Две «пальмы»: режиссеры, дважды удостоенные главного приза Канн
Фото: Denis Makarenko/ shutterstock
Совсем недавно завершился 77-й Каннский кинофестиваль, «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм Шона Бэйкера «Анора». Главные мужские роли исполнили Марк Эйдельштейн и Юрий Борисов, поэтому российские киноманы победу американского режиссера восприняли почти как свою. Ну а мы решили вспомнить наиболее удачливых и титулованных триумфаторов Каннского фестиваля. За его историю только девять режиссеров получили главный приз дважды. Три «ветви» не выигрывал пока никто. Читайте в нашей подборке про их фильмы.
Коппола, один из центральных представителей американской новой волны, получил свою первую «пальмовую ветвь» после четырех «Оскаров». Психологический детектив «Разговор» (1974) он снял сразу после своего поворотного в истории кино «Крестного отца» (1972). Режиссер вдохновлялся новаторской работой Микеланджело Антониони «Фотоувеличение». Лейтмотивом фильма Копполы стала мания преследования, царившая в Америке в годы Уотергейтского скандала. В «Разговоре» скрытный специалист по прослушке мучается угрызениями совести из-за того, что однажды людей, за которыми он следил, убили. Он пытается предотвратить новую трагедию, но сам оказывается в нее втянут.
Через пять лет Коппола снова получил «пальмовую ветвь» за эпохальный «Апокалипсис сегодня» о войне во Вьетнаме. Во время показов в Каннах Коппола острил, что фильм не о Вьетнаме, а сам Вьетнам, настолько тяжелыми были съемки. Однако фильм, основанный на новелле Джозефа Конрада «Сердце тьмы», стал киноклассикой и считается одним из самых тонких высказываний о Вьетнамской войне.
Билле Аугуст – один из самых знаменитых датских режиссеров, лауреат множества премий. Отмеченный сначала «Золотой пальмовой ветвью», а затем и «Оскаром» фильм «Пелле-завоеватель» (1987) поставлен по одноименному роману датского писателя Мартина Андерсена-Нексё. Действие происходит во второй половине ХХ века. Пожилой фермер-вдовец Лассе и его сын Пелле отправляются в Данию из обнищавших районов Швеции. Здесь Лассе вынужден наняться на низкооплачиваемую работу, за что отец и сын терпят насмешки. Взрослея, Пелле вопреки всем трудностям сохраняет надежду достичь лучшей жизни.
Кустурицу часто называют главным режиссером Восточной Европы. Люди, чья юность пришлась на 2000-е годы, узнали о ситуации в странах бывшей Югославии не из учебника истории, а из фильмов Кустурицы. Он успешно дебютировал на Западе в 1981 году с картиной «Помнишь ли ты Долли Белл?». Мировую известность режиссеру принесла победа фильма «Папа в командировке» в Каннах. Это рассказ о советско-югославском противостоянии и последовавших за ним репрессиях конца 1940-х – начала 1950-х годов глазами шестилетнего мальчика. Герой растет с матерью и ее братом после того, как его отца по доносу любовницы отправляют в концлагерь. Здесь собраны любимые темы режиссера — вечное детство, любовь к народной жизни, истории простых людей, где комическое смешано с трагическим.
Единственный японский режиссер – обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» считал себя культурным антропологом. Свои картины Имамура снимал из перспективы социальных низов японского общества. Особое внимание он уделял чувственной и сексуальной природе человека, стремясь, по собственному признанию, исследовать отличия человека от животного. Впервые главный приз Канн Имамура получил за фильм «Легенда о Нараяме» в 1983 году. В деревушке на склоне горы Нараяма земля не может прокормить всех. Поэтому здесь жениться могут только старшие сыновья, а стариков, достигших 70 лет, их дети должны отнести на вершину горы умирать от голода и жажды. Главной героине Орин остается год до почетного и страшного путешествия. Фильм рассказывает, что она делает в отпущенное ей время и как на ее семью влияет прощание с ней.
Кредо Михаэля Ханеке — исследования насилия во всех его проявлениях. Он создал много мрачных фильмов, включая невыносимо жестокий «Забавные игры» и провокационный «Пианистка». Фильмы Ханеке не раз становились лауреатами Каннского фестиваля в разных номинациях, но первый главный приз принесла картина «Белая лента» (2009). Действие экзистенциальной драмы происходит в глухой провинциальной деревушке в Германии 1913 года. Неизвестный совершает жестокое насилие над местным слабоумным мальчиком, происходят и другие зверства. Подозрение падает на детей пастора, воспитываемых в строгости и носящих на рукавах белую ленту в знак чистоты. Молодой учитель пытается докопаться до истины и выясняет, что практически у всех жителей деревни полно темных секретов. Фильм заканчивается началом Первой мировой войны.
Совсем недавно завершился 77-й Каннский кинофестиваль, «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм Шона Бэйкера «Анора». Главные мужские роли исполнили Марк Эйдельштейн и Юрий Борисов, поэтому российские киноманы победу американского режиссера восприняли почти как свою. Ну а мы решили вспомнить наиболее удачливых и титулованных триумфаторов Каннского фестиваля. За его историю только девять режиссеров получили главный приз дважды. Три «ветви» не выигрывал пока никто. Читайте в нашей подборке про их фильмы.
Альф Шёберг: «Травля» и «Фрекен Юлия»
Кадр из фильма Альфа Шёберга «Травля»/ SF Studios
Шёберг — один из крупнейших режиссеров шведского театра и кино, считается учителем Ингмара Бергмана. Его картина «Травля» получила главный приз на первом Каннском фестивале в 1946 году. Тогда «Золотую пальмовую ветвь» еще не придумали, а Гран-при разделили между всеми фильмами конкурсной программы. Фильм стал первым экранизированным сценарием Ингмара Бергмана. Он рассказывает о сложном треугольнике. Ученик старших классов Ян-Эрик встречается с Бертой — девушкой из табачной лавки. У нее есть еще и старший любовник — жестокий учитель Яна по прозвищу «Калигула». Калигула начинает травить Яна в школе, узнав о его связи с Бертой. Отношения заканчиваются трагедией, но виновный избегает наказания.
В 1951 году «Золотую пальмовую ветвь» получила картина Шёберга «Фрекен Юлия» по модернистской пьесе Августа Стринберга. В основе сюжета — невозможные и мучительные отношения лакея Яна и дочери графа фрекен Юлии. Фильм препарирует проблемы социального неравенства и рассуждает о месте женщины в обществе.
Зачем смотреть: Изучить классические фильмы шведского кинематографа, ставшие основой для множества современных картин.
В 1951 году «Золотую пальмовую ветвь» получила картина Шёберга «Фрекен Юлия» по модернистской пьесе Августа Стринберга. В основе сюжета — невозможные и мучительные отношения лакея Яна и дочери графа фрекен Юлии. Фильм препарирует проблемы социального неравенства и рассуждает о месте женщины в обществе.
Зачем смотреть: Изучить классические фильмы шведского кинематографа, ставшие основой для множества современных картин.
Фрэнсис Форд Коппола: «Разговор» и «Апокалипсис сегодня»
Кадр из фильма Копполы «Разговор»/ Paramount PicturesКоппола, один из центральных представителей американской новой волны, получил свою первую «пальмовую ветвь» после четырех «Оскаров». Психологический детектив «Разговор» (1974) он снял сразу после своего поворотного в истории кино «Крестного отца» (1972). Режиссер вдохновлялся новаторской работой Микеланджело Антониони «Фотоувеличение». Лейтмотивом фильма Копполы стала мания преследования, царившая в Америке в годы Уотергейтского скандала. В «Разговоре» скрытный специалист по прослушке мучается угрызениями совести из-за того, что однажды людей, за которыми он следил, убили. Он пытается предотвратить новую трагедию, но сам оказывается в нее втянут.
Через пять лет Коппола снова получил «пальмовую ветвь» за эпохальный «Апокалипсис сегодня» о войне во Вьетнаме. Во время показов в Каннах Коппола острил, что фильм не о Вьетнаме, а сам Вьетнам, настолько тяжелыми были съемки. Однако фильм, основанный на новелле Джозефа Конрада «Сердце тьмы», стал киноклассикой и считается одним из самых тонких высказываний о Вьетнамской войне.
Зачем смотреть: Заглянуть в темные уголки человеческой души.
Билле Аугуст: «Пелле-завоеватель» и «Благие намерения»
Кадр из фильма «Пелле-завоеватель»/SF StudiosБилле Аугуст – один из самых знаменитых датских режиссеров, лауреат множества премий. Отмеченный сначала «Золотой пальмовой ветвью», а затем и «Оскаром» фильм «Пелле-завоеватель» (1987) поставлен по одноименному роману датского писателя Мартина Андерсена-Нексё. Действие происходит во второй половине ХХ века. Пожилой фермер-вдовец Лассе и его сын Пелле отправляются в Данию из обнищавших районов Швеции. Здесь Лассе вынужден наняться на низкооплачиваемую работу, за что отец и сын терпят насмешки. Взрослея, Пелле вопреки всем трудностям сохраняет надежду достичь лучшей жизни.
В 1997 году высшую награду Канн получает фильм «Благие намерения» – результат сотрудничества Билле Аугуста с Ингмаром Бергманом, который выступил здесь как сценарист. Бергман рассказал об отношениях своих родителей до его появления на свет. В начале ХХ века бедный студент-богослов Генрик Бергман женится на девушке из богатой семьи Анне Окерблум. Молодая семья переезжает в глухой угол на севере Швеции, где Генрик становится пастором. Анна вскоре сбегает, не в силах вынести жизнь среди «неотесанных мужланов». Генрик остается со своим приходом, а в конце фильма Анна узнает, что беременна вторым ребенком – Ингмаром.
Зачем смотреть: Зарядиться надеждой даже в самом беспросветном случае.
Эмир Кустурица: «Папа в командировке» и «Андерграунд»
Кадр из фильма «Папа в командировке»/Centar FilmКустурицу часто называют главным режиссером Восточной Европы. Люди, чья юность пришлась на 2000-е годы, узнали о ситуации в странах бывшей Югославии не из учебника истории, а из фильмов Кустурицы. Он успешно дебютировал на Западе в 1981 году с картиной «Помнишь ли ты Долли Белл?». Мировую известность режиссеру принесла победа фильма «Папа в командировке» в Каннах. Это рассказ о советско-югославском противостоянии и последовавших за ним репрессиях конца 1940-х – начала 1950-х годов глазами шестилетнего мальчика. Герой растет с матерью и ее братом после того, как его отца по доносу любовницы отправляют в концлагерь. Здесь собраны любимые темы режиссера — вечное детство, любовь к народной жизни, истории простых людей, где комическое смешано с трагическим.
Через десять лет после успеха «Папы» Кустурица снова получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» за фантасмагорический фильм «Андерграунд» (Underground). Картина в режиссерской версии длится более 300 минут, события охватывают период с 1941-го до начала 1990-х. Во время Второй мировой войны Югославию почти мгновенно захватывают немецкие войска. Но сдаются не все. Коммунистические подпольщики продолжают борьбу и снабжают партизан изготовленным самостоятельно оружием. И даже после освобождения Югославии от оккупации один из лидеров Сопротивления долгие годы создает для своих товарищей иллюзию, что война с фашистами продолжается, убеждая их не покидать укрытие. Фильм называют вершиной творчества Кустурицы.
Зачем смотреть: Собрать у экрана близких и смеяться, плакать, а потом снова смеяться всем вместе.
Сёхэй Имамура: «Легенда о Нараяме» и «Угорь»
Кадр из фильма «Легенда о Нараяме»/Toei CompanyЕдинственный японский режиссер – обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» считал себя культурным антропологом. Свои картины Имамура снимал из перспективы социальных низов японского общества. Особое внимание он уделял чувственной и сексуальной природе человека, стремясь, по собственному признанию, исследовать отличия человека от животного. Впервые главный приз Канн Имамура получил за фильм «Легенда о Нараяме» в 1983 году. В деревушке на склоне горы Нараяма земля не может прокормить всех. Поэтому здесь жениться могут только старшие сыновья, а стариков, достигших 70 лет, их дети должны отнести на вершину горы умирать от голода и жажды. Главной героине Орин остается год до почетного и страшного путешествия. Фильм рассказывает, что она делает в отпущенное ей время и как на ее семью влияет прощание с ней.
В 1997 году Имамура снова получает «Золотую пальмовую ветвь» за любовную историю «Угорь». Главный герой – Ямасита пытается начать новую жизнь, добровольно отсидев восемь лет в тюрьме за убийство неверной жены. Он ни с кем не разговаривает, кроме своего домашнего угря, с которым подружился в тюрьме. Однажды Ямасита спасает от самоубийства девушку, знакомство с которой в итоге поможет ему исцелиться.
Зачем смотреть: Взглянуть на мир с неожиданной точки зрения.
Братья Дарденн: «Розетта» и «Дитя»
Кадр из фильма «Дитя»/ Les Films du Fleuve
Жан-Пьер и Люк Дарденн – бельгийский режиссерский дуэт, братья снимают кино с 1970-х годов. Всемирную известность им принесла картина «Розетта», которая в 1999 году получила главный приз Канн. Одной из главных тем в творчестве братьев Дарденн стала судьба молодых людей на задворках общества. Оба фильма, за которые они получали «Золотую пальмовую ветвь», были посвящены именно этой проблематике. «Розетта» – история юной девушки, которая живет в трейлере со своей матерью-алкоголичкой и отчаянно ищет работу. Вот она не прошла испытательный срок, вот ей не нашлось места в другой компании, и она снова продолжает поиски.
Фильм «Дитя», за который братьев наградили в Каннах в 2005 году, повествует о молодой паре – Бруно и Соне, которые живут на ее пособие и его криминальные доходы. У любовников появляется ребенок, но Бруно продает его, пытаясь потом убедить Соню, что они легко «сделают» еще одного. Однако шок Сони заставляет его выкупить ребенка обратно, но это не помогает удержать девушку. В итоге Бруно оказывается в тюрьме, где его посещает Соня.
Зачем смотреть: Понять, что у молодых тоже проблем хватает.
Михаэль Ханеке: «Белая лента» и «Любовь»
Кадр из фильма «Белая лента»/ Les Films du LosangeКредо Михаэля Ханеке — исследования насилия во всех его проявлениях. Он создал много мрачных фильмов, включая невыносимо жестокий «Забавные игры» и провокационный «Пианистка». Фильмы Ханеке не раз становились лауреатами Каннского фестиваля в разных номинациях, но первый главный приз принесла картина «Белая лента» (2009). Действие экзистенциальной драмы происходит в глухой провинциальной деревушке в Германии 1913 года. Неизвестный совершает жестокое насилие над местным слабоумным мальчиком, происходят и другие зверства. Подозрение падает на детей пастора, воспитываемых в строгости и носящих на рукавах белую ленту в знак чистоты. Молодой учитель пытается докопаться до истины и выясняет, что практически у всех жителей деревни полно темных секретов. Фильм заканчивается началом Первой мировой войны.
В 2012 году «золото» Канн получает фильм Ханеке «Любовь» – про последние дни жизни двух пожилых супругов. Анн и Жорж — заслуженные учителя музыки. После похода на концерт ученика Анн наполовину парализовало. Весь фильм посвящен заботе мужа о жене, не желающей закончить дни в больнице. Их любовь контрастирует с отчуждением дочери, которая заботится о недвижимости, а не о родителях.
Зачем смотреть: Бросить вызов собственной эмоциональной выносливости.
Кен Лоуч: «Ветер, который качает вереск» и «Я, Дэниел Блейк»
Кадр из фильма «Ветер, который качает вереск»/ Element Films
Британец Кен Лоуч — мастер остросоциального кино. Одна из центральных тем его творчества — общественные проблемы Великобритании, в том числе ирландский сепаратизм. Именно об этом «Ветер, который качает вереск» — картина, принесшая автору первую «пальмовую ветвь». Действие происходит в Ирландии 1920-х, охваченной восстанием за независимость от Англии. Главные герои — братья Дамиен и Тедди О’Донован вступают в Ирландскую республиканскую армию. Дамиен — успешный врач, но вынужден взять в руки оружие. Но даже добившись формальной независимости, ирландцы не получили желанной свободы, а братьев разделил собственный конфликт.
В 2016 году победу в Каннах одержала картина «Я, Дэниел Блейк». После сердечного приступа врач запрещает овдовевшему 59-летнему столяру работать. Однако чиновники в социальных службах думают иначе и отказывают в пособии. На протяжении фильма Дэниел Блейк сражается за свои права и встречает таких же обиженных системой людей.
Зачем смотреть: Сострадать и негодовать у экрана.
Клас Олле Рубен Эстлунд: «Квадрат» и «Треугольник печали»
Кадр из фильма «Квадрат»/ Arte France Cinéma
Шведский режиссер больше всего известен своими «черными» комедиями и сатирой. В 2017 году «Золотой ветви» был удостоен его фильм «Квадрат» про мир современного искусства. На экране злоключения куратора художественного музея, который терпит неудачу, пытаясь разрулить собственные проблемы и организовать выставку. В фильме даже есть аллюзия на скандальный перформанс российского художника Олега Кулика. Прикованный цепью рядом с табличкой «Опасно» на биеннале, Кулик нападал на людей, игнорировавших знак. В фильме подобная история происходит с художником, изображающим обезьяну.
В 2022 году в Каннах победил следующий фильм Эстлунда — «Треугольник печали». Это сатира на неприлично богатых людей и их паразитический образ жизни. Сначала богачи развлекаются на яхте, эксплуатируя персонал. Налетевший внезапно шторм всё переворачивает с ног на голову, а нападение пиратов и внезапный взрыв окончательно разрушают оказавшийся таким хрупким рай капиталистического изобилия. В итоге горстка выживших вынуждена выживать на острове, а роли господ и слуг смешивает нужда.
Зачем смотреть: Посмеяться, увидев, как богема и богатеи тоже плачут.
04 июня 2024 09:44
Читайте также