Соседи по «Матрице»: культовые фильмы 1999 года
1999 год был удивительно щедрым на фильмы, которые определили будущее киноиндустрии или просто стали любимыми для нескольких поколений зрителей. С трудом верится, что «Матрица», «Бойцовский клуб», «Звездные войны: Скрытая угроза», «Ведьма из Блэр» и еще несколько крутых картин вышли в один год. Рассказываем о культовых и просто хороших фильмах, которые в этом году отмечают 25-летие.
«Красота по-американски», Сэм Мендес
Фото: DreamWorks PicturesСегодня вряд ли какая-нибудь студия согласилась бы снимать «Красоту по-американски». За последние 25 лет мир слишком изменился, но в 1999 году картина взяла «Оскар» как лучший фильм и стала кинособытием года. Сэма Мендеса киноакадемики признали лучшим режиссером, а Кевина Спейси — лучшим актером. И дали еще два «Оскара» за оригинальный сценарий и операторскую работу. Феноменальный успех. Тем более что для Мендеса «Красота по-американски» стала дебютом в кино: до этой работы в его послужном списке были лишь театральные мюзиклы.
Всё смешалось в доме переживающего кризис среднего возраста рекламного агента Лестера Бёрнема. Загрустив, он не нашел ничего лучше, чем влюбиться в одноклассницу дочери — шестнадцатилетнюю Анджелу. Его дочь Джейн тоже влюбилась – в по-своему предприимчивого и меланхоличного соседа Рики, который повсюду ищет красоту и фиксирует окружающий мир на видеокамеру. Отец Рики – жестокий полковник, который пытается навязать своей семье армейскую дисциплину. Втайне фанатея по нацистской атрибутике и строя из себя бравого вояку, он не может справиться с душевными травмами и боится самому себе признаться в том, кто он есть. А жена Лестера Кэролайн поднимает самооценку романом со звездой риэлторского бизнеса и на всякий случай покупает пистолет.
Фото: DreamWorks Pictures
Ни к чему хорошему никто из героев не приходит, но для зрителя, завороженного их жизнью, так причудливо напоминающей его собственную, два часа экранного времени пролетают незаметно. Фильм переосмысливает представления об американской мечте и изящно исследует основные табу западного общества, разве что расовый конфликт обходит стороной. Но краеугольным камнем истории автор оригинального сценария Алан Болл называет рассуждение Рики о способности видеть красоту в самых обыденных, в том числе и печальных проявлениях мира.
«Бойцовский клуб», Дэвид Финчер
Фото: Fox 2000 PicturesДэвиду Финчеру так понравился одноименный роман Чака Паланика, что он хотел сам купить права для экранизации, но его опередила студия 20th Century Fox. Продюсеры одновременно вели переговоры с Расселом Кроу и Брэдом Питтом по поводу роли Тайлера Дёрдена. В итоге студия выбрала Питта, так как именно на его кандидатуре настаивал ведущий продюсер. На роль безымянного Рассказчика студия рассматривала Мэтта Деймона или Шона Пенна, но Финчер настоял, что его должен сыграть Эдвард Нортон. Оба актера участвовали в доработке сценария, а Питт для большего соответствия образу своего героя даже согласился испортить зубы у дантиста.
«Бойцовский клуб» исследует конфликт «поколения Х» с ценностями потребительского общества, что определило и выбор режиссером формы повествования. Историю антисоциального «белого воротничка», который создает сеть бойцовских клубов, параллельно разбираясь в отношениях с возлюбленной, Финчер снимал как видеоклип, попутно выворачивая наизнанку коммерческие приемы, хорошо знакомые ему как режиссеру рекламы. При этом в фильме используются передовые для своего времени визуальные спецэффекты. Для их создания Финчер нанял лучших специалистов. Полутораминутную открывающую сцену, где на уровне нейронов запечатлен мыслительный процесс внутри мозга Рассказчика, пришлось даже бюджетировать отдельно от фильма. А на съемку взрыва в финале картины ушло 14 дней.
Инвестиции в картинку окупились не сразу, фильм взлетел уже в постпрокате на DVD. «Бойцовский клуб» стал началом новой эры в американском кинематографе. Найденные Финчером приемы моментально стали популярны, фирменные панорамы с гиперувеличением привычных предметов можно найти в сотнях фильмов, даже, например, в таких неожиданных вариантах, как российский «Турецкий гамбит».
Как и «Красота по-американски», «Бойцовский клуб» ставит под сомнение представления о пережеванной рекламной индустрией американской мечте, сатирически изображая господствующий социальный порядок. Но форма, в которой фильм критикует консьюмеризм, была принята не всеми. Некоторые журналисты и социологи увидели в картине не столько критику современного общества, сколько культ насилия. «Бойцовский клуб» стал одним из самых ярких и спорных фильмов 1990-х, что вполне отвечало его содержанию, которое ставило под сомнение цивилизационные достижения последних десятилетий и предвещало новые неразрешимые вопросы, дававшие о себе знать в преддверии XXI века.
«Матрица», Вачовски
Фото: Warner Bros. Entertainment Inc.Бессмысленно пересказывать сюжет «Матрицы», которая стала не просто культовым фильмом, а скорее определила новую эру. Идея альтернативной цифровой реальности появилась у Вачовски под влиянием японской фантастики. Во время питча идеи «Матрицы» студии они показали продюсерам сделанный в жанре аниме мультфильм «Призрак в доспехах» (1995), уточнив, что хотят снять это «по-настоящему». В Сети полно видео с покадровым сравнением «Матрицы» и «Призрака». Самые очевидные общие фишки — «цифровой дождь» и способ подключения людей к матрице через розетку в затылке. И всё же «Матрица» стала самостоятельным киновысказыванием, которое определило киберфантастику на годы вперед. Картина вдохновила целый выводок фильмов с одетым в черное угрюмым героем, который зачастую действует в паре с сексуальной и опасной героиней: в этом ряду можно вспомнить даже российский «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова.
Фото: Warner Bros. Entertainment Inc.
Именно после «Матрицы» в Голливуде по-настоящему прижился и получил второе дыхание пришедший из гонконгских боевиков стиль хореографии боевых сцен под названием wire fu: это соединение приемов кунг-фу со специальной техникой съемок, предполагающей использование страховочных тросов, с помощью которых актеры взмывают в воздух, и компьютерной графики. Успех «Матрицы» заметно повысил интерес зрителей к восточным единоборствам и повлиял на сценографию драк во многих популярных фильмах последующих десятилетий: от «Людей Икс», «Ангелов Чарли» и «Убить Билла» до франшизы про Джона Уика. При этом «Матрица» была не просто очередным боевиком: создатели смогли упаковать сложные философские вопросы о сознании и реальности в понятную массовому зрителю форму.
Фото: Warner Bros. Entertainment Inc.
Свой след в истории массовой культуры оставили и новаторские визуальные решения «Матрицы». Фильм Вачовски максимально раскрыл потенциал и популяризировал эффект bullet time – технику комбинированной съемки, которая создает иллюзию замедления времени. Это оказало влияние не только на кинематограф, в котором именно с «Матрицы» началась повальная любовь к эффектам остановки полета пули на экране, но и на смежные виды искусства, в том числе видеоигры. Например, в ставшей впоследствии культовой игре Max Payne, вышедшей в 2001 году, ключевые игровые механики построены именно вокруг bullet time.
«Звездные войны: Скрытая угроза», Джордж Лукас
Фото: Lucasfilm Ltd.Приквел канона «Звездных войн» стал первым фильмом, где Джордж Лукас вернулся к обязанностям режиссера после «Новой надежды» 1977 года. К моменту выхода «Угрозы» мир соскучился по историям о джедаях, и фанаты с нетерпением ждали продолжения, то есть начала давно ставшей культовой истории.
Лукас задумал историю становления Энакина, будущего Дарта Вейдера, еще в начале 90-х, но только к концу декады возможности спецэффектов достигли нужного творцу уровня. Двое джедаев — мастер Квай-Гон и его ученик Оби-Ван защищают королеву Падме Амидалу от злокозненных узурпаторов. По пути они случайно находят юного гонщика-вундеркинда Энакина, которому суждено стать величайшим злодеем в галактике.
Фильма ждали как нового откровения, но чуда картины 1977 года не случилось. Многие давние фанаты были разочарованы вялым сюжетом и не сильно занимательными героями. Но несмотря на обилие постпремьерной критики, «Скрытая угроза» получила невероятный кассовый успех, собрав в прокате больше 900 млн долларов и став самым популярным фильмом 1999 года. А со временем фильм полюбился и фанатам, тем более что отрицать зрелищность сражения между Квай-Гоном, Оби-Ваном и Дартом Молом не могли даже скептики, и эта сцена до сих пор считается одним из лучших воплощений битвы на световых мечах за всю историю саги. В итоге «Скрытая угроза» заняла заметное место в каноне вселенной «Звездных войн» и оставила след в кинематографе.
Фото: Lucasfilm Ltd.
Именно в «Скрытой угрозе» впервые в истории игрового кино на экране появился полностью сгенерированный компьютером персонаж — Джа-Джа Бинкс. Благодаря этой картине новые поколения открыли для себя постоянно расширяющуюся вселенную «Звездных войн». И сегодня Lucasfilm уже в составе студии Disney выпускает новые истории про джедаев и их соперников во многом потому, что 25 лет назад Джордж Лукас создал «Скрытую угрозу».
«Американский пирог», Пол Вайц
Фото: Universal PicturesКомедия про подростковые сексуальные опыты была такой успешной, что породила целую франшизу. Правда, никакого «Пирога» бы не было, если бы в 1996 году не вышел суперхитовый слэшер «Крик». Он ознаменовал возвращение подростковых фильмов, которые были популярны в 80-е. Поэтому Адам Херц побежал питчить студиям свой сценарий, который поначалу описывал двумя провокационными предложениями: «Безымянная подростковая секс-комедия, которую можно снять менее чем за 10 миллионов долларов. Большинство зрителей, вероятно, возненавидят ее, но я думаю, вам понравится». Это была как бы история взросления четырех друзей Джима, Криса, Пола и Кевина — учеников выпускного класса Ист Грейт Фоллс в западном Мичигане. Однажды они осознают, что школа скоро кончится, а секса ни у кого из четверки не было. Парни заключают пакт, что до выпускного точно избавятся от невинности. На пути к цели друзьям придется пройти через всевозможные нелепые и унизительные ситуации, о которых потом будет судачить вся школа.
Студии выстроились в очередь за права на экранизацию, «аукцион» выиграла Universal Pictures за 750 тысяч долларов. Снимать фильм доверили Полу Вайцу, который до этого самостоятельно не снял ни одной картины. Бюджет «Пирога» в итоге составил 11 млн долларов, а совокупные сборы – 235,5 млн долларов. Критики отмечают, что отчасти успех «Американского пирога» обусловлен тем, как гротескно он передает неловкость межполовых отношений и даже «сексуальное унижение» – чувства, которые в той или иной мере знакомы каждому человеку. Как бы то ни было, «Американский пирог» остался в истории массовой культуры как один из самых ярких образцов жанра скандальной подростковой комедии и входит в список 50 лучших фильмов для подростков по версии журнала Entertainment Weekly.
«Ведьма из Блэр», Дэниел Мирик, Эдуардо Санчес
Фото: Haxan FilmsСоздатели картины заметили, что документальные фильмы про паранормальные явления могут быть страшнее обычных ужастиков. Так появилась идея соединить жанр вымышленного докфильма – мокьюментари – и хоррора. Основным сюжетным ходом стала «найденная пленка». По легенде три студента киношколы – Хэзер Донахью, Джошуа Леонард и Майкл Уильямс – отправились снимать документальный фильм про ведьму из Блэр в леса Мэриленда и пропали. Спустя год была обнаружена их камера, и фильм как раз показывает, что было на пленке.
Непосредственно в кадре не происходит ровным счетом ничего страшного, и всё же фильм пугал до мурашек тех, кто смотрел его впервые. Зло так и не появляется перед зрителями, а пугающий эффект достигается игрой шорохов и прочих звуков, помноженных на трясущуюся камеру и неизвестность. Это невидимое, прячущееся от объектива, оказывается страшнее любых монстров из ортодоксальных хорроров. Неизвестность и воображение способны напугать сильнее любых видимых ужасов – именно на этом строится воздействие картины на зрителя.
Фильм был снят на любительскую камеру, которую выдали актерам, и только одну из сцен пришлось доснимать с помощью профессионалов. Но документальность достигалась не только подходом к операторской работе, но и ставкой на актерскую импровизацию. Режиссеры хотели, чтобы актеры действовали максимально спонтанно, поэтому у них не было четко прописанных диалогов, и значительная часть разговоров в фильме – реплики, придуманные непосредственно в кадре. При этом съемочная группа натурально пугала актеров по ночам, чтобы добиться от них максимально достоверного изображения страха.
«Ведьма из Блэр» стала первым фильмом, который продвигался исключительно через интернет. Создатели смешивали вымысел и реальность, например размещали фейковые объявления о пропаже тех самых участников съемки, публиковали на сайте новости об их «поисках». Трейлер слили в Сеть, а премьеру устроили в 40 колледжах ради эффекта сарафанного радио. «Ведьма» стала вирусным фильмом еще до появления такого термина. Картина заметно повлияла на фильмы ужасов, возродив интерес к сюжетам с «найденной пленкой», дрожащей камере и поиску нестандартных решений. При бюджете не более 750 тысяч долларов картина собрала в прокате 248,6 млн долларов, что сделало ее одним из самых успешных независимых фильмов в истории.
«Зеленая миля», Фрэнк Дарабонт
Фото: Warner Bros. Entertainment Inc.Режиссеру и сценаристу Фрэнку Дарабонту понадобилось всего восемь недель, чтобы превратить одноименный роман Стивена Кинга в сценарий. Эта тюремная фэнтези-драма рассказывает историю Пола Эджкомба, бывшего главного надзирателя федеральной тюрьмы «Холодная Гора» в Луизиане. Осужденные на казнь на электрическом стуле проходили там последний путь по коридору, пол которого выкрашен в зеленый цвет – «зеленой миле». Однажды в тюрьме появляется безобидный и добродушный афроамериканец-гигант Джон Коффи. Его приговорили к смерти за изнасилование и убийство двух маленьких девочек. Тем не менее Джон проявляет сверхъестественные способности к исцелению и даже воскрешает убитого местным злодеем мышонка по кличке «Мистер Джинглс». В итоге выяснится, что Джон не виновен, но всё равно, устав от ужасов окружающего мира, он выбирает смерть. Пол провожает его по «зеленой миле», но после этого увольняется с тюремной службы.
Тома Хэнкса на главную роль режиссер выбрал практически сразу, актер был ему должен после того, как отказался сниматься в главной роли в «Побеге из Шоушенка» ради съемок в «Форресте Гампе». А вот кандидата на роль Коффи найти никак не получалось. Тогда на помощь пришел Брюс Уиллис. Он посоветовал пригласить Марка Кларка Дункана, с которым снимался в фантастическом экшене «Армагеддон». «Зеленая миля» оказалась одним из самых успешных фильмов года, получив четыре номинации на премию «Оскар». На создание картины ушло 60 млн долларов, а в прокате она собрала 286,8 млн долларов и стала мировой классикой кинематографа. Стивен Кинг позже назвал фильм самой точной экранизацией своего романа. Рассказывают, что писатель приезжал на съемочную площадку и пригласил Хэнкса на чашку кофе. Актер постоянно пребывал в образе надзирателя и отказался, сказав, что занят с заключенными.
31 АВГУСТА 2024
Читайте также