Тираж длиною 68 дней и ночей
Мы привыкли, что розыгрыши современных лотерей проходят довольно быстро. Если говорить о классических числовых лотереях, то в зависимости от используемых технических средств тираж может длиться от нескольких секунд до пары минут. Если говорить про бинго-лотереи, то их тиражи, как правило, длятся пару десятков минут. Однако лотереи существуют уже не одну сотню лет, и в прежние времена проведение по-настоящему массовых розыгрышей требовало гораздо больше времени. В Средние века лотерейные тиражи длились буквально днями и ночами, а иногда даже неделями. Один из наиболее длительных тиражей состоялся в 1592 году в Амстердаме: чтобы определить всех победителей, потребовалось 68 дней и ночей. Разбираемся в механике средневековых розыгрышей и рассказываем, чем они отличались от розыгрышей современных.
Как устроены современные числовые лотереи
Фото: Massachusetts State LotteryПрактически все современные лотереи основаны на формулах комбинаторики, которые позволяют легко и быстро проводить розыгрыши среди неограниченного количества участников. Например, в лотерее с классической формулой «6 из 45», чтобы выиграть суперприз, нужно угадать шестизначную числовую комбинацию, составленную из чисел в диапазоне от 1 до 45. Так как всего из предложенных чисел можно составить ровно 8 145 060 различных комбинаций по шесть чисел, то вероятность угадать победную комбинацию для всех равна и составляет 1: 8 145 060. То есть один шанс на восемь с лишним миллионов. Вероятности угадать два, три, четыре или пять чисел из выигрышной комбинации тоже высчитываются и равны для всех участников. Именно так и обеспечивается один из ключевых принципов проведения лотерей – равная вероятность выигрыша.
Другой базовый принцип лотереи – случайность результата – обеспечивается использованием специального лотерейного оборудования. Классическое устройство для проведения розыгрышей – лототрон. Он до сих пор остается одним из наиболее распространенных способов проведения тиражей. Если вернуться к примеру с розыгрышем по формуле «6 из 45», то для такой лотереи нужен лототрон, в котором перемешиваются шары, пронумерованные от 1 до 45. Эти шары имеют одинаковые вес, размер и форму, поэтому шансы на выпадение каждого шара равны. И никто не знает, какие именно номера попадут в победную комбинацию. Иными словами, только случай определяет результат тиража.
Таким образом, знание комбинаторики дает возможность, используя всего 45 шаров, провести розыгрыш, исходом которого может стать любая из 8 145 060 числовых комбинаций. При этом, меняя формулу, мы можем менять и количество возможных исходов розыгрыша, тем самым повышая или уменьшая вероятность выигрыша. Это позволяет варьировать количество участников тиража от двух человек до бесконечности. Дальше останется только сравнить числа, которые отметили игроки в своих билетах, с выпавшей комбинацией – современные технологии позволяют сделать это практически моментально. Еще полвека назад результаты проверяли вручную – это, конечно, требовало времени, но при достаточном количестве проверяющих не мешало несколько раз в неделю проводить тиражи, в которых участвовали миллионы билетов.
Как проводили лотереи в Средние века
Розыгрыш лотереи, изображенный на приглашении посетить соревнования по стрельбе и лотерею в Кёльне, 1501 г. / National Gallery of Art/ Washington DC, Rosenwald Collection, 1951.16.4Хотя элементы комбинаторики были известны еще древним китайцам и древним грекам, оформляться как систематическое знание эта область математики начала только во второй половине XVII века (в первую очередь стоит сказать спасибо Блезу Паскалю, Готфриду Лейбницу и Якобу Бернулли). Но массовые лотереи получили распространение в Европе задолго до открытий этих ученых. И чем больше людей в них участвовало, тем сложнее было проводить розыгрыши, так как комбинаторику для этих целей в те времена не применяли. Как же разыгрывали лотереи в Средние века?
Для этого использовали простейший метод создания случайности – тянули жребий. Брали два контейнера. В один помещали имена участников, в другой – бросали такое же количество бумажек, причем на некоторых были обозначены обещанные призы, а на других – пусто. Розыгрыш проводился публично, на одной из городских площадей. Из одной емкости тянули имя участника тиража, из другой – бумажку с обозначением приза. Вытянув имя, его громко произносили: благодаря этому каждый, кто купил лотерейный билет, мог убедиться, что он точно участвовал в розыгрыше. Далее громко сообщали, выиграл участник или нет. Если выигрыш не случился, это тоже обязательно объявлялось во всеуслышание.
Таким образом, для определения победителей нужно было вытащить все бумажки, содержащие имена участников лотереи, и все бумажки, сообщающие о наличии или отсутствии приза. И если лотерея пользовалась популярностью, это приводило к тому, что розыгрыш растягивался на дни и недели, ведь имен было очень много. Давайте посмотрим, как это происходило, на примере амстердамской лотереи 1592 года, тем более что об этом событии у нас осталось даже визуальное свидетельство – картина фламандского живописца Гиллиса Куанье.
Амстердамская лотерея 1592 года
Гиллис Куанье (Gillis Coignet) /Amsterdam MuseumНаписанная Гиллисом Куанье картина отражает реальное событие – розыгрыш амстердамской лотереи 1592 года, проведенной в поддержку расширения здания Het Dolhuis – сумасшедшего дома и лепрозория, расположенного в городе Харлеме (сегодня – пригород Амстердама). Так как лотерейные билеты продавались целый год и желающих поучаствовать было очень много, лотерея поставила рекорд по длительности тиража, что говорит о ее популярности. Согласно изысканиям историков, розыгрыш этой лотереи длился 68 суток: он начался 14 августа 1592 года и продолжался день и ночь вплоть до 20 октября.
Как проходил рекордный тираж
Гиллис Куанье запечатлел розыгрыш в ночное время. Мы видим на сцене две емкости, в одной из которых лежат proosbriefjes – бумажки с именами участников розыгрыша, которые, как правило, также содержали небольшие рифмованные стихи. В другой емкости лежат купюры – с названием приза или пустые. Розыгрыш проводится командой из пяти человек – трех лотерейных мастеров и двух помогающих им мальчиков. Мальчики тянут бумажки с призами и именами участников розыгрыша и затем передают их лотерейным мастерам, которые объявляют результат. Еще один лотерейный мастер, он стоит в центре, периодически встряхивает емкости с именами участников и обозначениями призов, тем самым перемешивая их содержимое. Лотерейные мастера одеты в одежду, окрашенную геральдическими цветами города – красным, черным и белым. Мальчики представлены в образе сирот и одеты в белые одежды – они символизируют невинность, что должно убеждать в честности проводимого розыгрыша.
Рядом с жаровнями по краям сцены стоят мужчины, которые громко повторяют результат для публики. Когда выпадал выигрыш, об этом извещали также трубным или колокольным звоном. На картине Куанье мы видим трубача (он стоит в правой части сцены). Список выигранных призов с указанием имен победителей обычно фиксировался на доске, висевшей перед сценой, чтобы «позволить любому в любое время увидеть, узнать и прочитать, кто выиграл приз». Это также работало на увеличение доверия и прозрачности розыгрышей.
Лотерея – это праздник
Собравшиеся на площади в Гааге люди осматривают призы, разыгрываемые в лотерее, ок. 1617–1622/ Fondation Custodia, Paris.Нетрудно заметить, что происходящее на картине Куанье походит на настоящее шоу, а площадь перед сценой заполнена даже ночью. И это показывает неразрывную связь лотерей с традицией средневековых игр и турниров, карнавальной культурой. Некоторые розыгрыши совмещались с проведением литературных фестивалей, в которых соревновались городские палаты риторов, что привлекало к лотереям еще больше внимания и повышало продажи лотерейных билетов.
Более того, даже обычные участники тиража имели возможность для творчества. К концу XVI века до 90% участников нидерландских лотерей не просто писали на лотерейных билетах свои имена, но сопровождали их небольшими рифмованными посланиями. Лотерейный мастер зачитывал не только имя, но и послание участника, поэтому тираж превращался в своего рода народный поэтический фестиваль. В таких стихотворных записках кто-то просто просил у Бога милости, кто-то жаловался на бедность, а кто-то подшучивал над организаторами лотереи – иногда весьма смело и даже скабрезно. Вот пример по-настоящему мастерской шутки, рассчитанной на полифонический эффект:
Drye vraukins van zinnen zeer clouck
Die doen vraghen wat de trecker heeft in zijn hrouck
Три дамы, сведущие в таких делах,
Знать желают, что у лотерейщика в штанах.
Die doen vraghen wat de trecker heeft in zijn hrouck
Три дамы, сведущие в таких делах,
Знать желают, что у лотерейщика в штанах.
Откровенно неприличные шутки на лотерейных билетах к середине XVI века распространились настолько, что в правилах лотерей стали прямо прописывать запрет на оскорбление и унижение «тех, кто проводит тираж или объявляет результаты». Правила амстердамской лотереи также запрещали бросать на сцену камни, грязь и другие предметы. Видимо, недовольные результатом розыгрыша иногда доходили и до таких крайностей.
Постепенное превращение средневековых лотерей в полноценные шоу-программы отражает не только их кровную связь с городской карнавальной культурой, но и имеет вполне прагматическое значение, вытекающее как раз из огромной длительности самых популярных тиражей. Скучно сутками смотреть за обычным вытягиванием жребия – отсюда и шуточные стишки участников, и театрализованные соревнования риторов. Чем популярнее становились лотереи в Европе, тем больше времени занимали розыгрыши и тем сильнее они походили на полноценные празднества.
1) Norbert Middelkoop.
Gillis Coignet and the Amsterdam Lottery of 1592: Locating an Extraordinary Night Scene
2) Jan Dumolyn, Jeroen Puttevils, Thais Aerts, Frank Demeyere, Lennert Lapeere, Jannie Haek, Tom Naegels. At Brugghe ende eldere, omme daer advis te hebe hoe men daer de lotinghen ghedaen hadde
2) Jan Dumolyn, Jeroen Puttevils, Thais Aerts, Frank Demeyere, Lennert Lapeere, Jannie Haek, Tom Naegels. At Brugghe ende eldere, omme daer advis te hebe hoe men daer de lotinghen ghedaen hadde
02 МАЯ 2024
Читайте также