
От жертвы до тусовщицы: героини сериалов, которые изменили представления о женщинах
Фото: Sex and the City Productions
Героини сериалов всё чаще выходят за рамки годами использовавшихся клише — Золушка, верная или неверная жена, отличница или злодейка. Каждый новый реалистический оттенок в женских образах появлялся благодаря конкретным персонажам успешных новаторских шоу. Рассказываем о героинях сериалов, которые ломали стереотипы и меняли представление о женщине.
Фото: Twin Peaks Productions Inc.
Сюжет знаком, пожалуй, каждому. В маленьком городке Твин Пикс в штате Вашингтон на берегу найдено завёрнутое в пластик тело старшеклассницы, всеобщей любимицы, Лоры Палмер. Агент ФБР Дейл Купер начинает расследование и быстро понимает, что здесь происходит нечто странное, а жители не те, кем кажутся на первый взгляд.
Лора погибает до начала сериала, поэтому зритель узнаёт о её жизни параллельно с ходом расследования из рассказов других персонажей. Оказалось, что за внешним фасадом школьной королевы красоты, девушки-паиньки, скрывалось множество тёмных секретов. Лора манипулировала людьми, изменяла возлюбленному, общалась с криминальными личностями, работала в борделе и злоупотребляла запрещёнными препаратами. Тем не менее все, даже самые мрачные личности, кажется, были от неё без ума. Из типичной жертвы она стала сильной, самостоятельной, хоть и несчастной героиней. Дэвид Линч признавался, что сам был влюблён в созданный им образ девушки – прекрасной внешне, но умирающей внутри.
В 1980-х на телевидении в США царили бесконечные ромкомы и мыльные оперы вроде «Санта-Барбары» со стандартными героинями. «Твин Пикс» с Лорой Палмер, отсутствующим центром сюжета изменил всё. Оказалось, что женщине в сериале можно быть сложной и сильной, даже если она жертва.
Фото: 20th Television
Баффи – одна из молодых женщин, известных как «истребительницы вампиров». Их судьба – защищать человечество от сил зла: убивать вампиров, демонов и прочую нечисть. На протяжении семи сезонов она лихо расправляется с ними в маленьком калифорнийском городке Саннидейл, который, конечно, оказался построен прямо на портале в ад.
Истребительница вампиров – работа-призвание, от которой нельзя отказаться, но Баффи не очень хочет этим заниматься. Именно в поисках спокойной жизни она перебирается в Саннидейл после того, как сожгла целый спортзал вампиров в своей старой школе в Лос-Анджелесе. Баффи сражается с потусторонними тварями не одна. Ей помогает Наставник, местный библиотекарь, который направляет, учит и тренирует её. В отличие от предыдущих истребительниц, у Баффи есть верные друзья, или Скуби-банда, которые помогают ей разрешать все сверхъестественные проблемы. По мере развития сюжета Баффи учится принимать себя и из дерзкой школьницы превращается в сильную молодую женщину.
Образ Баффи – радикальная трансформация героини вампирского сюжета, которой испокон веков, а точнее с момента появления вампиров в литературе XIX века, положено быть слабой жертвой упыря. До Баффи девушек в вампирских фильмах либо пожирали-выпивали замогильные злодеи, либо спасали сильные и обаятельные мужчины. Баффи изменила всё, показав, что женщины умеют сражаться, а не только красиво страдать у окошка в ожидании нетопыря.
Фото: Sex and the City Productions
Кэрри и три её подруги, Миранда, Шарлотта и Саманта, живут в Нью-Йорке и обсуждают свою сексуальную жизнь или её отсутствие, пытаясь понять, что же это такое быть современной женщиной. Сериал выдержал шесть сезонов, два полнометражных продолжения и два сезона перезапуска с повзрослевшими героинями.
Кэрри Брэдшоу – ведущая колонки про отношения, а затем и автор книги по её мотивам. Несмотря на скромные доходы и отсутствие сбережений снимает квартиру на Манхэттене, регулярно покупает дизайнерские туфли и тусуется на самых крутых вечеринках. Она эгоцентрична и зависима от мнения окружающих, в первую очередь романтических партнёров. Удивительным образом Кэрри сочетает реалистический взгляд на жизнь с парадоксальной романтичностью и отказывается соглашаться на что-либо меньшее, чем настоящая любовь. Её, как и её подруг: зацикленную на работе Миранду, повёрнутую на сексе Саманту и инфантильную Шарлотту – трудно назвать ролевыми моделями. Но невозможно не полюбить.
Такие противоречивые, но обаятельные героини впервые появляются на ТВ именно в «Сексе в большом городе». Формат сериала про амбициозных незамужних женщин существовал на американском ТВ задолго до него. Однако именно «Секс» доказал, что женщинам необязательно искать постоянного партнёра, чтобы быть счастливыми, а обсуждать происходящее в постели – нормально.
Фото: Netflix
В 1980-х в вымышленном городке Хокинсе, штат Индиана, пропадает школьник Уилл Байерс, на поиски которого бросаются трое его друзей и местный полицейский. В городке творятся странные дела, исчезновение Уилла каким-то образом связано с работой местного загадочного института, в лесу возле которого ребята находят странную девочку, отзывающуюся на имя Одиннадцать.
Одиннадцать – беглянка из секретной лаборатории, где наделённых сверхспособностями детей подвергают жестоким экспериментам. Таинственная организация, управляющая институтом, очевидно связана с правительством и работает над новым типом оружия, хотя до конца об их деятельности зрителю создатели так и не расскажут. Одиннадцать выросла в стенах лаборатории, и, оказавшись среди нормальных детей, она стремительно познаёт жизнь, которая была у неё украдена, учится дружить и доверять другим. Она наделена телепатическими и психокинетическими способностями, а ещё может двигать вещи усилием мысли. Вместе с новыми друзьями она противостоит злокозненному институту и заодно монстрам, которые прорываются в наш мир из-за его деятельности.
«Очень странные дела» не только запустили моду на 1980-е, но и изменили жанр фантастических сериалов. Здесь жанр научной фантастики и хоррора смешивается с комедией и историями взросления. А маленькая девочка неожиданно становится главной силой, которая может спасти не только своих друзей, но и целый город.
Фото: Two Brothers Pictures
Дрянь, как её все называют, – «злая и яростная» одинокая женщина, пытающаяся ориентироваться в жизни и отношениях в Лондоне. В сериале, полном комичных ситуаций и циничных шуток, она расстаётся и снова сходится с парнем, заводит любовника и ходит на неловкие семейные ужины.
Автор сценария Фиби Уоллер-Бридж придумала этого персонажа и исполнила главную роль в сериале. Она подчёркивает, что он глубоко личный и все неврозы, страхи и одержимости Дряни вдохновлены событиями и переживаниями самой Фиби. Но всё же «Дрянь» – не автобиография, в нём действует вымышленный персонаж, которому Фиби так и не смогла придумать имя, хоть и даровала собственное прозвище. Зато зритель узнаёт о Дряни больше, чем любой из её друзей или знакомых благодаря приёму слома четвёртой стены, как называют экран, условно отделяющий персонажа от зрителя. Героиня то и дело откровенно комментирует происходящее в сериале, глядя прямо в камеру. Этот киношный приём иллюстрирует и состояние диссоциации, в котором пребывает героиня – это механизм психологической защиты, когда человек как бы смотрит на происходящее со стороны. На протяжении сериала Дрянь решает жизненные проблемы, следуя неудачной стратегии – она отшучивается, заполняя душевную пустоту саморазрушением и странными свиданиями.
До появления «Дряни» героини сериалов шли к какому-то идеалу, как Кэрри Брэдшоу, концентрировались на внешних целях и вели себя в целом прилично. «Дрянь» показала новых женщин, которые избегают проблем с помощью беспорядочного секса и алкоголя, ссор с близкими. Она превращает происходящее в фарс и не размышляет о собственном будущем, не борется за права, а справляется с трудностями как получается. Именно эта радикальная честность в изображении частной жизни и открытый разговор о проблемах, которые в той или иной степени касаются каждого, цепляют внимание зрителя.
Фото: HBO
В Исттауне, штат Пенсильвания, все знают Мейр – бывшую звезду школьной баскетбольной команды, забросившую победный мяч на чемпионате штата, а ныне детектива полиции в запущенной стадии выгорания. Мейр уже год не может раскрыть «висяк» – исчезновение местной молодой наркоманки. Общественность недовольна. В довершение проблем на её голову сваливается убийство молодой матери, дочери кузена мужа её лучшей подруги.
Мейр – полицейский-суперпрофессионал, которая осталась работать в родном захолустье. Когда-то блестящий коп, сегодня Мейр – ходячий отчёт о несчастьях. Её отец, а потом и сын покончили с собой, муж, с которым она недавно развелась, собирается вновь жениться, невестка с зависимостью хочет добиться опеки над внуком Мейр. В городе, где каждый привык, что Мейр обязательно всё решит, ждут от неё только результата, порицая за неспособность найти пропавшую девушку. И не важно, сколько достижений в послужном списке героини. Так что Мейр заедает стресс джанкфудом, запивает пивом, не обращая внимания на одежду и регулярно забывая помыть голову. Кейт Уинслет так вжилась в образ, что сама додумывала диалоги и мизансцены. Она запретила ретушировать живот, заметный в обнажённых сценах, и требовала, чтобы на постерах все морщинки были на месте.
Наличие какого-то изъяна – классический элемент образа сыщика в кино и литературе, вспомнить хотя бы Шерлока Холмса. Но чаще всего проблемы одолевают детективов-мужчин. Мейр – чуть ли не впервые появившаяся в криминальном сериале реальная женщина. Она полна несовершенств и страданий с неотработанными травмами, которые влияют на её профессиональную деятельность.
Фото: Showtime
Кэрри Мэтисон – офицер ЦРУ с биполярным расстройством, за шпионской работой которой зритель следил на протяжении восьми сезонов. В первом сезоне она подозревает, что Николас Броуди, сержант морской пехоты США, вернувшийся из плена у «Аль-Каиды», завербован врагом и представляет угрозу нацбезопасности. Сериал оказался мегауспешным, и Кэрри продолжила бороться с мировым злом.
Кэрри эффективный, но очень неудобный спецагент. Она энергична, умна, никогда не сдаётся и готова отчаянно рисковать ради достижения цели. Для неё, кажется, не существует запретных методов. Если она выработала собственный план действий, приказы начальства станут для неё скорее помехой. Такая тактика часто ставит под угрозу не только её, но и её сослуживцев, близких и родных. Психологи отмечали, что в образе Кэрри удивительным образом раскрываются симптомы биполярного расстройства, которым она страдает. Заболевание осложняет её жизнь, но одновременно делает её уникальным сотрудником, спорные действия которого приводят к неожиданным, но интересным результатам. И всё же Кэрри скорее антигерой: зацикленная на поставленной ею самой цели, пусть и заключающейся в служении родине, она идёт по головам.
Женщина в качестве главного героя шпионского фильма – революционное решение. В таких франшизах героини обычно выполняли роль крепкого тыла или заветного приза, стоит вспомнить фильмы про Штирлица или Джеймса Бонда. Однако Кэрри герой нового типа не только для шпионских фильмов, но и в целом для телевидения. Сложная, неоднозначная и непредсказуемая, она борется с заболеванием, сохраняя при этом опасную работу.
Героини сериалов всё чаще выходят за рамки годами использовавшихся клише — Золушка, верная или неверная жена, отличница или злодейка. Каждый новый реалистический оттенок в женских образах появлялся благодаря конкретным персонажам успешных новаторских шоу. Рассказываем о героинях сериалов, которые ломали стереотипы и меняли представление о женщине.
Лора Палмер («Твин Пикс», 1990 — 2017)

Сюжет знаком, пожалуй, каждому. В маленьком городке Твин Пикс в штате Вашингтон на берегу найдено завёрнутое в пластик тело старшеклассницы, всеобщей любимицы, Лоры Палмер. Агент ФБР Дейл Купер начинает расследование и быстро понимает, что здесь происходит нечто странное, а жители не те, кем кажутся на первый взгляд.
Лора погибает до начала сериала, поэтому зритель узнаёт о её жизни параллельно с ходом расследования из рассказов других персонажей. Оказалось, что за внешним фасадом школьной королевы красоты, девушки-паиньки, скрывалось множество тёмных секретов. Лора манипулировала людьми, изменяла возлюбленному, общалась с криминальными личностями, работала в борделе и злоупотребляла запрещёнными препаратами. Тем не менее все, даже самые мрачные личности, кажется, были от неё без ума. Из типичной жертвы она стала сильной, самостоятельной, хоть и несчастной героиней. Дэвид Линч признавался, что сам был влюблён в созданный им образ девушки – прекрасной внешне, но умирающей внутри.
В 1980-х на телевидении в США царили бесконечные ромкомы и мыльные оперы вроде «Санта-Барбары» со стандартными героинями. «Твин Пикс» с Лорой Палмер, отсутствующим центром сюжета изменил всё. Оказалось, что женщине в сериале можно быть сложной и сильной, даже если она жертва.
Баффи Саммерс («Баффи — истребительница вампиров», 1997 — 2003)

Баффи – одна из молодых женщин, известных как «истребительницы вампиров». Их судьба – защищать человечество от сил зла: убивать вампиров, демонов и прочую нечисть. На протяжении семи сезонов она лихо расправляется с ними в маленьком калифорнийском городке Саннидейл, который, конечно, оказался построен прямо на портале в ад.
Истребительница вампиров – работа-призвание, от которой нельзя отказаться, но Баффи не очень хочет этим заниматься. Именно в поисках спокойной жизни она перебирается в Саннидейл после того, как сожгла целый спортзал вампиров в своей старой школе в Лос-Анджелесе. Баффи сражается с потусторонними тварями не одна. Ей помогает Наставник, местный библиотекарь, который направляет, учит и тренирует её. В отличие от предыдущих истребительниц, у Баффи есть верные друзья, или Скуби-банда, которые помогают ей разрешать все сверхъестественные проблемы. По мере развития сюжета Баффи учится принимать себя и из дерзкой школьницы превращается в сильную молодую женщину.
Образ Баффи – радикальная трансформация героини вампирского сюжета, которой испокон веков, а точнее с момента появления вампиров в литературе XIX века, положено быть слабой жертвой упыря. До Баффи девушек в вампирских фильмах либо пожирали-выпивали замогильные злодеи, либо спасали сильные и обаятельные мужчины. Баффи изменила всё, показав, что женщины умеют сражаться, а не только красиво страдать у окошка в ожидании нетопыря.
Кэрри Брэдшоу («Секс в большом городе», 1998 — 2004)

Кэрри и три её подруги, Миранда, Шарлотта и Саманта, живут в Нью-Йорке и обсуждают свою сексуальную жизнь или её отсутствие, пытаясь понять, что же это такое быть современной женщиной. Сериал выдержал шесть сезонов, два полнометражных продолжения и два сезона перезапуска с повзрослевшими героинями.
Кэрри Брэдшоу – ведущая колонки про отношения, а затем и автор книги по её мотивам. Несмотря на скромные доходы и отсутствие сбережений снимает квартиру на Манхэттене, регулярно покупает дизайнерские туфли и тусуется на самых крутых вечеринках. Она эгоцентрична и зависима от мнения окружающих, в первую очередь романтических партнёров. Удивительным образом Кэрри сочетает реалистический взгляд на жизнь с парадоксальной романтичностью и отказывается соглашаться на что-либо меньшее, чем настоящая любовь. Её, как и её подруг: зацикленную на работе Миранду, повёрнутую на сексе Саманту и инфантильную Шарлотту – трудно назвать ролевыми моделями. Но невозможно не полюбить.
Такие противоречивые, но обаятельные героини впервые появляются на ТВ именно в «Сексе в большом городе». Формат сериала про амбициозных незамужних женщин существовал на американском ТВ задолго до него. Однако именно «Секс» доказал, что женщинам необязательно искать постоянного партнёра, чтобы быть счастливыми, а обсуждать происходящее в постели – нормально.
Одиннадцать («Очень странные дела», с 2016 года)

В 1980-х в вымышленном городке Хокинсе, штат Индиана, пропадает школьник Уилл Байерс, на поиски которого бросаются трое его друзей и местный полицейский. В городке творятся странные дела, исчезновение Уилла каким-то образом связано с работой местного загадочного института, в лесу возле которого ребята находят странную девочку, отзывающуюся на имя Одиннадцать.
Одиннадцать – беглянка из секретной лаборатории, где наделённых сверхспособностями детей подвергают жестоким экспериментам. Таинственная организация, управляющая институтом, очевидно связана с правительством и работает над новым типом оружия, хотя до конца об их деятельности зрителю создатели так и не расскажут. Одиннадцать выросла в стенах лаборатории, и, оказавшись среди нормальных детей, она стремительно познаёт жизнь, которая была у неё украдена, учится дружить и доверять другим. Она наделена телепатическими и психокинетическими способностями, а ещё может двигать вещи усилием мысли. Вместе с новыми друзьями она противостоит злокозненному институту и заодно монстрам, которые прорываются в наш мир из-за его деятельности.
«Очень странные дела» не только запустили моду на 1980-е, но и изменили жанр фантастических сериалов. Здесь жанр научной фантастики и хоррора смешивается с комедией и историями взросления. А маленькая девочка неожиданно становится главной силой, которая может спасти не только своих друзей, но и целый город.
Дрянь (Fleabag, 2016 — 2019)

Дрянь, как её все называют, – «злая и яростная» одинокая женщина, пытающаяся ориентироваться в жизни и отношениях в Лондоне. В сериале, полном комичных ситуаций и циничных шуток, она расстаётся и снова сходится с парнем, заводит любовника и ходит на неловкие семейные ужины.
Автор сценария Фиби Уоллер-Бридж придумала этого персонажа и исполнила главную роль в сериале. Она подчёркивает, что он глубоко личный и все неврозы, страхи и одержимости Дряни вдохновлены событиями и переживаниями самой Фиби. Но всё же «Дрянь» – не автобиография, в нём действует вымышленный персонаж, которому Фиби так и не смогла придумать имя, хоть и даровала собственное прозвище. Зато зритель узнаёт о Дряни больше, чем любой из её друзей или знакомых благодаря приёму слома четвёртой стены, как называют экран, условно отделяющий персонажа от зрителя. Героиня то и дело откровенно комментирует происходящее в сериале, глядя прямо в камеру. Этот киношный приём иллюстрирует и состояние диссоциации, в котором пребывает героиня – это механизм психологической защиты, когда человек как бы смотрит на происходящее со стороны. На протяжении сериала Дрянь решает жизненные проблемы, следуя неудачной стратегии – она отшучивается, заполняя душевную пустоту саморазрушением и странными свиданиями.
До появления «Дряни» героини сериалов шли к какому-то идеалу, как Кэрри Брэдшоу, концентрировались на внешних целях и вели себя в целом прилично. «Дрянь» показала новых женщин, которые избегают проблем с помощью беспорядочного секса и алкоголя, ссор с близкими. Она превращает происходящее в фарс и не размышляет о собственном будущем, не борется за права, а справляется с трудностями как получается. Именно эта радикальная честность в изображении частной жизни и открытый разговор о проблемах, которые в той или иной степени касаются каждого, цепляют внимание зрителя.
Мейр Шиэн («Мейр из Исттауна», 2021)

В Исттауне, штат Пенсильвания, все знают Мейр – бывшую звезду школьной баскетбольной команды, забросившую победный мяч на чемпионате штата, а ныне детектива полиции в запущенной стадии выгорания. Мейр уже год не может раскрыть «висяк» – исчезновение местной молодой наркоманки. Общественность недовольна. В довершение проблем на её голову сваливается убийство молодой матери, дочери кузена мужа её лучшей подруги.
Мейр – полицейский-суперпрофессионал, которая осталась работать в родном захолустье. Когда-то блестящий коп, сегодня Мейр – ходячий отчёт о несчастьях. Её отец, а потом и сын покончили с собой, муж, с которым она недавно развелась, собирается вновь жениться, невестка с зависимостью хочет добиться опеки над внуком Мейр. В городе, где каждый привык, что Мейр обязательно всё решит, ждут от неё только результата, порицая за неспособность найти пропавшую девушку. И не важно, сколько достижений в послужном списке героини. Так что Мейр заедает стресс джанкфудом, запивает пивом, не обращая внимания на одежду и регулярно забывая помыть голову. Кейт Уинслет так вжилась в образ, что сама додумывала диалоги и мизансцены. Она запретила ретушировать живот, заметный в обнажённых сценах, и требовала, чтобы на постерах все морщинки были на месте.
Наличие какого-то изъяна – классический элемент образа сыщика в кино и литературе, вспомнить хотя бы Шерлока Холмса. Но чаще всего проблемы одолевают детективов-мужчин. Мейр – чуть ли не впервые появившаяся в криминальном сериале реальная женщина. Она полна несовершенств и страданий с неотработанными травмами, которые влияют на её профессиональную деятельность.
Кэрри («Родина», 2011 — 2020)

Кэрри Мэтисон – офицер ЦРУ с биполярным расстройством, за шпионской работой которой зритель следил на протяжении восьми сезонов. В первом сезоне она подозревает, что Николас Броуди, сержант морской пехоты США, вернувшийся из плена у «Аль-Каиды», завербован врагом и представляет угрозу нацбезопасности. Сериал оказался мегауспешным, и Кэрри продолжила бороться с мировым злом.
Кэрри эффективный, но очень неудобный спецагент. Она энергична, умна, никогда не сдаётся и готова отчаянно рисковать ради достижения цели. Для неё, кажется, не существует запретных методов. Если она выработала собственный план действий, приказы начальства станут для неё скорее помехой. Такая тактика часто ставит под угрозу не только её, но и её сослуживцев, близких и родных. Психологи отмечали, что в образе Кэрри удивительным образом раскрываются симптомы биполярного расстройства, которым она страдает. Заболевание осложняет её жизнь, но одновременно делает её уникальным сотрудником, спорные действия которого приводят к неожиданным, но интересным результатам. И всё же Кэрри скорее антигерой: зацикленная на поставленной ею самой цели, пусть и заключающейся в служении родине, она идёт по головам.
Женщина в качестве главного героя шпионского фильма – революционное решение. В таких франшизах героини обычно выполняли роль крепкого тыла или заветного приза, стоит вспомнить фильмы про Штирлица или Джеймса Бонда. Однако Кэрри герой нового типа не только для шпионских фильмов, но и в целом для телевидения. Сложная, неоднозначная и непредсказуемая, она борется с заболеванием, сохраняя при этом опасную работу.
22 марта 2025 09:26
Читайте также