Назад
Фокс Малдер и Дана Скалли – «Секретные материалы»

Они всё изменили: главные сериалы 90-х

Сериалы, какими мы их знаем и любим сегодня, появились в 90-е. Тогда один за другим на экраны вышли сразу несколько проектов, которые изменили индустрию и продолжают вдохновлять современных режиссеров и сценаристов. Сначала появился «Сайнфелд», герои которого просто жили свою жизнь, а не претерпевали необычные приключения. Почти в то же время реальность маленьких городков, а заодно и понимание телесериала вывернул наизнанку Дэвид Линч со своим сюрреалистическим детективом. Сериалы 90-х открыли путь на экран пугающим и реалистичным инопланетянам, самостоятельным женщинам и гангстерам с психологическими проблемами. Собрали примеры сериалов, каждый из которых что-нибудь да изменил в индустрии. Кстати, в двух из них снимался Кайл Маклахлен.

«Сайнфелд», 1989-1998, Ларри Дэвид, Джерри Сайнфелд

Кадр из сериала «Сайнфелд»Фото: NBC

В этом сериале нет единой сюжетной линии, призванной увлечь зрителя, и именно в этом было открытие его создателей. Они питчили свой проект как шоу про поиск материала комедиантом. Джерри Сайнфелд – вымышленная версия реального комика Джерри Сайнфелда – восходящая звезда стендапа. В шоу он и трое его друзей, включая бывшую девушку, просто живут в Нью-Йорке, не решая каких-то серьезных проблем и особо ни о чем не задумываясь.

Что было новым
«Сайнфелд» открыл эру великих телесериалов 90-х, которые навсегда трансформировали формат. До него американские ситкомы делались по отработанной схеме. Она включала в себя ансамбль героев, которые тесно связаны друг с другом (например, семья или коллеги) и объединены общей историей. В каждом эпизоде они попадают в какую-то сложную ситуацию, из которой каждый выносит свои уроки, а далее все обнимаются и занавес. Создатели «Сайнфелда» предложили схему «без объятий и нравоучений» («no hugs, no learning»), просто повседневность. Эпизоды строятся вокруг фигуры комика, который, участвуя в повседневной жизни своих друзей и знакомых, наблюдает за ними, набирая материал для выступлений. В итоге за сериалом закрепился лейбл «шоу ни о чем». Герои, например, могут потратить полчаса, разыскивая автомобиль на подземной парковке, или бесконечно ждать столик в ресторане. Создатели «Сайнфелда» переосмыслили и сделали популярными придуманные еще в 60-х в сериале «Стар Трек» «бутылочные эпизоды» – когда действие не выходит за пределы одной локации. Раньше их чаще всего использовали для экономии бюджета, но в «Сайнфелде» они стали неотъемлемой частью концепции. Поскольку шоу сосредоточено на повседневной и не слишком примечательной жизни, герои в большинстве случаев избегают моральных взлетов и падений. «Сайнфелд» продержался девять сезонов, а финальный эпизод оказался в числе самых популярных серий – в день выхода его посмотрели более 76 млн американцев.

«Твин Пикс», 1990-2017, Дэвид Линч

Кадр из сериала «Твин Пикс»Фото: Twin Peaks Productions Inc.

В маленьком городке Твин Пикс в штате Вашингтон на берегу реки находят труп школьной королевы Лоры Палмер. Почему-то провинциальное убийство приезжает расследовать агент ФБР, Дейл Купер. Герои сериала скоро поймут, что столкнулись с чем-то более странным, чем привычная реальность, а совы не те, кем кажутся.

Что было новым
Трудно найти проект, который сильнее повлиял бы на современный формат сериалов, чем «Твин Пикс». Это было первое телешоу, снятое самым настоящим режиссером полнометражных фильмов. До этого на ТВ показывали мелодрамы и ситкомы, которые снимали телережиссеры, и к сериалам все относились как к чему-то художественно вторичному. Никто не думал, что сериал может быть серьезным киновысказыванием.

Но оказалось, что сериал может быть странным, сюрреалистичным, захватывающим не только интригой, но и атмосферой в кадре. Впрочем, и для интриги Линч придумал новое решение. Ведь раньше эпизоды большинства детективных сериалов были связаны очень условно – лишь героями, которые каждый раз попадают в новые ситуации. Каждая серия – отдельная история. Как, например, в сериале про Коломбо, который каждую неделю расследует новое убийство. Это понятная и предсказуемая структура, необыкновенно популярная в сериалах до сих пор. Но Линч модернизирует жанр процедурала, добавляя в него и мистику, и даже мелодраму. Он смещает интерес на неразрешимую загадку, над которой на равных бьются почти все герои, а история получает сквозной разветвленный сюжет, и он держит зрителя в напряжении на протяжении всего сезона.

Новым был и герой-сыщик. В жанре детектива до этого было правило, что все загадки имеют рациональное объяснение, а следователь обязательно руководствуется только разумом. Дейл Купер с самого начала кажется странным зрителям и жителям Твин Пикса, а по ходу расследования с энтузиазмом применяет интуитивные методы. Для Кайла Маклахлена, сыгравшего Купера, эта роль стала поворотной и самой запоминающейся в карьере.

Первый сезон «Твин Пикса» состоял из восьми эпизодов, что было нетипично для формата телешоу. До него нормой были 16-20 серий и бесконечное количество сезонов. «Твин Пикс» попытались включить в эту формулу и сделали второй сезон, раскрыв загадку, заданную в первом. Идея не очень удалась: хотя фанаты любят и эту работу, после второго сезона шоу пришлось закрыть. В 2017 году на экраны вышло продолжение «Твин Пикса», которое было восторженно принято зрителями и критиками и считается одним из главных высказываний в жанре.

«Секретные материалы», 1993-2018, Крис Картер

Кадр из сериала «Секретные материалы»Фото: 20th Century Studios

Спецагенты ФБР Фокс Малдер и Дана Скалли расследуют связанные с паранормальными явлениями нераскрытые дела под грифом «Секретные материалы». Скалли — медик-скептик; Малдер, который «хочет верить», увлечен всем необъяснимым с научной точки зрения, поскольку его сестру похитили инопланетяне.

Что было новым
До «Секретных материалов» сериалы с пришельцами никто не принимал всерьез. Ниша была плотно занята переживавшим не лучшие времена «Стар Треком», где космонавты сражались с гигантскими ящерицами, которых играли актеры в костюмах ростовых кукол. Крис Картер решил всё изменить и снять по-настоящему страшное кино с реалистичными инопланетянами. Этот подход во многом стал возможен благодаря успеху «Твин Пикса». Крис Картер даже напрямую цитирует его мрачную атмосферу и присутствие паранормального в реальной жизни. А кроме того, берет из него некоторых актеров и типажи героев. Например, Дэвид Духовны участвовал во втором сезоне «Твин Пикса» в роли странного спецагента наркоконтроля Дэниса Брайсона. А Фокс Малдер похож на линчевского Дейла Купера.

Создатели обновили и типичный подход к дуэту детектив—напарник. Обычно роль скептика исполнял мужчина, в то время как женщине предписывалось больше полагаться на интуицию. В «Секретных материалах» сомневается во всём Скалли, наделенная научным складом ума, дипломированный врач и бакалавр физических наук. Она носит подчеркнуто строгие пиджаки, апеллируя скорее к мужскому образу. Малдер при этом выдающийся профайлер, тонкий психолог, даже внешне далекий от маскулинного образа.

«Секретные материалы» стали одним из первых сериалов, в котором теории заговоров получили серьезное художественное воплощение. Значительную часть сюжета составляет борьба героев со всесильными теневыми структурами, которые скрывают правду. Таким образом, создатели The X-files первыми включили конспирологию в развлекательный формат телешоу. Иконическая фигура всезнающего и таинственного Курильщика перекочевала в сериал из фильма «Вся президентская рать» о расследовании Уотергейтского скандала.

«Секретные материалы» были едва ли не первым сериалом, который добавил в сюжет активно развивавшийся тогда интернет и цифровые технологии. Герои общались по мобильным телефонам, писали имейлы информаторам, общались с цифровыми энтузиастами. Во многом благодаря интернет-культуре сериал обзавелся одним из самых обширных сообществ фанатов. Как говорил сам Крис Картер, темные и страшные «Секретные материалы», которые стали невероятно популярны, открыли для будущих режиссеров дорогу к самовыражению.

«Секс в большом городе», 1998-2004, Даррен Стар

Кадр из сериала «Секс в большом городе»Фото: Darren Star Productions

Кэрри Брэдшоу и ее подруги, Миранда, Саманта и Шарлотта, независимые девушки «за тридцать», живут в Нью-Йорке. Они не замужем, тусуются по клубам, встречаются в свое удовольствие с мужчинами и регулярно собираются в кафе, чтобы обсудить свои похождения. Для Кэрри ее подруги еще и заработок — она ведет колонку об отношениях.

Что было новым
До этого сериала секс на телевидении занимал сумеречную нишу и был табуирован в проектах прайм-тайм. Создатели «Секса в большом городе» решили вывести его из тени и показать «всё как в жизни». Они брали истории, которые происходили с ними или их приятелями, писали только о том, что сами обсуждали за коктейлем. Однако главное новаторство «Секса в большом городе» – это сложные и противоречивые героини. Кэрри сначала восхищала зрителей, но тут же делала какую-нибудь глупость, за что ее могли осудить. Повернутую на работе Миранду, секс-зависимую Саманту и инфантильную Шарлотту тоже нельзя назвать идеальными ролевыми моделями. Тем не менее взрослые зрительницы узнавали в них себя, а подростковая аудитория настолько подпадала под очарование, что начинала их копировать.

Еще одним новшеством было отсутствие желания героинь любой ценой вступить в отношения. Ну, кроме Шарлотты, разумеется, хотя и она впервые вышла замуж (причем ее мужа играл Кайл Маклахлен) только в третьем сезоне. Правда, не совсем удачно, ведь вскоре пара развелась, поэтому и ей искать того самого пришлось вплоть до последнего сезона. Естественно, все героини ищут любовь, но успех в жизни измеряют далеко не только наличием мужчины и учатся находить главный источник счастья внутри себя.

Конечно, фильм о женщинах много внимания уделял одежде, которая в жизни Кэрри играет едва ли не такую же важную роль, как мужчины. Яркие наряды стали одной из визитных карточек шоу, за что его и хвалят, и критикуют. Неповторимый стиль, который придумала для героев художница по костюмам Патриция Филд, стал иконическим, задавал тренды и во многом определил отношение к женским сериалам после «Секса в большом городе».

«Клан Сопрано», 1999-2007, Дэвид Чейз

Кадр из сериала «Клан Сопрано»Фото: HBO

Приходит мафиози к психотерапевту и говорит… Вот основа сюжета сериала про гангстера Тони Сопрано, который пытается сбалансировать «работу» и семью, а заодно страдает от панических атак и проблем в отношениях с матерью.

Что было новым
«Сопрано» завершил революционные 90-е и открыл эпоху великих телешоу на стримингах. Считается, что этот сериал дает отсчет «Второго золотого века телевидения». Он создал новый вид гангстерского фильма. Именно здесь появился тип антигероя, который станет знаковым для телевидения нулевых. В «Сопрано» криминальный персонаж был впервые показан не как романтический загадочный злодей, но как обычный человек с обычными проблемами, разве что в нестандартных обстоятельствах. Эта обыденность делает Сопрано ближе зрителю и дает почву для сопереживания. Когда мы видим его как любящего отца в кругу семьи или смотрим на его дисфункциональные отношения с непростой мамой, мы неизбежно ему сопереживаем. Но в то же время создатели постоянно напоминают, что вообще-то рассказывают историю лидера преступного сообщества, который не только отдает приказы подручным, но и лично убивает людей. И в такие моменты хочется отвести глаза от экрана, ведь мы видим монстра. Показанная в «Клане Сопрано» жизнь гангста-героев отражает безумие потребительского общества современной Америки и многие актуальные социальные проблемы, при этом демифологизируя тему организованной преступности.

Еще одно новшество, привнесенное «Кланом Сопрано» на ТВ, состоит в том, что к съемкам каждого эпизода подходили так, словно это полнометражный фильм. Канал HBO дал создателям достаточно творческой свободы и ресурсов для производства, и это позволило использовать богатый и разнообразный киноязык и постоянно экспериментировать с формой, что для большинства сериалов прошлого было невозможно. Благодаря этому «Сопрано» заметно поднял планку качества телевизионных сериалов и, по сути, утвердил новые стандарты визуального повествования на ТВ.

«Клан Сопрано» стал первым в истории кабельного телевидения проектом, который был номинирован на премию «Эмми» как лучший драматический сериал и получил эту награду. Успех «Сопрано» укрепил репутацию НВО как производителя успешных оригинальных сериалов. «Сопрано» стал первым сериалом, чья маркетинговая кампания была построена как самостоятельное событие. Его «продавали» зрителям не как очередной телепродукт, а как уникальное произведение искусства. Канал представлял шоураннеров самостоятельными звездами, а себя позиционировал как лучшее место для новых талантов. После «Сопрано» была открыта дорога для создания легендарной «Прослушки», сериала «Клиент всегда мертв», «Игры престолов», «Настоящего детектива» и других шедевров, которые HBO выпустил в следующие десятилетия.

Таким образом, с начала 2000-х сериалы окончательно перестали считать второсортным художественным продуктом. В них пришли большие бюджеты, талантливые, а иногда и гениальные режиссеры и актеры первой величины.
23 октября 2024 15:06