало залогом успеха новой лотереи. Игра в бинго-формате естественным образом растягивала время розыгрыша, создавая интригу. Каждый участник мог победить сначала в первом, затем во втором, третьем и последующих турах. При этом для проведения тиража использовалось «уникальное» лотерейное оборудование – плотный мешок и набор из 90 дубовых бочонков. 

Мешок и бочонки «Русского лото»Фото: пресс-служба «Столото» 

Благодаря этому розыгрыш «Русского лото» не был просто пассивным ожиданием результата: у каждого гостя в студии были шансы принять в нем участие, вытягивая бочонки из мешка, а самые удачливые получали дополнительные призы от спонсоров и партнеров программы. Ведущий активно взаимодействовал с приглашенными в студию гостями, включая их в игру, и это передавалось зрителям у экранов, которые с азартом зачеркивали числа в своих билетах. И так как тиражи транслировались в прямом эфире, это создавало удивительный эффект сопричастности: сидя дома перед телевизором, можно было играть в лото одновременно со всей страной. «Русское лото» разительно отличалось от существовавших тогда лотерей именно этим – активным вовлечением в процесс. В «Русское лото» было интересно не только выигрывать, но и играть.

Большинство существовавших в начале 1990-х лотерей были числовыми. Это и «Спортлото», ставшее легендой в советские годы, и новые игры, например «Лотто-Миллион». Эта лотерея завоевывала популярность за счет громкой рекламы, яркого телевизионного шоу, крупных призов и высокотехнологичной системы продаж и обработки билетов. В отличие от «Спортлото», участнику «Лотто-Миллион» не нужно было отправлять бланк билета организатору: билет сканировался в момент продажи, и данные о нем сохранялись в специальной капсуле, которая затем отправлялась в вычислительный центр. Это заметно ускоряло процесс обработки билетов. Однако сам принцип розыгрыша оставался прежним: лотерея проводилась по классической формуле «6 из 49», с которой когда-то начиналось и «Спортлото». Участнику нужно было угадать комбинацию из шести чисел, которую случайным образом выдавал лототрон в ходе розыгрыша. Таким образом, в начале 1990-х в России лидирующее положение занимали числовые лотереи – люди их любили и знали. Но появление «Русского лото» перевернуло ситуацию, и со временем бинго-формат вышел в лидеры на российском лотерейном рынке, потеснив классические числовые лотереи

Рука судьбы


Михаил Борисов Ведущий "Русское лото"Фото: из личного архива Михаила Борисова

Любая лотерея корнями уходит к процедуре жеребьевки, то есть действию, которое позволяет принимать решения непреднамеренно и случайно. Если когда-то с помощью жребия пытались угадать божественную волю, разделить добычу, определить, кому достанется право на занятие должности и т.п., то в лотереях жребий используется для определения победителей и распределения призового фонда между ними. В современных розыгрышах для проведения такой жеребьевки чаще всего используется лототрон – специальное оборудование, обеспечивающее случайное выпадение нужного количества шаров. Лототроны встречаются как в числовых лотереях, так и в бинго. Уникальность «Русского лото» в том, что почтенная процедура жребия в розыгрыше этой лотереи сильно приближена к тому, как это делалось в древние времена. Ведущий и гости вслепую вытаскивают бочонки из мешка собственными руками, определяя, чьи билеты окажутся выигрышными. И в этом особое очарование «Русского лото»: судьба и случай действуют через человека, а не машину, как это происходит в других современных лотереях.

Балагур и затейник

Выездной тираж "Русское лото"Фото: из личного архива Михаила Борисова 

Другой важный элемент успеха «Русского лото» – фигура ведущего. Он не просто вытягивает бочонки из мешка, тем самым определяя судьбу призового фонда, но буквально дирижирует розыгрыш, общается с гостями и в целом поддерживает дух игры. Первым ведущим «Русского лото» был Сергей Дитятев – известный эстрадный артист, конферансье и шоумен. Однако он провел всего несколько тиражей и прекратил участие в проекте. На этом этапе в «Русском лото» и появился легендарный Михаил Борисов, которого в качестве режиссера-постановщика пригласили спасать передачу:

«И тогда Артем Тарасов, который начинал проект, пригласил меня в качестве режиссера. Мы придумали игровой стол в студии, куда люди выходили сами. И сразу хронометраж нормализовался. Мне легче было вести программу самому, чем объяснять другому человеку, что нужно делать в кадре. Найти человека с импровизационным самочувствием, интеллектом и театральным образованием было сложно. Не было времени — программа выходила каждую неделю. И мне сказали: давай, бери процесс в свои руки — веди передачу», –  вспоминал Борисов в одном из своих интервью.
Именно благодаря Михаилу Борисову появился всем известный сегодня образ ведущего «Русского лото», неотъемлемой частью которого стали жилетка и галстук-бабочка. Михаил Борисович придумал его вместе с известным художником и дизайнером Борисом Красновым, который отвечал за сценографию «Русского лото». Было сразу ясно, что и жилетка, и бабочка – это попадание в точку. Они отлично подходили под фактуру Борисова, помогая ему создавать образ располагающего к общению балагура и затейника. И был в нем легкий намек на традиционную купеческую Россию, что вполне отвечало духу лотереи с названием «Русское лото». Пазл сложился идеально.

Немного позднее у Михаила Борисова появились ассистентки, которые помогали ему вести передачу, взаимодействовать со зрителями, а также делать специальные театральные номера, которые открывали многие тематические выпуски «Русского лото» в первые годы существования лотереи. Позднее помощницы Борисова превратились в его соведущих. В роли помощниц и соведущих за годы выхода передачи в эфир были Екатерина Гусева, Анна Скварник (Маркова), Инга Маневич, Юлия Островская, Виктория Панина, Ирида Хусаинова, Инна Воронина и другие. 

Звезды «Русского лото»



«Русское лото» изначально задумывалось не только как лотерея, но и как яркое телевизионное шоу. И хотя уже сам формат розыгрыша предполагал растянутую во времени интригу и активное общение ведущего со зрительным залом, для полноты картины требовались звездные гости. Это было особенно важно на этапе запуска, ведь участие звезд привлекало к пока еще никому неизвестной лотерее внимание широкой аудитории.

Именно поэтому звезды – причем первого ряда – появились уже в пилотном выпуске «Русского лото», который был показан в августе 1994 года на «1-м канале Останкино» в программном блоке телекомпании «GMS». В рамках этой передачи еще не было реального розыгрыша тиража, но состоялась пробная игра. Главными гостями пилотного выпуска стали Алла Пугачева и Филипп Киркоров, которые уже тогда были одними из самых популярных звезд российской эстрады. 

В тот момент в «Русском лото» не было стола в центре студии, за который приглашали гостей. Поэтому ведущий сам ходил по зрительским рядам, предлагая вытянуть из мешка очередной бочонок. В процессе он активно шутил и общался с залом. Например, когда Сергей Дитятев подошел к Алле Борисовне и Филиппу, которые совсем недавно поженились, он пошутил, что главой семьи будет тот, кто вытащит бочонок с большим номером. А потом ведущему даже удалось слегка смутить пару: вытащив число 31, он сказал, что именно столько раз нужно поцеловаться молодоженам, и крикнул «Горько». Впрочем, наказ известного конферансье пара выполнила лишь символически, поцеловавшись всего один раз. В конце передачи Алла Борисовна исполнила музыкальный номер: надела модные очки, как у Джона Леннона, и спела песню «Ты мне должен закаты». 



За годы проведения лотереи в ее студии побывала едва ли не вся наша эстрада. Как правило, звезд сначала звали за игровой стол, где они, как и зрители в студии, помогали ведущему вытаскивать бочонки из мешка. А уже после проведения розыгрыша приглашенные артисты исполняли музыкальный номер, который и завершал телепередачу.

Помимо Пугачевой и Киркорова, гостями «Русского лото» становились певицы Надежда Кадышева, Катя Семенова, Надежда Бабкина, Катя Лель, Наталья Сенчукова, группы «Песняры», «Земляне», «Дюна», «Лицей», «На-На», «Иванушки International», певцы Александр Серов, Сосо Павлиашвили, Андрей Державин, Владимир Маркин, ансамбль музыкальной эксцентрики и пародии «Экс-ББ», Мурат Насыров и Алена Апина, знаменитая Эдита Пьеха, певцы Иосиф Кобзон, Ринат Ибрагимов, Лев Лещенко, Вячеслав Малежик, Вахтанг Кикабидзе, композитор Юрий Антонов и многие-многие другие.

По списку звездных гостей «Русского лото» можно писать историю российского шоу-бизнеса 1990-х – начала 2000-х. В них – слепок ушедшей эпохи. Пересматривая старые выпуски знаменитой лотереи, можно много узнать о времени, которое совсем недавно стало нашей историей. Хотите вспомнить или узнать, кого любила и слушала Россия 10, 15, 20 или 25 лет назад – смотрите архивные выпуски «Русского лото» – это своего рода энциклопедия русской жизни 1990-х. Кстати, многие из них можно найти на ютуб-канале «Борисов и его Борисовцы», который посвящен памяти Михаила Борисова.

Театральные заставки


"Русское лото" 88-й тиражИсточник: ютуб-канал «Борисов и его Борисовцы»

Работа ведущего «Русского лото» во многом построена на умении импровизировать и буквально на лету выстраивать ход передачи. Но в первые годы у лотереи было еще и уникальное театральное и познавательное измерение. Многие розыгрыши Михаил Борисов посвящал тому или иному событию из истории или культуры, а также выдающимся личностям и даже литературным персонажам. И для таких тематических тиражей создавались специальные театральные заставки, которые открывали передачу.

Связь с культурными и историческими событиями выстраивалась по номеру тиража или дате его проведения. Например, 88-й тираж «Русского лото», состоявшийся 16 июня 1996 года, был посвящен Московскому метрополитену, постановление о строительстве которого было принято 15 июня 1931 года. Поэтому тираж открылся театральной сценкой с детскими стихами о метро.

А 89-й тираж, вышедший 23 июня 1996 года, Борисов приурочил к 1889 году, поэтому открыл его сценкой, в которой сплетались образы и мотивы, заставляющие вспомнить сразу о нескольких выдающихся личностях, в жизни которых в 1889 году случилось нечто важное. Именно в этом году появились на свет Чарли Чаплин и Вера Мухина. В этот же год Иван Шишкин написал свою знаменитую картину «Утро в сосновом лесу», а Петр Ильич Чайковский сочинил музыку к балету «Спящая красавица». Всем им нашлось место в короткой трехминутной заставке, которую Михаил Борисов подготовил со своими помощницами Екатериной Гусевой и Анной Марковой, а также режиссером Владимиром Пучковым и барабанщиком Александром Белоусовым. В этом составе и создавалось большинство театральных сценок для «Русского лото».



41-й тираж «Русского лото» Михаил Борисов открывал сценкой фехтования из «Трех мушкетеров». Причем здесь мушкетеры? Всё просто: 41-й тираж это «4» и «1», то есть четверо мушкетеров против одного кардинала.



Театральные заставки создавались не только для того, чтобы развлечь зрителя и придать уникальность каждому новому тиражу, но и в познавательных целях. Вот как позднее Михаил Борисов сам рассказывал о своей идее:

«Нам требовался ход, который привлек бы людей. Я решил соединить игру и познавательную программу. Мне очень хотелось, чтобы участники не только следили за розыгрышем, но и получали интересную информацию. Тогда я решил, что каждый номер тиража будет посвящен соответствующему году. Каждую неделю ходил в театральную библиотеку, выбирал важное событие из истории России и мировой культуры, которое пришлось на интересующий год. Этому событию посвящался тираж: приглашались определенные гости, подбирались музыкальные номера и оформление студии. В итоге получилась не просто лотерея, а культурно-развлекательная, даже культурно-познавательная программа».
С 1995-го до начала 2000-х годов Михаил Борисов создал множество тематических заставок для эфиров «Русского лото», в которых он был и автором, и режиссером, и актером. За эти годы он сыграл десятки, если не сотни всевозможных исторических и литературных персонажей: Чарли Чаплина, Папу Карло, Али-Бабу, Воланда и многих других.

Выездные тиражи


"Русское лото" Розыгрыш на стадионеФото: из личного архива Михаила Борисова

На протяжении почти трех десятилетий, что существует лотерея «Русское лото», ее создатели не перестают экспериментировать, придумывая, как сделать наблюдение за розыгрышами увлекательнее. И одним из ярких эпизодов в истории «Русского лото» стали выездные тиражи, которые регулярно проводились с 1995 по 2000 гг. Как правило, такие розыгрыши проходили на стадионах крупных городов: в Санкт-Петербурге, Иркутске, Омске, Красноярске, Чебоксарах, Элисте, Норильске и многих других. «Русское лото» пользовалось огромной популярностью, поэтому отдельные выездные тиражи могли собирать до 30 тысяч зрителей. 

Выездной тираж Русское лотоФото: из личного архива Михаила Борисова

Выход «Русского лото» с телеэкрана в жизнь огромной страны сделал эту лотерею еще ближе к людям. Жители многих российских городов могли однажды прийти на стадион и своими глазами увидеть, как проводятся розыгрыши. В каком-то смысле выездные тиражи «Русского лото» превращались в общегородской праздник, что, конечно, создавало вокруг лотереи благожелательный эмоциональный фон. Но кроме того, они повышали доверие к лотерее. Ведь тысячи, а иногда десятки тысяч человек могли наблюдать, как буквально на их глазах появляются победители розыгрыша и забирают свои призы.

По сей день «Русское лото» можно смело считать нашей главной национальной лотереей. Она лидирует и по количеству ежегодно продаваемых билетов, и по максимально возможной сумме выигрыша, которая в новогодних тиражах составляет до 1 млрд рублей. Таким образом, название — «Русское лото» — оказалось вполне себе пророческим, а сама лотерея вот уже почти 30 лет остается любимой миллионами россиян.


16 ОКТЯБРЯ 2023