Назад
Фильм «Микки 17»

Приключения копий: чего ждать от «Микки 17»?

Фото: Warner Bros. Entertainment Inc.

В начале апреля в цифровой прокат выходит «Микки 17» – злая сай-фай-сатира корейского режиссёра Пон Джун Хо. Роберт Паттинсон здесь играет человека, который добровольно отправляется в смертельные миссии ради сохранения жизни остальных членов команды космического корабля. После гибели его распечатывают снова на принтере, и процесс повторяется. В инопланетных декорациях Пон Джун Хо разыгрывает актуальный сюжет, обличая эксплуататорскую сущность капиталистического общества, лишающего человеческого лица и угнетателей, и угнетённых. Рассказываем, почему стоит смотреть картину.

О чём фильм

Кадр из фильма «Микки 17»Фото: Warner Bros. Entertainment Inc.

В 2054 году недотёпа Микки Барнс и его приятель Тимо влезли в долги из-за прогоревшего бизнеса. Спастись от гангстеров-кредиторов они решили, поступив в команду космического корабля, отправляющегося колонизировать планету Нифльхейм. Пройдоха Тимо становится пилотом, а Микки достаётся работа с подвохом – он становится единственным «расходником» на корабле. Ему предстоит погибать в смертельных миссиях, для которых остальные члены экипажа считаются слишком ценными, а потом «воскресать». Используя запрещённую на Земле технологию клонирования, новые тела для Микки будут распечатывать в напоминающем аппарат МРТ 3D-принтере, а потом загружать в них его сознание и воспоминания. Когда через четыре года корабль добирается до Нифльхейма, на борту работает уже 17-я итерация Микки. Его подвиги и самопожертвование для спасения жизней этих людей здесь никто не ценит. «Вдохни побольше смертельного вируса, наполни им лёгкие» – такое, к примеру, задание Микки дали, чтобы создать вакцину против болезней с Нифльхейма. Однако его постоянные жертвы воспринимаются как должное. «Ты «расходник», так что ты должен быть расходным», – говорят ему. В конце концов он ведь сам подписал контракт, считают окружающие.

Два МиккиФото: Warner Bros. Entertainment Inc.
 
Однажды Микки поручают поймать одного из коренных обитателей планеты – «крипера» – для изучения. Микки чудом не умирает, но, вернувшись на корабль, находит в своей постели следующую версию себя – экипаж признал его погибшим и распечатал восемнадцатого Микки. Двойники «расходникам» строго запрещены, и этот новый Микки, действуя по принятым директивам, пытается убить предыдущего. Но в итоге клоны договариваются действовать сообща, чередуя миссии. Им предстоит разобраться не только с предстоящими заданиями, но и с разъедающим экипаж капиталистическим эксплуататорским подходом к людям, который допускает жестокое использование Микки как «расходника».

Откуда взялся Микки

Микки на миссииФото: Warner Bros. Entertainment Inc.

Фильм основан на бестселлере американского фантаста Эдварда Эштона «Микки 7», опубликованном в 2022 году. Идея этой книги возникла у писателя ещё в 2015 году, когда он решил исследовать парадокс телепортационного транспорта в коротком рассказе, но позже написал целый роман. Занимающую Эштона дилемму телепорта можно сформулировать так: что происходит с исходным объектом, который телепортируют – он просто перемещается в пространстве или исчезает и возникает вновь? Эдвард считает, что никого, конечно, никуда не отправляют, а просто уничтожают на одном конце и восстанавливают на другом. Вопрос в том, будет ли это один и тот же человек?

Эштон исследует идею сохранения сознания после физического уничтожения, видя это как «своего рода поганое бессмертие». История серийно воскресающего Микки показывает применение этой технологии в контексте социальной эксплуатации. В романе «Микки 7» Эштон сочетает экшен с размышлением над философскими вопросами, но делает это с юмором и даже не забывает добавить причудливую любовную линию. Книга рассматривает идею клонирования и последствия его применения с разных точек зрения. Роман вошёл в число лучших научно-фантастических книг 2022 года по версии NPR. В 2023 году Эдвард Эштон выпустил сиквел – Antimatter Blues, так что если кому-то интересно, что случилось с Микки дальше, это легко узнать, прочитав продолжение.

Какую историю рассказал Пон Джун Хо

Микки 17 и Микки 18 – копии МиккиФото: Warner Bros. Entertainment Inc.

Сегодня Пон Джун Хо – один из наиболее известных в мире корейских режиссёров. Шесть лет назад его фильм «Паразиты» стал самой кассовой корейской картиной в истории. Она же стала первой неанглоязычной лентой, отмеченной «Оскаром» в номинации «Лучший фильм», и одновременно была признана лучшим иностранным фильмом. Пон Джун Хо также получил статуэтки как лучший режиссёр и автор лучшего оригинального сценария.

Права на экранизацию романа Эдварда Эштона Пон Джун Хо получил ещё на этапе первого драфта книги до её официальной публикации. Режиссёр признавался, что его увлекла идея «человеческой печати», но он решил сделать её более приземлённой и повседневной, приближенной к современной жизни. В книге герой показан как своего рода историк-интеллектуал, философствующий исследователь, а Пон Джун Хо решил сделать его простоватым выходцем из рабочего класса. По версии корейского режиссёра Микки стал «немного глупее, немного более очаровательным, более несчастным и милым». Эдвард Эштон говорил, что знает об изменениях, которые задумал режиссёр, но не возражает против них, считая Пон Джун Хо гением.

Картина стала важным этапом в карьере Пон Джун Хо, который до этого работал только с сугубо корейским материалом. На фильм «Микки 17» он получил от студии Warner Bros. значительный бюджет в $80 млн и право финального монтажа. Однако картину несколько раз переносили, в том числе и потому, что режиссёр долго не мог договориться с выпускавшей фильм кинокомпанией. Кажется, что слава оскароносного режиссёра сыграла против него – фанаты и критики надеялись на новый прорыв, а очередная, пусть и качественная, работа в привычном стиле принесла фильму неоднозначные отзывы.

Почему стоит смотреть

Роберт Паттинсон в фильме «Микки-17»Фото: Warner Bros. Entertainment Inc.

Микки – герой фантастического фильма нового типа — это обычный страдающий человек, не супермен или авантюрист. Он существует во множественных версиях, но при этом остаётся собой. Пон Джун Хо нарочно смещает фокус с окружающей инопланетной действительности будущего на проблемы людей, близкие нам сегодня. А многогранный образ главного героя позволил Роберту Паттинсону проявить себя в многочисленных актёрских амплуа. И его персонаж – единственный, кто в этом фильме показан сложным и многогранным на фоне гротескно-картонного окружения. Здесь Паттинсон смог проявить и свой комедийный талант, знакомый зрителям по фильму «Король Англии», и воспользоваться опытом создания брутальных персонажей, который он приобрёл, например, в «Бэтмене».

Как и большинство фильмов Пон Джун Хо, «Микки 17» включает элементы актуальной политической повестки. И хотя режиссёр подчёркивал, что его персонажи не имеют ничего общего ни с одним из действующих ныне политиков, фанаты сразу разглядели некоторые параллели. Например, Кеннет Маршал (Марк Руффало), зловещий глава экспедиции, считается карикатурой сразу и на Дональда Трампа, и на Илона Маска. Жестокая и пронизанная чёрным юмором лента по-новому ставит острые вопросы об отношении людей друг к другу и природе.


31 марта 2025 19:18