Назад

Спорт высокого полета. О проблемах воздушных шаров и не только

29 января в тиражную комиссию 226-го, распределительного, тиража игры «Гослото 6 из 45» мы пригласили представителей очень красивых и романтичных спортивных профессий: авиационного спорта и воздухоплавания.

Из беседы с ними мы узнали, что такое тепловой аэростат, как можно попасть в авиаторы и с какими проблемами сталкиваются те, кто занимается этими видами спорта в России. Вопросы задавал известный спортивный комментатор телеканала «Россия- 2» Александр Кузмак.

Председателем тиражной комиссии стал Владимир Константинович Иванов, президент Федерации авиационного Спорта России (ООО ФАС России), вице-президент FAI. Следить за проведением тиража ему помогала Галина Окулова, полевой судья по воздухоплавательному спорту в классе тепловых аэростатов.

Александр Кузмак: В силу своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с представителями самых разных видов спорта, но, скажу честно, для меня авиационные виды спорта — это, определенно, экзотика. А с другой стороны — это ведь очень красиво. Владимир Константинович, я начну с Вас как с главного в человека по авиационным видам спорта в России. Расскажите, пожалуйста, как для Вас это все начиналось? Почему спорт в авиации? Ведь эта профессия очень редкая.

Владимир Константинович Иванов: Я пришел в авиацию мальчишкой, после похода в «Детский мир», где продавались авиамодели. Я купил одну из них и построил, и она у меня прекрасно полетела. Был солнечный день. Я был одухотворен. И через неделю со мной уже летала вся моя улица! Получилось так, как в старом лозунге: «От модели к планеру, с планера на самолет». Начал с аэроклуба, и затем всю свою жизнь посвятил большой авиации. В настоящее время я избран Президентом ФАС России, вице-президентом FAI и представляю 9 федераций по авиационным видам спорта на международном уровне.

А. К.: Какие этапы прошли Вы на этом пути?

В. И.: курсант аэроклуба, Мастер спорта СССР по авиамодельному спорту, Чемпион Советского Союза. Затем военное училище, Академия, служба в Военно-воздушных силах. Но со спортом я не расставался и до сих пор занимаюсь этими увлекательнейшими видами спорта: самолетные, авиамодельные, ракетомодельные, воздухоплавательные, планерные виды спорта.

А. К.: А вот если Вас сейчас заставит ситуация, Вы сможете собрать модель или сесть хотя бы на планер, если не на самолет?

В. И.: Да, я и сейчас занимаюсь этим очень активно — не только в душе, но и в деле.

А. К.: Галина, а Вас как судьба привела в воздухоплавание? Вы наверняка скажете тоже, что случай, практически лотерея. Но, тем не менее, как так случилось?

Галина Окулова: Это действительно была чистая случайность. Я тогда работала журналистом и увидела в интернете коротенькое объявление, что будет рассказ о воздухоплавании. А я в тот же день собиралась на блошиный рынок у платформы «Марк 2» по соседству. Думаю, дай-ка заеду, посмотрю на странных людей. Заехала, посмотрела. Пустили какой-то листочек, я вписала свой телефон, и меня через какое-то время позвали на полевые занятия. И потом, после этих занятий, я поехала на свой первый чемпионат России, там горько рыдала и совершала нелепые ошибки. Но, тем не менее…

А. К.: Что такое тепловой аэростат? Расскажите, пожалуйста.

Г. О.: Это воздушный шар.

А. К.: «Пять недель на тепловом аэростате»! Если бы так Жюль Верн написал, никто бы его и не понял. А вот «воздушный шар» звучит как-то красивее. Чем они отличаются? Почему именно тепловой аэростат? Чем их наполняют? Из чего они состоят?

Г. О.: Тепловой аэростат, он же воздушный шар — это очень простая штука. Грубо говоря, это кусок высокотехнологичной ткани, сшитой в форме шара с дыркой внизу. Снизу пришита корзина, а в ней газовая горелка, работающая на обычном бытовом газе. Горелка нагревает воздух, который тянет шар вверх. Все очень просто.

А. К.: Элементарно. А клюшка — это просто кусок дерева, я согласен. Владимир Константинович, теперь вопрос опять к Вам. Какие проблемы и достижения на сегодняшний день вы можете отметить в российском авиационном спорте?

В. И.: Прежде всего, я хотел бы выразить благодарность всем спортсменам и тем, кто помогает развитию нашего спорта. Их помощь более чем актуальна, потому что на сегодняшний день, к сожалению, Постановление правительства о поддержке авиационных видов спорта не работает в полную силу.

С 1990 года наши летчики и вертолетчики не получили ни одного нового летательного аппарата. Только в этом году — впервые! — выделяется небольшая часть денег на два самолета, один планер и определенное количество парашютов. Это для России, можно сказать, ничего.

А. К.: Как мы можем соизмерить здесь достижения и проблемы?

В. И.: Несмотря на трудности, Россия по праву может гордиться своими спортсменами по всем видам авиационного спорта. Наши спортсмены находятся в числе лидеров чемпионатов.

Что касается проблем в авиационном спорте, то хотелось бы выделить следующее:

Главная проблема, что если на сегодняшний день Министерство спорта еще оказывает помощь по проведению учебно-тренировочных сборов, выездов сборных команд России на чемпионаты мира и Европы, то средний возраст наших чемпионов сегодня — 30–40 лет, и совсем ничего не сделано для подготовки спортивного резерва. То есть, если молодой человек захочет научиться летать, он не сможет этого сделать. Потому что, придя в аэроклуб, ему никто не сможет выделить самолет для обучения. То же и о прыжках с парашютом. Желающим заниматься за все придется платить свои деньги, потому что в государственном бюджете отдельной строки по подготовке молодежи по авиационным видам спорта просто нет.

А. К.: Так мы никуда не улетим, да. Но, а вот если представить, что пришел молодой человек, который что-то выбирает в своей жизни, что бы Вы ему сказали? Почему надо идти летать? Что-то есть такое, что делает этот вид спорта особенным?

В. И.: У нас есть одно очень важное направление — авиакосмические и авиационные рисунки. Чемпионаты проводятся на международном уровне. И молодые люди, которые участвуют в них, поневоле знакомятся с литературой, с историей авиации, и таким способом становятся членами авиационной семьи. И дальше, уже приходя в аэроклуб или авиационный институт, идут далее по авиационному направлению.

Что касается достижений, то для нас сейчас очень важно, значимо и почетно то, что мы начали проводить чемпионаты мира в России. Страна у нас большая, и здесь действительно есть, где летать. В 2010 году мы провели прекрасный чемпионат мира в Мензелинске (Татарстан) и в Коломне, в Новосибирске на ЯК-52. В 2011 году будет проходить Чемпионат мира «Авиагонка Москва-Иркутск» в начале августа, и в 2012 — чемпионат мира по вертолетному спорту на аэродроме в Серпухове. Сейчас для нас очень ответственный, предподготовительный период, и поэтому мы надеемся на поддержку всех.

А. К.: Спасибо! Уж поболеем обязательно! Спасибо за интересную беседу. Мы начинаем тираж!


07 ФЕВРАЛЯ 2011