
Огр навсегда: как «Шрек» изменил мультфильмы
Фото: DreamWorks Animation
«Шрек» (2001), пародийная сказка с универсальным юмором и нестандартным саундтреком, стал поворотной точкой анимационной индустрии. Впервые в мультфильме главную роль получил антигерой с целым набором недостатков, который ещё и нашёл героиню себе под стать. Комедийный фильм, от которого не ожидали особой глубины, разрабатывал важные социальные вопросы о принятии себя, неравенстве и правах женщин. Он был настолько успешен, что получил четыре сиквела и два спин-оффа, а в 2026 году должен выйти пятый фильм, в котором дочь великана озвучит Зендая. Вспоминаем, как «Шрек» перевернул представление о мультфильмах.
Фото: DreamWorks Animation
Сегодня уже трудно в это поверить, но знаменитый мультик — на самом деле вольная экранизация иллюстрированной сказки «Шрек!» американского детского писателя и художника Уильяма Стейга. Имя Шрек – это транслитерация слова из идиша shrek, близкого немецкому Schreck, что переводится как «страх». Главный герой книжки — отвратительный, огнедышащий зелёный огр, которого родители выгнали из родного болота. После многочисленных приключений и победы над драконом он в итоге женится на такой же уродливой принцессе.
Опубликованная в 1990 году книга сразу стала популярной, права на её экранизацию выкупил Стивен Спилберг, который затем уступил их студии DreamWorks. Успех «Шрека» помог DreamWorks составить конкуренцию студии Pixar в нише цифровых мультфильмов. Адаптация сильно отличается от оригинального рассказа Стейга: в мультфильме значительно больше персонажей, изменённый сюжет, много цинизма и юмора на грани. Но после выхода мультфильма на экраны автор сказки высоко оценил его, а продажи книги только выросли. Писатель признавал, что мультфильм вульгарен и отвратителен, но нравится ему.
Фото: DreamWorks Animation
Лежащая в основе сказки Уильяма Стейга инверсия стала ключевым приёмом и для мультфильма. Шрек стал первым антигероем сказочной анимации. Огр ввязывается в приключение, чтобы его оставили в покое, а заканчивает победой над драконом, мерзостным правителем и женитьбой на неидеальной принцессе. За его внешней грубостью и дурным характером скрыты добрая душа и благородство. Оба Шрека – и книжный, и киношный – довольны тем, что отличаются от нормы. Остальные герои помогают переворачивать сказочный мир с ног на голову: здесь драконы дружелюбны, болота лучше, чем замки, а внешняя красота скорее признак злодея, чем героя. Даже принцесса оказывается милым огром, а не пассивной и прекрасной девицей, какими в мультфильмах показывали героинь сказок до выхода «Шрека».
Необычен «Шрек» и богатством отсылок, которые не только развлекают, но и заставляют по-новому взглянуть на классику. Мультфильм стал киноманской и поп-культурной энциклопедией — он наполнен пародийными отсылками к знаковым картинам, в том числе многим диснеевским лентам. Например, в одной из сцен Фиона, как Белоснежка из классического мультика, соревнуется в пении с птичкой, но поскольку девушка, по сути, огр, пернатый соперник в итоге взрывается.
Фото: DreamWorks Animation
Спилберг в 1991 году думал сделать экранизацию с классической анимацией. Огра в его мультфильме должен быть озвучивать Билл Мюррей, а осла — Стив Мартин. Но его убедили привлечь к проекту студию DreamWorks Pictures, которая использовала более технологичный подход к созданию мультфильмов. Получив права на книгу в 1994 году, продюсер DreamWorks Джон Уильямс и директор студии Джеффри Карценберг сначала решили совместить живую съёмку и технологию захвата изображения, интегрировав анимированных персонажей в реалистичный пейзаж. Результат создателей разочаровал, и они решили делать полностью компьютерный мультфильм. Студия Pacific Data Images (PDI) применила собственную технологию создания реалистичного образа, с помощью которой для персонажа моделируются даже мышцы под кожей. Так что, например, когда Шрек зевает, виден его второй подбородок, поскольку при создании персонажа визуализируются и жир, и мышцы. Много времени специалисты по спецэффектам потратили, чтобы сделать шерсть осла реалистично шевелящейся от движений или ветра. Найденное решение применили и к другим поверхностям, например траве. А вот для создания убедительных волос человеческим персонажам потребовалась собственная технология. Действие фильма разворачивается в 36 разных локациях, проработанных с максимальной реалистичностью. Поэтому в «Шреке» создаётся уникальный волшебный мир, в который зритель может легко погрузиться.
Фото: DreamWorks Animation
До выхода «Шрека» мейнстримные полнометражные мультфильмы были скорее мюзиклами. Для большинства из них композиторы специально сочиняли уникальные треки или песни. Создатели «Шрека» были любителями независимого кино, в котором эмоциональные и важные для сюжета моменты иллюстрируются существующими популярными песнями. Поэтому большинство треков в «Шреке» взяты из чартов радиоротаций, причём вовсе не детских. Например, с огром зритель знакомится, когда он выходит из туалета под звуки песни All Star группы Smash Mouth. Музыка подобрана так, чтобы обогащать видеоряд. В сцене драки Шрека со стражниками злодея лорда Фаркуада звучит трек Bad Reputation в исполнении Halfcocked — намёк, что герой буквально разбивает стереотипы о себе. Такой саундтрек-компиляция из авторского кино открыл для анимационного фильма новые творческие возможности. Музыка приближает сказочную историю к актуальной для зрителя реальности, дополнительно усиливая пародийный эффект. Оригинальные композиции в «Шреке» тоже есть, но их совсем немного. Например, это незабываемая заглавная тема мультфильма, простая и выразительная — три ноты вверх, а затем вниз.
Фото: DreamWorks Animation
«Шрек» был первым мультфильмом, участвовавшим в основной программе Каннского фестиваля. И он первым получил «Оскар» в только что учреждённой номинации «Лучший анимационный фильм». Его можно найти в многочисленных рейтингах главных фильмов и героев. Наряду с сиквелом «Шрек 2» (2004) он входит в число самых влиятельных лент 2000-х. Именно после «Шрека» в анимационные фильмы стали включать популярную музыку, а также специальный музыкальный номер-клип в конце. Похожую сцену, кстати, можно найти и в VI части «Звёздных войн», где герои отмечают победу над империей на Эндоре, лесистой планете эвоков.
Фото: DreamWorks Animation
После «Шрека» вышло множество фильмов, пародирующих избитые сказочные сюжеты, например «Новые приключения Золушки» (Happily N'Ever After). В запущенной в 2004 году российской анимационной франшизе «Три богатыря» тоже можно увидеть следы утверждённого «Шреком» нового подхода к экранизации сказок. Со временем «Шрек» и сам стал материалом для переосмысления — отсылки к нему встречаются во многих фильмах, например в постапокалиптическом зомби-боевике «Я — легенда». Благодаря «Шреку» компьютерная анимация вышла на новый уровень и заняла ведущее место в технологии производства мультфильмов.
«Шрек» (2001), пародийная сказка с универсальным юмором и нестандартным саундтреком, стал поворотной точкой анимационной индустрии. Впервые в мультфильме главную роль получил антигерой с целым набором недостатков, который ещё и нашёл героиню себе под стать. Комедийный фильм, от которого не ожидали особой глубины, разрабатывал важные социальные вопросы о принятии себя, неравенстве и правах женщин. Он был настолько успешен, что получил четыре сиквела и два спин-оффа, а в 2026 году должен выйти пятый фильм, в котором дочь великана озвучит Зендая. Вспоминаем, как «Шрек» перевернул представление о мультфильмах.
Откуда взялся Шрек?

Сегодня уже трудно в это поверить, но знаменитый мультик — на самом деле вольная экранизация иллюстрированной сказки «Шрек!» американского детского писателя и художника Уильяма Стейга. Имя Шрек – это транслитерация слова из идиша shrek, близкого немецкому Schreck, что переводится как «страх». Главный герой книжки — отвратительный, огнедышащий зелёный огр, которого родители выгнали из родного болота. После многочисленных приключений и победы над драконом он в итоге женится на такой же уродливой принцессе.
Опубликованная в 1990 году книга сразу стала популярной, права на её экранизацию выкупил Стивен Спилберг, который затем уступил их студии DreamWorks. Успех «Шрека» помог DreamWorks составить конкуренцию студии Pixar в нише цифровых мультфильмов. Адаптация сильно отличается от оригинального рассказа Стейга: в мультфильме значительно больше персонажей, изменённый сюжет, много цинизма и юмора на грани. Но после выхода мультфильма на экраны автор сказки высоко оценил его, а продажи книги только выросли. Писатель признавал, что мультфильм вульгарен и отвратителен, но нравится ему.
Огр перевернул диснеевский канон

Лежащая в основе сказки Уильяма Стейга инверсия стала ключевым приёмом и для мультфильма. Шрек стал первым антигероем сказочной анимации. Огр ввязывается в приключение, чтобы его оставили в покое, а заканчивает победой над драконом, мерзостным правителем и женитьбой на неидеальной принцессе. За его внешней грубостью и дурным характером скрыты добрая душа и благородство. Оба Шрека – и книжный, и киношный – довольны тем, что отличаются от нормы. Остальные герои помогают переворачивать сказочный мир с ног на голову: здесь драконы дружелюбны, болота лучше, чем замки, а внешняя красота скорее признак злодея, чем героя. Даже принцесса оказывается милым огром, а не пассивной и прекрасной девицей, какими в мультфильмах показывали героинь сказок до выхода «Шрека».
Необычен «Шрек» и богатством отсылок, которые не только развлекают, но и заставляют по-новому взглянуть на классику. Мультфильм стал киноманской и поп-культурной энциклопедией — он наполнен пародийными отсылками к знаковым картинам, в том числе многим диснеевским лентам. Например, в одной из сцен Фиона, как Белоснежка из классического мультика, соревнуется в пении с птичкой, но поскольку девушка, по сути, огр, пернатый соперник в итоге взрывается.
Анимация будущего

Спилберг в 1991 году думал сделать экранизацию с классической анимацией. Огра в его мультфильме должен быть озвучивать Билл Мюррей, а осла — Стив Мартин. Но его убедили привлечь к проекту студию DreamWorks Pictures, которая использовала более технологичный подход к созданию мультфильмов. Получив права на книгу в 1994 году, продюсер DreamWorks Джон Уильямс и директор студии Джеффри Карценберг сначала решили совместить живую съёмку и технологию захвата изображения, интегрировав анимированных персонажей в реалистичный пейзаж. Результат создателей разочаровал, и они решили делать полностью компьютерный мультфильм. Студия Pacific Data Images (PDI) применила собственную технологию создания реалистичного образа, с помощью которой для персонажа моделируются даже мышцы под кожей. Так что, например, когда Шрек зевает, виден его второй подбородок, поскольку при создании персонажа визуализируются и жир, и мышцы. Много времени специалисты по спецэффектам потратили, чтобы сделать шерсть осла реалистично шевелящейся от движений или ветра. Найденное решение применили и к другим поверхностям, например траве. А вот для создания убедительных волос человеческим персонажам потребовалась собственная технология. Действие фильма разворачивается в 36 разных локациях, проработанных с максимальной реалистичностью. Поэтому в «Шреке» создаётся уникальный волшебный мир, в который зритель может легко погрузиться.
Революционный саундтрек

До выхода «Шрека» мейнстримные полнометражные мультфильмы были скорее мюзиклами. Для большинства из них композиторы специально сочиняли уникальные треки или песни. Создатели «Шрека» были любителями независимого кино, в котором эмоциональные и важные для сюжета моменты иллюстрируются существующими популярными песнями. Поэтому большинство треков в «Шреке» взяты из чартов радиоротаций, причём вовсе не детских. Например, с огром зритель знакомится, когда он выходит из туалета под звуки песни All Star группы Smash Mouth. Музыка подобрана так, чтобы обогащать видеоряд. В сцене драки Шрека со стражниками злодея лорда Фаркуада звучит трек Bad Reputation в исполнении Halfcocked — намёк, что герой буквально разбивает стереотипы о себе. Такой саундтрек-компиляция из авторского кино открыл для анимационного фильма новые творческие возможности. Музыка приближает сказочную историю к актуальной для зрителя реальности, дополнительно усиливая пародийный эффект. Оригинальные композиции в «Шреке» тоже есть, но их совсем немного. Например, это незабываемая заглавная тема мультфильма, простая и выразительная — три ноты вверх, а затем вниз.
Наследие

«Шрек» был первым мультфильмом, участвовавшим в основной программе Каннского фестиваля. И он первым получил «Оскар» в только что учреждённой номинации «Лучший анимационный фильм». Его можно найти в многочисленных рейтингах главных фильмов и героев. Наряду с сиквелом «Шрек 2» (2004) он входит в число самых влиятельных лент 2000-х. Именно после «Шрека» в анимационные фильмы стали включать популярную музыку, а также специальный музыкальный номер-клип в конце. Похожую сцену, кстати, можно найти и в VI части «Звёздных войн», где герои отмечают победу над империей на Эндоре, лесистой планете эвоков.

После «Шрека» вышло множество фильмов, пародирующих избитые сказочные сюжеты, например «Новые приключения Золушки» (Happily N'Ever After). В запущенной в 2004 году российской анимационной франшизе «Три богатыря» тоже можно увидеть следы утверждённого «Шреком» нового подхода к экранизации сказок. Со временем «Шрек» и сам стал материалом для переосмысления — отсылки к нему встречаются во многих фильмах, например в постапокалиптическом зомби-боевике «Я — легенда». Благодаря «Шреку» компьютерная анимация вышла на новый уровень и заняла ведущее место в технологии производства мультфильмов.
Читайте также:Многоликий агент 007: кто играл Джеймса Бонда лучше всех
06 апреля 2025 09:00
Читайте также