Неочевидные фильмы о победе и преодолении
Кинокартины о победах и преодолении, как правило, проходят по ведомству таких зрелищных жанров, как военно-исторический, спортивная драма и байопик о жизни знаменитости. Но вдохновляющие истории, которые помогают и на свою жизнь взглянуть под другим углом, можно найти в куда менее заезженных сюжетах. Выбрали несколько необычных фильмов, в которых победы и поражения не так уж очевидны и однозначны, но это не делает их менее важными и судьбоносными для героев.
Человек, который изменил всё (2011, Беннетт Миллер)
Кино о победе человека над системой и предрассудками
Фото: кадря из фильма «Человек, который изменил всё» / Sony Pictures Digital Productions Inc.
И хотя в результате всех усилий у «Окленд Атлетикс» так и не получается вскарабкаться на самую вершину МЛБ (Major League Baseball – главная бейсбольная лига США), Билли Бин одерживает персональную победу: он навсегда меняет подход к подбору игроков в бейсболе. Он переворачивает игру.
Фильм интересен и тем, что основан на реальных событиях: Билли Бин с идеей набирать игроков согласно статистике, а не субъективной оценке персональных скиллов игроков, действительно существует и вот уже 27 лет занимает руководящие должности в клубе «Окленд Атлетикс».
Спортивная драма, снятая Беннеттом Миллером, рассказывает не столько о тернистом пути к пьедесталу, сколько о противостоянии человека и системы. Картина получила шесть номинаций на «Оскар» и четыре – на «Золотой глобус». А некоторые кинокритики считают, что роль Билли Бина – лучшая в карьере Питта.
Ахиллес и черепаха (2008, Такэси Китано)
Кино о победе мечты над человеком
Матис одержим живописью – это движущая сила его жизни, ничто другое его не интересует. Он не может заботиться о себе сам: его жене и дочери приходится зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью и покупать Матису краски. Со временем жена становится буквально рабом его творческих фантазий, за что в конечном счете едва не попадает в тюрьму. Но все эти «мелочи» не заботят художника: ему некогда отвлекаться – он гонится за признанием, которое никак не может получить.
Кадр из фильма «Ахиллес и черепаха» / Office Kitano
Матис стремится быть актуальным, старается в своем творчестве концептуально обрабатывать современную повестку, однако, по мнению арт-дилера, каждая новая работа Матиса – это всегда почти то, что нужно, и всё же недостаточно. Матис усердно следует советам своего «наставника», не сознавая, что настоящее искусство как чистый акт творчества идет от сердца, а не от ума.
Это последний фильм из трилогии (первые два – «Такешиз» и «Банзай, режиссер!») Такэси Китано, которая исследует психологию творчества, творческий кризис и ту грань, за которой жертва ради искусства становится преступлением как против самого художника, так и против другого человека. В основу киноленты положена метафора, отсылающая к одной из знаменитых апорий древнегреческого философа Зенона, которая заключается в том, что Ахиллес никогда не сможет догнать убегающую от него черепаху.
Китано рассказывает историю о борьбе художника с искусством и о его поражении. Это фильм о том, каким жалким и нелепым становится человек, когда его побеждает собственная мечта, которую он не смог ни осуществить, ни отказаться от нее – и теперь волочится за нею, как пустая консервная банка, привязанная к хвосту собаки.
Кадр из фильма «Ахиллес и черепаха» / Office Kitano
Киноленты Такэси Китано носят глубоко интимный характер: в своих фильмах японский режиссер исследует в первую очередь самого себя. Так, в «Ахиллесе и черепахе» все картины, написанные Матисом, были созданы самим Китано, который и играет в фильме главную роль.
Все ненавидят Йохана (2021, Халлвар Витсё)
Кино о победе человека над обстоятельствами и судьбой
Кадр из фильма «Все ненавидят Йохона» / Nordisk Film Production
Йохан любит девочку Солвор, а она любит его. Но в возрасте примерно 17 лет по вине Йохана происходит трагический случай, и Солвор остается инвалидом. Из-за случившегося молодой пироман вынужден покинуть общину и остров. Через много лет Йохан возвращается и хочет строить семью с Солвор, но женщина отказывается, хотя и любит Йохана. Тут и гордыня, и безволие против авторитаризма матери, которая полностью контролирует жизнь дочери-инвалида, и страх, что скажут люди, ведь над Йоханом по-прежнему все смеются.
Киноповествование в картине продвигается в прохладно-неторопливом норвежском стиле: большая часть действия остается за кадром, зритель наблюдает лишь последствия ключевых событий и попытки героя осмыслить реальность, как-то совладать с нею. Это фильм, в котором всё на своих местах: оригинальная история от знаменитого норвежского писателя Эрленда Лу, бесподобно подобранные актеры, локация – маленький остров вдали от большой земли, северная палитра киноленты в сдержанных тонах и аудиоряд, в котором тишина уединенного места естественным образом сливается со звуками вечного, бесстрастного моря.
Кадр из фильма «Все ненавидят Йохона» / Nordisk Film Production
Режиссер Халлвар Витсё предоставляет зрителю самостоятельно распутывать целый клубок вопросов – о социуме и индивиде, о неумении человека понимать и выражать себя, о смысле жизни и значении любви.
Это фильм о победе внутреннего чувства свободы человека над сковывающими рамками социальных страхов и стереотипов. О победе характера, который в своей упертости хочет следовать своему, однажды избранному пути, преодолевая внешнее давление. Это фильм о победе человека над обстоятельствами и судьбой.
Моя собака Идиот (2019, Иван Атталь)
Кино о победе человека над самим собой
Анри мучается от творческой несостоятельности, но все его усилия направлены на добычу денег, чтобы прокормить ораву, сидящую у него на шее. Он погружен в свои страдания и упивается жалостью к себе, но вдруг в его унылое существование самовольно вторгается пес, который руководствуется по жизни лишь одним правилом: делаю только то, что хочу.
Несмотря на сопротивление домочадцев, Анри оставляет собаку: мужчину восхищает напористость и независимость пса – те качества, которых так не хватает самому Анри, чтобы вырваться из семейной рутины и зажить наконец жизнью мечты. В результате присутствие флегматичного, но очень упертого животного, избавленного от рефлексии и чувства вины, постепенно начинает самым неожиданным образом менять жизнь всей семьи.
Кадр из фильма «Моя собака идиот»/ Good Time Productions
Фильм основан на повести Джона Фанте «К западу от Рима». Картина вобрала в себя все лучшие черты французского кинематографа: легкость повествования, тонкий юмор и неуловимый шарм, который заключается то ли в присутствии в кадре хорошего вина в благородных бокалах, то ли в привычке французов называть вещи своими именами, не прячась ханжески за полунамеками.
Эта картина, казалось бы, ничем не примечательна: в ней нет лихих поворотов сюжета или глубокой драмы. И тем не менее в фильме поднимается множество вопросов: о творчестве и жертвах, которые приходится приносить каждому, кто занимается искусством, а также об истинных ценностях и заблуждениях человека.
Иван Атталь, который непосредственно участвовал в написании сценария и сам же сыграл главную роль – на пару со своей гражданской женой Шарлоттой Генсбур (к слову, в фильме также снялся их старший сын Бен Атталь), рассказал историю победы человека над гордыней и самим собой – победы негероической и даже заурядной, но для большинства труднодостижимой.
Автор Полина Лопусова
18 апреля 2024 12:42
Читайте также