Назад

Игра во благо. Как лотереи помогали творить добрые дела в дореволюционной России

Картина В.С. Садовникова «Благотворительный базар в Банкетном зале Юсуповского дворца». Фото: Русский музей

Строительство больниц, содержание приютов, помощь раненым и жертвам стихийных бедствий и другие благотворительные инициативы в дореволюционной России финансировали в том числе с помощью лотерей. Рассказываем, как лотереи стали одним из основных способов сбора средств для благотворительности в России.

Традиции благотворительности в нашей стране насчитывают более тысячи лет и восходят к моменту принятия христианства с одной из его главных заповедей о любви к ближнему. Благотворительность в России начинается как личная инициатива князя или царя и постепенно, на протяжении нескольких веков, расширяется до социального института. С XVII–XVIII веков с увеличением нуждающихся благотворительность становится постоянной заботой царствующей династии, а позднее и частных лиц либо негосударственных объединений. С середины XIX века для финансирования благотворительных инициатив в России стали регулярно проводить лотереи.

В поисках пользы

В Западной Европе еще с середины XV века, то есть с момента проведения первых задокументированных лотерей, собранные с их помощью средства направляли на общественные нужды или помощь неимущим. В Россию лотереи пришли только при Петре I, но поначалу они не получили массового распространения, и польза от лотерейных розыгрышей не была очевидна.

«Мы видели, что прежде из средств к увеличению государственных доходов, какие употреблялись за границею, лотерея не была признаваема полезною в России», – писал историк Сергей Соловьев в своей знаменитой хронике.
Однако настал момент, когда и российские государственные деятели разглядели в лотереях общественную пользу. Учрежденная в 1760 году «Первая государственная лотерея» планировалась как средство сбора денег для содержания отставных и раненых обер-офицеров и рядовых. Было выпущено 50 тысяч билетов стоимостью 11 рублей. Но что-то пошло не так, и опыт оказался не самым удачным: из-за непродуманных правил розыгрыша и плохой организации устроителям лотереи удалось собрать меньше денег, чем они должны были выплатить победителям. В 1764 году уже при Екатерине II лотерею признали убыточной, и императрица решила закончить это «неприятное и скучное дело». Победителям пришлось доплатить из казны 45 тысяч рублей.

После неудачного опыта императрица раздумывала и о полном запрете лотерей, но этого не случилось. А в 1782 году был принят «Устав благочиния или полицейский», который ужесточил правила проведения всех лотерей в стране и определил, что лотерею можно проводить только с дозволения императора и разрешения от Управы благочиния, то есть полиции. Высочайшее дозволение выдавалось, только если лотерея проводилась в благотворительных целях. Это определило развитие лотерей в России на столетия вперед.

Как проводили лотереи в XIX веке

Примерно с середины XIX века благотворительные лотереи прочно входят в повседневную жизнь российского общества. В это время в России идут реформы, появляются новые финансовые инструменты, банки, развивается биржевая торговля. Устанавливаются и более четкие правила проведения лотерейных розыгрышей. В 1857 году был принят «Устав о предупреждении и пресечении преступлений», в котором регулированию лотерей отводилась отдельная глава. Впоследствии этот устав несколько раз корректировался, но в целом правила лотерейных розыгрышей не менялись.


  • Закон устанавливал, что разрешения на проведение лотерей должны выдаваться редко и «только для людей бедных», то есть в благотворительных целях.

  • Запрещалось проводить лотереи на суммы свыше 1,5 тысяч рублей. При этом нельзя было разыгрывать деньги и процентные бумаги. То есть в качестве призов выступали только ценные вещи.

  • Разрешение на розыгрыши до 1,5 тысяч выдавал министр внутренних дел, но могли быть и исключения. Например, детские приюты и Женское патриотическое общество получали разрешения от главноуправляющего Собственною Его Императорского Величества канцелярией по учреждениям императрицы Марии.

  • Проведение розыгрышей на сумму свыше 1,5 тысяч было возможно, но только с высочайшего разрешения главы государства.

  • В лотерее должен был выигрывать хотя бы каждый сотый билет, а общая стоимость выигрышей должна была составлять не меньше половины от суммы, на которую разыгрывается лотерея. То есть призовой фонд составлял не менее 50% от собранных с продажи билетов средств.

  • Проведение лотерей на народных гуляниях, в том числе и лотерей-аллегри, то есть моментальных розыгрышей, воспрещалось. Но разрешение на такие лотереи мог выдать министр внутренних дел с тем условием, что устанавливалась отдельная плата за вход на мероприятие. На практике такие лотереи проводили довольно часто.
Одними из главных организаторов лотерей в России XIX века стали благотворительные и социальные учреждения. В 1866 году был принят закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников», согласно которому разыгрывать благотворительные лотереи было разрешено каждому детскому приюту. При этом общая сумма продаваемых билетов для каждой лотереи не должна была превышать 3 тысячи рублей. Проведение лотерей в те годы становится одним из привычных источников дополнительного финансирования не только для детских приютов, но и для школ, больниц, общин сестер милосердия, домов трудолюбия и других благотворительных организаций дореволюционной России.

Дети-сироты за столом в приюте конец 19 векаДетский приют трудолюбия св. Ольги. Санкт-Петербург. Конец 1890-х годов. Фото: Фотоателье К. К. Буллы

В конце XIX века в России насчитывалось 1404 благотворительных общества, из которых в столице империи находилось 334 общества, а в Москве – 164. Число благотворительных учреждений, которые поддерживались этими обществами, составляло 3555, из которых 638 располагалось в Петербурге и 453 – в Москве. 


Помощь нуждающимся изначально имела религиозный импульс, и к лотереям это тоже имело самое непосредственное отношение. К примеру, нередко благотворительную лотерею приурочивали к какому-нибудь религиозному празднику. Так, в Томске первая лотерея-аллегри и бал-базар состоялись 30 декабря 1867 года в честь празднования Рождества Христова. А лотерея-аллегри, проходившая 2 апреля 1868 года, была приурочена к празднику Святой Пасхи.

На примере Томска, где, как и во многих других крупных городах, благотворительные лотереи-аллегри проводились ежегодно, можно увидеть, как этот механизм работал в России. Устраивались лотереи директрисами дамского отделения Томского попечительного о тюрьмах комитета и Томским губернским попечительством над Владимирским детским приютом. Собранные средства шли на различные нужды. К примеру, за их счет финансировали Владимирский приют, их раздавали бедным в течение года, направляли в лечебницу для приходящих, учрежденную при Томской врачебной управе. Иногда деньги направлялись в самарский Дамский комитет для страждущих от голода, на содержание еврейской богадельни в Томске. Часть лотерей проводилась в пользу Владимирского детского приюта в здании манежа. Цена лотерейного билета составляла 25 копеек, за вход платили по 50 копеек.

Кому помогали

Сиротские и воспитательные учреждения были одним из важнейших направлений для сбора средств с помощью лотерей не только в Томске, но по всей России. Например, с 1852 по 1855 годы проводилась ежегодная лотерея в пользу состоящего под покровительством Ее Императорского Величества Евангелического Александринского воспитательного заведения для бедных детей женского пола. В 1867 году состоялась лотерея в пользу школ для больных и сирот евангелического вероисповедания в Москве.

В 1870, 1879 и 1898 годах – проводились лотереи в пользу детского приюта принца Петра Ольденбургского – российского военного и государственного деятеля, члена Императорского дома, внука Павла I.

С 1897-го регулярно, иногда по несколько раз в год, проводились городские лотереи в пользу заведений Санкт-Петербургского Совета детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии. В числе призов были пожертвованные на эти цели драгоценные вещи. К примеру, в 1904 и 1912 годах разыгрывали бриллиантовые украшения, а в 1913 году в призах можно было найти и бриллианты, и золото.

Дети-сироты в приюте занимаются гимнастикой начало 20 векаУрок гимнастики в Сиротском институте Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Санкт-Петербург. 1900-е. Фото: Фотоателье К. К. Буллы

Часто с помощью лотерей собирали деньги для больниц и медицинских учреждений. Например, в апреле 1839 года состоялась благотворительная лотерея в пользу Санкт-Петербургской детской больницы. Разыгрывалось 27 картин и этюдов, пожертвованных больнице художником А.Г. Венециановым и его учениками. Всего было продано 985 билетов по 5 рублей ассигнациями.

В 1901 году состоялось три розыгрыша лотереи в пользу дома призрения, состоящего под покровительством Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых.

В 1884 году состоялась лотерея в пользу Покровской общины сестер милосердия. Эта община была учреждена в 1858 году великой княгиней Александрой Петровной, старшей дочерью принца Ольденбургского и супругой великого князя Николая Николаевича-старшего. Община начала действовать 1 ноября 1859 года, а ее устав был утвержден Александром II 3 февраля 1861 года.

Врачи и дети в детской больнице начало 20 векаГлавный врач Детской больницы принца Петра Ольденбургского К. А. Раухфус (у кроватки ребенка) и медицинский персонал с маленькими пациентами, 1900-е. Фото: rauhfus.ru

Работу школ и образовательных заведений тоже частично финансировали за счет сборов от лотерей. К примеру, в 1868 году состоялась большая лотерея в пользу женских частных школ высочайше утвержденного Московского благотворительного общества 1837 года. И такие розыгрыши проводились регулярно. Посмотреть лотерейный билет можно здесь.

Дети за партой начало 20 векаУрок арифметики в Николаевском сиротском институте, 1900-е. Фото: Фотоателье К.К. Буллы / ЦГАКФФД

В 1876–1884 годах ежегодно проводились лотереи в пользу школ Женского патриотического общества – старейшего благотворительного общества Российской империи, которое было образовано еще 29 декабря 1812 года указом императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I.

С помощью лотерей также собирали деньги на помощь художникам и деятелям искусств. С 1837 года проводилась ежегодная публичная беспроигрышная лотерея Общества поощрения художников. В качестве призов выступали произведения, которые были предварительно выкуплены у опекаемых художников. На первой лотерее ОПХ к розыгрышу предназначалась тысяча выигрышей на сумму свыше 6 тысяч рублей ассигнациями при цене билета 5 рублей.

Царская милость

Значительная часть российских благотворительных лотерей проводилась под покровительством царской семьи. Личная благотворительность семьи Романовых в форме традиционной милостыни началась с основания правящего дома в XVII веке, а ко времени формирования империи стала приобретать системный характер. По сути царская благотворительность решала задачи отсутствовавшей в дореволюционной России государственной социальной политики. Неудивительно, что исторически развитие российской светской благотворительности во многом связано с деятельностью императорской фамилии.

Например, активно занималась благотворительностью императрица Мария Федоровна, супруга Павла I. В 1797 году она приняла в свое ведение московский и петербургский воспитательные дома со всеми их заведениями. Ведомство учреждений императрицы Марии финансировалось за счет казны, но в то же время привлекало частные пожертвования, а также получало доход от продажи игральных карт, проведения лотерей, благотворительных базаров и других публичных развлечений.


Императрица Мария ФедоровнаИмператрица Мария Федоровна. Художник Александр Рослин. Фото: Государственный Эрмитаж

На протяжении почти 50 лет, с 1838 по 1886 год, Ведомство проводило ежегодные благотворительные лотереи в пользу петербургских и московских приютов для бедных детей. Первые такие розыгрыши в Петербурге состоялись в 1838 году, а с 1843-го стали проводиться и в Москве.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, супруга великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы, основала Елизаветинское благотворительное общество, сочетавшее работу светских и церковных организаций. Московский митрополит Леонтий и 11 благочинных Москвы дали благословение на совместную работу московских приходов и монастырей с Елизаветинским обществом, что позволяло заметно расширить масштабы благотворительной деятельности.


Великая княгиня Елизавета ФедоровнаВеликая княгиня Елизавета Федоровна. Фото: wikimedia.org

При многих церковных приходах Москвы Елизаветинское общество открыло свои приходские благотворительные комитеты, занимавшиеся попечением об оказавшихся в бедственном положении законнорожденных детях. В состав Общества входило 224 приходских комитета в Москве и 14 уездных комитетов в Московской губернии.

Елизаветинское благотворительное общество не получало средств из казны и существовало только за счет членских взносов, пожертвований, процентов с капитала, а также устраиваемых мероприятий, в том числе лотерей. Великая княгиня Елизавета Федоровна регулярно лично участвовала в благотворительных базарах, в рамках которых традиционно проводились и лотереи-аллегри.

Даже Николай II имел самое непосредственное отношение и к благотворительности, и к лотереям, правда, еще до восшествия на престол. В возрасте 23 лет он возглавил «Особый комитет наследника цесаревича», который проводил лотереи в 1891 и 1892 годах для помощи голодающим. Ранее мы подробно писали об этих розыгрышах.

По инициативе великой княгини Елены Павловны, супруги великого князя Михаила Павловича – четвертого сына Павла I, было основано Российское общество Красного Креста, которое тоже регулярно устраивало благотворительные лотереи. У истоков общества стояли знаменитый русский хирург Николай Иванович Пирогов и сестры милосердия Крестовоздвиженской общины, которые занимались организацией общественной медицинской помощи раненым воинам во время Крымской войны. Российское общество Красного Креста неоднократно проводило благотворительные лотереи.


Сестры милосердия Крестовоздвиженской общины
Сестры Крестовоздвиженской общины, Севастополь, 1855. Фото: wikimedia.org

1898 г. – лотерея в пользу учреждавшихся бараков Всероссийского общества Красного Креста.
1900 г. – лотерея в пользу Санкт-Петербургского дамского имени княгини Марии Павловны комитета Российского общества Красного Креста для сбора средств на Мариинскую барачную больницу.
1904 г. – лотерея Российского общества Красного Креста в  Веневе.
1905 г. – лотерея Екатеринбургского комитета Красного Креста.
1912 г. – лотерея Ростовской-на-Дону общины Св. Николая, организованной сестрами милосердия Красного Креста.
1914 г. – лотерея в пользу отдела скорой помощи Петроградского Нарвско-Невского комитета Российского общества Красного Креста.
1915 г. – лотерея в пользу лазарета Красного Креста имени княгини Марии Николаевны.

Лотереи и благотворительность

Благотворительность в России начиналась во многом как частная инициатива, основанная на пожертвованиях первых лиц государства и других состоятельных людей. Оставаясь обязанностью семьи монарха, она одновременно всё больше приобретала системные черты. Основывались специализированные общества и ведомства, их работа становилась регулярной и организованной.

При этом крупнейшие благотворители, в первую очередь члены царской семьи, постепенно стали своего рода промоутерами, чей пример вдохновлял остальные слои общества. С расширением масштабов появились и новые инструменты для аккумулирования средств, которые можно направить на помощь нуждающимся. В этих целях в XIX веке стали проводить благотворительные концерты, спектакли, балы-базары.

Лотерея, которую организовывали и как часть светского события, и как самостоятельную активность, стала одним из самых эффективных механизмов, позволяющих организовать сбор значительных сумм с привлечением широких масс населения. Например, в благотворительной лотерее 1891 года в пользу голодающих было выпущено больше миллиона билетов. Таким образом, в том числе благодаря лотереям, благотворительность в России к началу XX века постепенно приобрела системный характер.

Сегодня государственные лотереи в России не только продолжают традиции «Спортлото», перечисляя часть средств от проведения лотерей на физкультуру и спорт, но имеют непосредственное отношение и к благотворительности. Например, «Столото» системно поддерживает благотворительные фонды и НКО, а также проводит специальные тиражи, прямо связанные с многовековыми традициями благотворительности в России. Так, в прошлом году состоялся пасхальный тираж «Русского лото», по итогам которого более 58 млн рублей было направлено православной службе помощи «Милосердие». И, судя по всему, эта история приобретает регулярный характер. По крайней мере, в мае 2024 года состоится уже второй пасхальный тираж: как и в прошлый раз, с каждого проданного билета 10 рублей будет направлено социальной службе «Милосердие».

  • Кузнецов А.Ю. Игра на счастье. Вопросы истории и каталогизации лотерейных билетов Российской империи // Альманах общества «РОИ». Книга III. Сборник научных трудов по истории бумажно-денежного обращения. – М. Общество «РОИ». 2017 г. 526 с.
  • Теребов В.Н. Первая государственная лотерея Российской империи (1760–1764) — Саранск, 2009
  • Томтосов А.А. История правового регулирования лотерей в России // Право и политика. 2013. №1.
  • Серякова Н.А. Благотворительность и общественный досуг томичей во второй половине XIX в. (по материалам «Томских губернских ведомостей») // Вестник Томского государственного университета. История. 2010. №1.
  • Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге и Москве. — СПб., 1899.
  • Санкт-Петербургская электронная энциклопедия (encspb.ru)
  • А. Соколов, И. Зимин. Благотворительность семьи Романовых. XIX – начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора. – М. Центрполиграф, 2015 г.
  • С.М. Соловьев. История России с древнейших времен — Том XXIV. Глава V

19 МАРТА 2024