
Кто победил в Каннах: главные призы и другие итоги фестиваля
Фото: Denis Makarenko / shutterstock
Разрешилась главная интрига 78-го Каннского кинофестиваля: в конце прошлой недели «Золотую пальмовую ветвь» вручили иранскому режиссеру Джафару Панахи за фильм «Простая случайность». В этой истории автомобильная авария запускает цепную реакцию непредвиденных событий в жизни нескольких героев, связанных опытом тюремного заключения по политическим причинам. Гран-при фестиваля досталось норвежскому режиссеру Йоакиму Триеру за трагикомедию «Сентиментальные ценности». Рассказываем про победителей и самые яркие фильмы фестиваля.
Фото: ARP Sélection
Каннский фестиваль в 2025 году преподнес сюрпризы. Немногие имена и картины, на которые делались ставки накануне, были отмечены призами. К примеру, голливудские актрисы Кристен Стюарт и Скарлетт Йоханссон, которые привезли на фестиваль свои дебютные режиссерские работы, уехали без призов. Работа любимой индустрией авангардистки Жюлии Дюкурно «Альфа» оказалось слабой. Картина «Сентиментальные ценности», которая влюбила в себя критиков и была главным претендентом на главный приз, получила лишь гран-при – вторую по значимости награду фестиваля. Ричарду Линклейтеру прочили приз за лучшую режиссуру, и его комедийная история создания фильма «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара «Nouvelle Vague» («Новая волна») тоже понравилась фестивальной публике, но в итоге осталась без призов. Такая же судьба постигла и картину признанного мэтра Уэса Андерсона «Финикийская схема», которая вроде бы понравилась зрителям, но мало отличалась от предыдущих работ режиссера.
Фото:Jafar Panahi Film Productions
Иранская картина выиграла главный приз Каннского фестиваля второй раз за всю историю его проведения. Представляющий новую волну иранского кино Джафар Панахи входит в число крупнейших иранских режиссеров и уже неоднократно отмечен международными премиями. Более того, нынешняя победа в Каннах сделала Панахи одним из четырёх режиссеров, у которых есть призы всех трёх крупнейших европейских кинофестивалей. В 2000 году он получил в Венеции «Золотого льва» за фильм «Круг», а в 2015-м его картина «Такси» была отмечена «Золотым медведем» – главной наградой Берлинского кинофестиваля. «Простую случайность», как и другие свои картины последних 15 лет, Панахи снимал нелегально – в 2010 году иранское правительство запретило ему создавать кино.
В новом фильме Панахи всё начинается со случайного столкновения. Мужчина по имени Эгхбал везёт семью на автомобиле и сбивает собаку. Авария приводит к поломке двигателя, что вынуждает героя обратиться за помощью. В ближайшем гараже его замечает Вахид, который подозревает, что именно Эгхбал был жестоким офицером, который когда-то пытал его в тюрьме. Вахид похищает Эгхбала и намеревается похоронить его заживо, но сомневается, того ли человека он поймал. Тогда Вахид решает найти подтверждения с помощью других возможных жертв Эгхбала, вовлекая их, а вместе с ними и зрителя, в сложные рассуждения о морали и справедливой, на первый взгляд, мести.
Фото: Eye Eye Pictures
Дальний родственник знаменитого датского режиссера норвежец Йоаким Триер больше всего известен своей трилогией про Осло: «Реприза» (2006), «Осло, 31 августа» (2011) и «Худший человек на Земле» (2021). Как только «Сентиментальные ценности» показали в Каннах, Триера сразу назвали основным кандидатом на главный приз. Критики были очарованы фирменной для режиссера светлой грустью фильма, последовательным сюжетом и выдающейся актёрской работой Стеллана Скарсгарда и Эль Фэннинг, исполнивших главные роли.
Фильм рассказывает о непростых взаимоотношениях внутри семьи кинорежиссера Густава. В прошлом он был знаменитым, но уже больше десяти лет ничего не снимал. Личная жизнь тоже складывалась непросто: Густав бросил жену с двумя дочерьми и долгое время не общался с семьей. Однако после смерти бывшей жены, он внезапно возвращается в жизнь своих дочерей Норы и Агнес, которые и друг с другом не слишком близки. Густав хочет снять Нору, которая стала актрисой, в фильме про жизнь и гибель его матери. Он убежден, что написанный специально для дочери сценарий станет его билетом обратно к признанию и славе, однако, Нора не желает иметь с отцом ничего общего. Тогда Густав приглашает на роль голливудскую актрису Рейчел Кемпф. Когда начинаются съемки, Густав не только возрождает свою карьеру, но и получает шанс наладить глубоко разрушенные отношения с обеими дочерьми.
«Сират», Оливер Лаше
Фото: Uri Films
Луис (Сержи Лопес) вместе с сыном Эстебаном (Бруно Нуньес) отправляется в марокканскую пустыню на поиски своей дочери. Мар пропала пять месяцев назад после рейва в пустыне и теперь её отец и брат бродят среди тусовщиков, пытаясь узнать, не видел ли кто её. Никто не слышал о девушке, но один из собеседников предполагает, что планируется ещё один рейв — на другом конце пустыни. Однако поиски осложняются военными, которые прибывают в пустыню с приказом об эвакуации. Чем вызваны подобные чрезвычайные меры не сообщается, но можно предположить, что мир находится на грани третьей мировой войны.
«Сират» — четвертая картина испанского режиссера французского происхождения Оливера Лаше. Его дебютный фильм «Все вы капитаны» в 2010 году получил приз Международной федерации кинопрессы, в 2016 году картина «Мимозы» получила Гран-при программы «Неделя критиков» в Каннах, а в 2019-м режиссера наградили призом жюри программы «Особый взгляд» за картину «И придёт огонь».
«Звук падения», Маша Шилински
Фото: Studio Zentral
Сюжет этого странного и пугающего фильма охватывает жизнь четырех девочек, живущих на одной и той же ферме в Саксонии-Анхальт на северо-востоке Германии, но в разные времена – в 1910-х, 1940-х, 1980-х и 2020-х. Жизнь каждой из них наполнена необычными и нередко болезненными влечениями, интересом к смерти и страшными семейными тайнами. Кроме странных фантазий девочек объединяет опыт пережитого насилия. Их судьбы оказываются связаны между собой, и на каждой лежит не только груз семейных травм, но и тень массовых трагедий XX века. Соавтор сценария и режиссер Маша Шилински говорила, что задумала эту историю, когда в отпуске на ферме в Альтмарке увидела фото трех женщин 1920-х годов.
Фото: ONE TWO Films
Сюжет абсурдистской комедии Клебера Мендонсы Фильо трудно уловить и пересказать. Действие происходит во время карнавала в Бразилии времён военной диктатуры 1970-х. В центре повествования Марсело, сорокалетний эксперт по технологиям, который находится в бегах. От чего бежит герой разобраться не просто. Он прибывает в город Ресифи во время карнавальной недели, надеясь воссоединиться со своим сыном. Самый воздух жаркого города удушает — не только в буквальном, но и в политическом смысле. В кинотеатре показывают «Челюсти», а на жителей города начинает нападать откушенная акулой нога, которая обрела самостоятельную жизнь. Иносказания режиссёр использует, чтобы рассказать серьезную болезненную историю о прошлом Бразилии, когда люди исчезали в бесчисленном количестве, наемные убийцы были обыденностью и в любом уголке страны чувствовалось гнетущее влияние диктатуры.
Фото: Les Films du Fleuve
Братья Дарденн — завсегдатаи Канн, они входят в число десяти режиссеров, которым удавалось выиграть «Золотую пальмовую ветвь» дважды. Картина «Молодые матери» сосредоточена на судьбе нескольких матерей-подростков, которые живут в приюте под Льежем. Сюжет фильма напоминает нашумевшее российское шоу «Беременна в 16». Женщин объединяет материнство в тяжелых жизненных обстоятельствах. У кого-то была пьющая мать, и теперь есть страх, что новорожденный повторит её судьбу. Другая обитательница приюта сама зависима от препаратов и хочет от этого спастись. Другая юная женщина осталась с ребенком одна и пытается вытянуть непосильный груз материнства. Формально единственное, что связывает героинь – опыт непростого материнства и пространство убежища, но отдельные истории сплетаются в цельный рассказ о повороте от травмы к новой жизни.
Фото: Dangmai Films
Семь лет назад в основном конкурсе Канн уже участвовала картина молодого китайского режиссера Би Ганя – «Долгое путешествие в ночь». На этот раз он вернулся с амбициозным синефильским фильмом «Воскрешение». Это полотно состоит из пяти или шести формально законченных эпизодов, каждый из которых решён в своем жанре и стиле. Например, открывает повествование немой фильм, затем следует детектив, а дальше новелла в стиле китайского соцреализма, и всё это наполнено множеством отсылок к мировому кино. Отдельные истории этого альманаха сплетаются в элегию, рассказывающую историю кинематографа художественным языком. Это сложное зрелище, предназначенное подготовленному зрителю.
При этом сюжетная рамка фильма имеет научно-фантастический характер. В будущем человечество обнаружило, что ключ к долгой жизни – отказ от снов и мечтаний. Однако остались и те, кто выбрал возможность мечтать, что становится опасным для тех, кто властвует, так как приносит «хаос в историю» и заставляет «время прыгать». Есть и люди, способные отличить иллюзию от реальности, их задача сохранять линейность времени.
Фото: ARP Sélection
В 1959 году в Париже сотрудники прогрессивного кинематографического журнала Cahiers du Cinema бросают вызов коммерческому кинематографу и начинают снимать своё кино. Тогда еще кинокритик Жан-Люк Годар впервые берётся за камеру, чтобы снять свой первый полный метр. Так появится «На последнем дыхании», которому было суждено стать одним из величайших фильмов ХХ века. Главными героями представленной в Каннах картины Ричарда Линклейтера стали люди, снимавшие этот великий фильм, перевернувший кинематограф. Зритель увидит молодого Жан-Поля Бельмондо (Обри Дюллен) и американскую актрису Джин Сиберг (Зои Дойч) и, конечно, самого Жан-Люка Годара (Гийом Марбек). Ричард Линклейтер снимает историю создания шедевра в жанре легкой комедии, а на самом деле признается в любви целому кинематографическому направлению.
«Выход 8», Гэнки Кавамура
Фото: Story
«Выход 8», построенный по сюжету одноименной вирусной игры, стал, возможно, первой киноадаптацией компьютерных игр, представленной в программе Каннского кинофестиваля. Трехмерный симулятор ходьбы скачали более 1,5 миллионов раз по всему миру. На YouTube и Twitch есть множество посвященных игре роликов, самый популярный из которых набрал более 6 млн просмотров. Единственная задача этой «бродилки» – выбраться из токийского метро. Для этого нужно искать аномалии в подземных переходах, продвигаясь к выходу номер 8. Увидел что-то необычное – немедленно поверни назад, если нет – продолжай движение. На первый взгляд ничего страшного, если не представлять, что на самом деле заблудился в метро и не можешь выбраться из места, где все переходы похожи один на другой и даже рекламные щиты повторяются, отличаясь лишь микроскопическими деталями, которые могут привести к спасению, а могут и запутать. Кавамура в своем фильме превращает клаустрофобные коридоры токийского метро в пространство психологических испытаний и сложного выбора, обыгрывая свойственные японцам национальные страхи.
Разрешилась главная интрига 78-го Каннского кинофестиваля: в конце прошлой недели «Золотую пальмовую ветвь» вручили иранскому режиссеру Джафару Панахи за фильм «Простая случайность». В этой истории автомобильная авария запускает цепную реакцию непредвиденных событий в жизни нескольких героев, связанных опытом тюремного заключения по политическим причинам. Гран-при фестиваля досталось норвежскому режиссеру Йоакиму Триеру за трагикомедию «Сентиментальные ценности». Рассказываем про победителей и самые яркие фильмы фестиваля.

Каннский фестиваль в 2025 году преподнес сюрпризы. Немногие имена и картины, на которые делались ставки накануне, были отмечены призами. К примеру, голливудские актрисы Кристен Стюарт и Скарлетт Йоханссон, которые привезли на фестиваль свои дебютные режиссерские работы, уехали без призов. Работа любимой индустрией авангардистки Жюлии Дюкурно «Альфа» оказалось слабой. Картина «Сентиментальные ценности», которая влюбила в себя критиков и была главным претендентом на главный приз, получила лишь гран-при – вторую по значимости награду фестиваля. Ричарду Линклейтеру прочили приз за лучшую режиссуру, и его комедийная история создания фильма «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара «Nouvelle Vague» («Новая волна») тоже понравилась фестивальной публике, но в итоге осталась без призов. Такая же судьба постигла и картину признанного мэтра Уэса Андерсона «Финикийская схема», которая вроде бы понравилась зрителям, но мало отличалась от предыдущих работ режиссера.
«Золотая пальмовая ветвь» – «Простая случайность», реж. Джафар Панахи

Иранская картина выиграла главный приз Каннского фестиваля второй раз за всю историю его проведения. Представляющий новую волну иранского кино Джафар Панахи входит в число крупнейших иранских режиссеров и уже неоднократно отмечен международными премиями. Более того, нынешняя победа в Каннах сделала Панахи одним из четырёх режиссеров, у которых есть призы всех трёх крупнейших европейских кинофестивалей. В 2000 году он получил в Венеции «Золотого льва» за фильм «Круг», а в 2015-м его картина «Такси» была отмечена «Золотым медведем» – главной наградой Берлинского кинофестиваля. «Простую случайность», как и другие свои картины последних 15 лет, Панахи снимал нелегально – в 2010 году иранское правительство запретило ему создавать кино.
В новом фильме Панахи всё начинается со случайного столкновения. Мужчина по имени Эгхбал везёт семью на автомобиле и сбивает собаку. Авария приводит к поломке двигателя, что вынуждает героя обратиться за помощью. В ближайшем гараже его замечает Вахид, который подозревает, что именно Эгхбал был жестоким офицером, который когда-то пытал его в тюрьме. Вахид похищает Эгхбала и намеревается похоронить его заживо, но сомневается, того ли человека он поймал. Тогда Вахид решает найти подтверждения с помощью других возможных жертв Эгхбала, вовлекая их, а вместе с ними и зрителя, в сложные рассуждения о морали и справедливой, на первый взгляд, мести.
Гран-при – «Сентиментальные ценности», реж. Йоаким Триер

Дальний родственник знаменитого датского режиссера норвежец Йоаким Триер больше всего известен своей трилогией про Осло: «Реприза» (2006), «Осло, 31 августа» (2011) и «Худший человек на Земле» (2021). Как только «Сентиментальные ценности» показали в Каннах, Триера сразу назвали основным кандидатом на главный приз. Критики были очарованы фирменной для режиссера светлой грустью фильма, последовательным сюжетом и выдающейся актёрской работой Стеллана Скарсгарда и Эль Фэннинг, исполнивших главные роли.
Фильм рассказывает о непростых взаимоотношениях внутри семьи кинорежиссера Густава. В прошлом он был знаменитым, но уже больше десяти лет ничего не снимал. Личная жизнь тоже складывалась непросто: Густав бросил жену с двумя дочерьми и долгое время не общался с семьей. Однако после смерти бывшей жены, он внезапно возвращается в жизнь своих дочерей Норы и Агнес, которые и друг с другом не слишком близки. Густав хочет снять Нору, которая стала актрисой, в фильме про жизнь и гибель его матери. Он убежден, что написанный специально для дочери сценарий станет его билетом обратно к признанию и славе, однако, Нора не желает иметь с отцом ничего общего. Тогда Густав приглашает на роль голливудскую актрису Рейчел Кемпф. Когда начинаются съемки, Густав не только возрождает свою карьеру, но и получает шанс наладить глубоко разрушенные отношения с обеими дочерьми.
Приз жюри — «Сират» Оливера Лаше и «Звук падения» Маши Шилински
Жюри Каннского фестиваля в этом году своим специальным призом отметило два необычных фильма, раскрывающих травмирующую и неоднозначную связь между личными трагедиями и социальными катастрофами.«Сират», Оливер Лаше

Луис (Сержи Лопес) вместе с сыном Эстебаном (Бруно Нуньес) отправляется в марокканскую пустыню на поиски своей дочери. Мар пропала пять месяцев назад после рейва в пустыне и теперь её отец и брат бродят среди тусовщиков, пытаясь узнать, не видел ли кто её. Никто не слышал о девушке, но один из собеседников предполагает, что планируется ещё один рейв — на другом конце пустыни. Однако поиски осложняются военными, которые прибывают в пустыню с приказом об эвакуации. Чем вызваны подобные чрезвычайные меры не сообщается, но можно предположить, что мир находится на грани третьей мировой войны.
«Сират» — четвертая картина испанского режиссера французского происхождения Оливера Лаше. Его дебютный фильм «Все вы капитаны» в 2010 году получил приз Международной федерации кинопрессы, в 2016 году картина «Мимозы» получила Гран-при программы «Неделя критиков» в Каннах, а в 2019-м режиссера наградили призом жюри программы «Особый взгляд» за картину «И придёт огонь».
«Звук падения», Маша Шилински

Сюжет этого странного и пугающего фильма охватывает жизнь четырех девочек, живущих на одной и той же ферме в Саксонии-Анхальт на северо-востоке Германии, но в разные времена – в 1910-х, 1940-х, 1980-х и 2020-х. Жизнь каждой из них наполнена необычными и нередко болезненными влечениями, интересом к смерти и страшными семейными тайнами. Кроме странных фантазий девочек объединяет опыт пережитого насилия. Их судьбы оказываются связаны между собой, и на каждой лежит не только груз семейных травм, но и тень массовых трагедий XX века. Соавтор сценария и режиссер Маша Шилински говорила, что задумала эту историю, когда в отпуске на ферме в Альтмарке увидела фото трех женщин 1920-х годов.
Лучший режиссер – Клебер Мендонса Фильо, фильм «Тайный агент»

Сюжет абсурдистской комедии Клебера Мендонсы Фильо трудно уловить и пересказать. Действие происходит во время карнавала в Бразилии времён военной диктатуры 1970-х. В центре повествования Марсело, сорокалетний эксперт по технологиям, который находится в бегах. От чего бежит герой разобраться не просто. Он прибывает в город Ресифи во время карнавальной недели, надеясь воссоединиться со своим сыном. Самый воздух жаркого города удушает — не только в буквальном, но и в политическом смысле. В кинотеатре показывают «Челюсти», а на жителей города начинает нападать откушенная акулой нога, которая обрела самостоятельную жизнь. Иносказания режиссёр использует, чтобы рассказать серьезную болезненную историю о прошлом Бразилии, когда люди исчезали в бесчисленном количестве, наемные убийцы были обыденностью и в любом уголке страны чувствовалось гнетущее влияние диктатуры.
Лучший сценарий — «Молодые матери», реж. Жан-Пьер и Люк Дарденн

Братья Дарденн — завсегдатаи Канн, они входят в число десяти режиссеров, которым удавалось выиграть «Золотую пальмовую ветвь» дважды. Картина «Молодые матери» сосредоточена на судьбе нескольких матерей-подростков, которые живут в приюте под Льежем. Сюжет фильма напоминает нашумевшее российское шоу «Беременна в 16». Женщин объединяет материнство в тяжелых жизненных обстоятельствах. У кого-то была пьющая мать, и теперь есть страх, что новорожденный повторит её судьбу. Другая обитательница приюта сама зависима от препаратов и хочет от этого спастись. Другая юная женщина осталась с ребенком одна и пытается вытянуть непосильный груз материнства. Формально единственное, что связывает героинь – опыт непростого материнства и пространство убежища, но отдельные истории сплетаются в цельный рассказ о повороте от травмы к новой жизни.
Специальный приз – «Воскрешение», реж. Би Гань

Семь лет назад в основном конкурсе Канн уже участвовала картина молодого китайского режиссера Би Ганя – «Долгое путешествие в ночь». На этот раз он вернулся с амбициозным синефильским фильмом «Воскрешение». Это полотно состоит из пяти или шести формально законченных эпизодов, каждый из которых решён в своем жанре и стиле. Например, открывает повествование немой фильм, затем следует детектив, а дальше новелла в стиле китайского соцреализма, и всё это наполнено множеством отсылок к мировому кино. Отдельные истории этого альманаха сплетаются в элегию, рассказывающую историю кинематографа художественным языком. Это сложное зрелище, предназначенное подготовленному зрителю.
При этом сюжетная рамка фильма имеет научно-фантастический характер. В будущем человечество обнаружило, что ключ к долгой жизни – отказ от снов и мечтаний. Однако остались и те, кто выбрал возможность мечтать, что становится опасным для тех, кто властвует, так как приносит «хаос в историю» и заставляет «время прыгать». Есть и люди, способные отличить иллюзию от реальности, их задача сохранять линейность времени.
Без призов
«Nouvelle Vague», Ричард Линклейтер
В 1959 году в Париже сотрудники прогрессивного кинематографического журнала Cahiers du Cinema бросают вызов коммерческому кинематографу и начинают снимать своё кино. Тогда еще кинокритик Жан-Люк Годар впервые берётся за камеру, чтобы снять свой первый полный метр. Так появится «На последнем дыхании», которому было суждено стать одним из величайших фильмов ХХ века. Главными героями представленной в Каннах картины Ричарда Линклейтера стали люди, снимавшие этот великий фильм, перевернувший кинематограф. Зритель увидит молодого Жан-Поля Бельмондо (Обри Дюллен) и американскую актрису Джин Сиберг (Зои Дойч) и, конечно, самого Жан-Люка Годара (Гийом Марбек). Ричард Линклейтер снимает историю создания шедевра в жанре легкой комедии, а на самом деле признается в любви целому кинематографическому направлению.
«Выход 8», Гэнки Кавамура

«Выход 8», построенный по сюжету одноименной вирусной игры, стал, возможно, первой киноадаптацией компьютерных игр, представленной в программе Каннского кинофестиваля. Трехмерный симулятор ходьбы скачали более 1,5 миллионов раз по всему миру. На YouTube и Twitch есть множество посвященных игре роликов, самый популярный из которых набрал более 6 млн просмотров. Единственная задача этой «бродилки» – выбраться из токийского метро. Для этого нужно искать аномалии в подземных переходах, продвигаясь к выходу номер 8. Увидел что-то необычное – немедленно поверни назад, если нет – продолжай движение. На первый взгляд ничего страшного, если не представлять, что на самом деле заблудился в метро и не можешь выбраться из места, где все переходы похожи один на другой и даже рекламные щиты повторяются, отличаясь лишь микроскопическими деталями, которые могут привести к спасению, а могут и запутать. Кавамура в своем фильме превращает клаустрофобные коридоры токийского метро в пространство психологических испытаний и сложного выбора, обыгрывая свойственные японцам национальные страхи.
Читайте подробнее о других фильмах, представленных в Каннах в 2025 году
26 мая 2025 17:45
Читайте также