Назад
Шрек крупным планом

Огр навсегда: как «Шрек» изменил мультфильмы

Фото: DreamWorks Animation

«Шрек» (2001), пародийная сказка с универсальным юмором и нестандартным саундтреком, стал поворотной точкой анимационной индустрии. Впервые в мультфильме главную роль получил антигерой с целым набором недостатков, который ещё и нашёл героиню себе под стать. Комедийный фильм, от которого не ожидали особой глубины, разрабатывал важные социальные вопросы о принятии себя, неравенстве и правах женщин. Он был настолько успешен, что получил четыре сиквела и два спин-оффа, а в 2026 году должен выйти пятый фильм, в котором дочь великана озвучит Зендая. Вспоминаем, как «Шрек» перевернул представление о мультфильмах.

Откуда взялся Шрек?

Кадр из мультфильма «Шрек»Фото: DreamWorks Animation

Сегодня уже трудно в это поверить, но знаменитый мультик — на самом деле вольная экранизация иллюстрированной сказки «Шрек!» американского детского писателя и художника Уильяма Стейга. Имя Шрек – это транслитерация слова из идиша shrek, близкого немецкому Schreck, что переводится как «страх». Главный герой книжки — отвратительный, огнедышащий зелёный огр, которого родители выгнали из родного болота. После многочисленных приключений и победы над драконом он в итоге женится на такой же уродливой принцессе.

Опубликованная в 1990 году книга сразу стала популярной, права на её экранизацию выкупил Стивен Спилберг, который затем уступил их студии DreamWorks. Успех «Шрека» помог DreamWorks составить конкуренцию студии Pixar в нише цифровых мультфильмов. Адаптация сильно отличается от оригинального рассказа Стейга: в мультфильме значительно больше персонажей, изменённый сюжет, много цинизма и юмора на грани. Но после выхода мультфильма на экраны автор сказки высоко оценил его, а продажи книги только выросли. Писатель признавал, что мультфильм вульгарен и отвратителен, но нравится ему.

Огр перевернул диснеевский канон

Шреки и ФионаФото: DreamWorks Animation

Лежащая в основе сказки Уильяма Стейга инверсия стала ключевым приёмом и для мультфильма. Шрек стал первым антигероем сказочной анимации. Огр ввязывается в приключение, чтобы его оставили в покое, а заканчивает победой над драконом, мерзостным правителем и женитьбой на неидеальной принцессе. За его внешней грубостью и дурным характером скрыты добрая душа и благородство. Оба Шрека – и книжный, и киношный – довольны тем, что отличаются от нормы. Остальные герои помогают переворачивать сказочный мир с ног на голову: здесь драконы дружелюбны, болота лучше, чем замки, а внешняя красота скорее признак злодея, чем героя. Даже принцесса оказывается милым огром, а не пассивной и прекрасной девицей, какими в мультфильмах показывали героинь сказок до выхода «Шрека».

Необычен «Шрек» и богатством отсылок, которые не только развлекают, но и заставляют по-новому взглянуть на классику. Мультфильм стал киноманской и поп-культурной энциклопедией — он наполнен пародийными отсылками к знаковым картинам, в том числе многим диснеевским лентам. Например, в одной из сцен Фиона, как Белоснежка из классического мультика, соревнуется в пении с птичкой, но поскольку девушка, по сути, огр, пернатый соперник в итоге взрывается.

Анимация будущего

Шрек и ВолкФото: DreamWorks Animation

Спилберг в 1991 году думал сделать экранизацию с классической анимацией. Огра в его мультфильме должен быть озвучивать Билл Мюррей, а осла — Стив Мартин. Но его убедили привлечь к проекту студию DreamWorks Pictures, которая использовала более технологичный подход к созданию мультфильмов. Получив права на книгу в 1994 году, продюсер DreamWorks Джон Уильямс и директор студии Джеффри Карценберг сначала решили совместить живую съёмку и технологию захвата изображения, интегрировав анимированных персонажей в реалистичный пейзаж. Результат создателей разочаровал, и они решили делать полностью компьютерный мультфильм. Студия Pacific Data Images (PDI) применила собственную технологию создания реалистичного образа, с помощью которой для персонажа моделируются даже мышцы под кожей. Так что, например, когда Шрек зевает, виден его второй подбородок, поскольку при создании персонажа визуализируются и жир, и мышцы. Много времени специалисты по спецэффектам потратили, чтобы сделать шерсть осла реалистично шевелящейся от движений или ветра. Найденное решение применили и к другим поверхностям, например траве. А вот для создания убедительных волос человеческим персонажам потребовалась собственная технология. Действие фильма разворачивается в 36 разных локациях, проработанных с максимальной реалистичностью. Поэтому в «Шреке» создаётся уникальный волшебный мир, в который зритель может легко погрузиться.

Революционный саундтрек

Кадр из «Шрека 2»Фото: DreamWorks Animation

До выхода «Шрека» мейнстримные полнометражные мультфильмы были скорее мюзиклами. Для большинства из них композиторы специально сочиняли уникальные треки или песни. Создатели «Шрека» были любителями независимого кино, в котором эмоциональные и важные для сюжета моменты иллюстрируются существующими популярными песнями. Поэтому большинство треков в «Шреке» взяты из чартов радиоротаций, причём вовсе не детских. Например, с огром зритель знакомится, когда он выходит из туалета под звуки песни All Star группы Smash Mouth. Музыка подобрана так, чтобы обогащать видеоряд. В сцене драки Шрека со стражниками злодея лорда Фаркуада звучит трек Bad Reputation в исполнении Halfcocked — намёк, что герой буквально разбивает стереотипы о себе. Такой саундтрек-компиляция из авторского кино открыл для анимационного фильма новые творческие возможности. Музыка приближает сказочную историю к актуальной для зрителя реальности, дополнительно усиливая пародийный эффект. Оригинальные композиции в «Шреке» тоже есть, но их совсем немного. Например, это незабываемая заглавная тема мультфильма, простая и выразительная — три ноты вверх, а затем вниз.

Наследие

Кадр из мультфильма «Шрек»Фото: DreamWorks Animation

«Шрек» был первым мультфильмом, участвовавшим в основной программе Каннского фестиваля. И он первым получил «Оскар» в только что учреждённой номинации «Лучший анимационный фильм». Его можно найти в многочисленных рейтингах главных фильмов и героев. Наряду с сиквелом «Шрек 2» (2004) он входит в число самых влиятельных лент 2000-х. Именно после «Шрека» в анимационные фильмы стали включать популярную музыку, а также специальный музыкальный номер-клип в конце. Похожую сцену, кстати, можно найти и в VI части «Звёздных войн», где герои отмечают победу над империей на Эндоре, лесистой планете эвоков.

Кадр из фильма «Шрек 2»Фото: DreamWorks Animation

После «Шрека» вышло множество фильмов, пародирующих избитые сказочные сюжеты, например «Новые приключения Золушки» (Happily N'Ever After). В запущенной в 2004 году российской анимационной франшизе «Три богатыря» тоже можно увидеть следы утверждённого «Шреком» нового подхода к экранизации сказок. Со временем «Шрек» и сам стал материалом для переосмысления — отсылки к нему встречаются во многих фильмах, например в постапокалиптическом зомби-боевике «Я — легенда». Благодаря «Шреку» компьютерная анимация вышла на новый уровень и заняла ведущее место в технологии производства мультфильмов.

06 апреля 2025 09:00