«Прогулка» через «Питер FM»: вспоминаем самые романтические фильмы нулевых
Фото: Профит
В конце июля в повторный прокат выходит фильм «Прогулка» Алексея Учителя, а с начала месяца на больших экранах можно посмотреть лирический «Питер FM» Оксаны Бычковой. Обе картины рассказывают о молодых людях на улицах Санкт-Петербурга нулевых и проникнуты российской романтикой начала тысячелетия. Вспоминаем любимые фильмы и пытаемся понять, как их смотреть сегодня.
Фото: ТПО «Рок»
В фильме «Прогулка» (2003) Петербург предстаёт в строительных лесах накануне празднования 300-летия. Солнечный летний день, с Олей (Ирина Пегова) знакомится романтический Алёша (Павел Баршак), чьё имя напоминает о герое романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Он моментально влюбляется и зовёт девушку ехать с ним в Москву. Ольга вроде бы соглашается, но это не точно. Алексей приглашает присоединиться к прогулке своего друга, энергичного Петю (Евгений Цыганов) – это имя уже из «Бесов» Фёдора Михайловича. Оля утверждает, что ей нельзя садиться и надо много ходить, поэтому молодые люди гуляют по Питеру, постепенно влюбляясь друг в друга. В итоге друзья детства, для которых не родилась ещё та баба, чтобы их поссорить, всё-таки дерутся из-за Оли. А она не может выбрать ни одного из двоих. Героев ждёт неожиданная, но немного прямолинейная развязка, где каждый ещё раз узнает друг о друге нечто новое.
Фото: Профит
«Питер FM» тоже про незапланированную любовь в столице на Неве, только тремя годами позже. Закат эпохи FM-радиостанций. Скоро появится iPhone и убьёт историю с заказом музыки на радио, но пока радиоведущая Маша (Екатерина Федулова) на станции «Питер FM» ставит разным людям треки и готовится удачно выйти замуж. Максим (Евгений Цыганов) – романтический художник-архитектор, подрабатывает дворником и собирается в Берлин, куда его пригласили как победителя конкурса.
Она теряет мобильник, он его находит, и на протяжении всего фильма героям никак не удаётся, как сегодня сказали бы, пересечься. Зато они постоянно звонят друг другу, и это общение меняет жизни обоих. Она понимает, что не хочет выходить замуж за надёжного, но нелюбимого. Он решает отказаться от переезда в Германию. Героям остаётся только преодолеть технологические препятствия в виде севших батареек и утопленных (очень по-питерски) мобилок, чтобы наконец увидеть друг друга.
Фото: Профит
«Питер FM» можно воспринимать как ответ или даже продолжение «Прогулки». Оксана Бычкова любовно цитировала работу старшего товарища по цеху. Например, на титрах её фильма есть кадры с проездом мимо зданий – похожий приём был и в титрах «Прогулки». Название картины даже прямо звучит в «Питер FM»: эпизодические персонажи, встретившись возле метро, собираются пойти в кино именно на фильм Учителя.
Кроме того, эти два фильма о Петербурге встречаются друг с другом в кадре и в лице некоторых актёров, играющих в них главные роли. В одной из сцен Максим возле метро ждёт Машу, а в это время там же ждёт девушку некий Паша в исполнении Павла Баршака, с которым Цыганов играл в «Прогулке». Примечательно, что в руках у Паши ромашки – те самые цветы, которых его герой не нашёл для Оли в «Прогулке».
Фото: Профит
Важно, что обе картины уловили растущую роль мобильной связи, которая в годы их выхода только начинала становиться доступной для всех. В этих фильмах персонажи постоянно звонят друг другу, звук рингтона органично сливается с шумом города, а в «Питер FM» сотовый телефон становится главным двигателем сюжета. В обоих случаях романтический дождь заливает улицы, будто смывая прежнюю жизнь героев, которые вот-вот станут совсем взрослыми и серьёзными людьми. Но пока могут погулять по улицам или просто посидеть на крыше.
Фото: ТПО «Рок»
Оба фильма – любовная песнь Санкт-Петербургу, город здесь — одно из действующих лиц, без которого герои никогда бы не встретились.
В «Прогулке», снятой как будто одним кадром (на самом деле нет), зритель погружается в суету раскалённого летним солнцем шумного туристического Питера. Привычные открыточные виды сняты с человеческой перспективы: из толпы прохожих, иногда с низкого ракурса — и становятся как бы рамкой для представления жителей и гуляющих. Лицо города показано здесь через населяющих его людей. Такой эффект достигается благодаря ярким эпизодам с прекрасными актёрами театра Петра Фоменко — почти вся труппа была задействована в съёмках фильма. Это и блестящая сценка с уличными артистами в костюмах российских императоров и императриц, которые спорят, на каких локациях должны стоять Елизавета и Екатерина II (Полина и Ксения Кутеповы). И изнывающий от жары работник ЖКХ с пивом, сетующий, что в городе, построенном на болоте, постоянно заливает канализацию. И смотрительница Исаакиевского собора в исполнении царственной Галины Тюниной, указывающая посетителям направление экскурсии и жизни. И уличный музыкант (Кирилл Пирогов), препирающийся с сотрудницей экскурсионного бюро, которую также сыграла Галина Тюнина.
Фото: Профит
«Питер FM» показывает непарадный Петербург, который знаком всем романтически слоняющимся по городу молодым людям. Это обшарпанные здания, ещё не тронутые реконструкциями, набережные и, конечно, крыши. Поэтому так интересно изучать локации съёмок, вспоминая места собственных прогулок по городу на Неве. Например, здесь живописный доходный дом Капустина на набережной Фонтанки, которым любуется Максим, показан с лучшего ракурса – через реку. На встречу с женихом Костей Маша спешит через не самый затёртый на популярных петербургских фото, но всё равно живописный Силин мост через реку Карповку. Один из самых популярных спотов для туристов – набережная канала им. Грибоедова, вдоль которой Максим едет на велосипеде – показан в точке, далёкой от шумного Невского. В финальной сцене Максим роняет Машин телефон в Фонтанку с моста Белинского – тоже локация в центре, но не самая туристическая.
Фото: Профит
И «Прогулка», и «Питер FM» продолжают традицию великих советских фильмов о молодёжи времён оттепели 1960-х годов. Как пример, можно вспомнить светлую и жизнерадостную картину «Я шагаю по Москве» (1964). У героев советского кино 60-х впервые в СССР появилась возможность просто жить. На экране оказались люди, связанные чувством поколения, а не только идеологией, и художественный мир стремился отразить само движение жизни.
Похожими на киногероев 60-х кажутся и персонажи фильмов начала нулевых, которые уже прошли через трудности 1990-х и находятся в самом расцвете молодости, когда мир вокруг ещё не тронут грядущими сложностями. Известно, что для создателей «Питер FM» одним из ключевых ориентиров был «Июльский дождь» (1967) Марлена Хуциева. Здесь есть прямые сюжетные цитаты: герои советского фильма переводчица Елена и случайный прохожий Женя так же, как в «Питер FM», постоянно созваниваются, но никак не могут встретиться. Женя одолжил Елене непромокаемую куртку во время июльского дождя, и предлогом для разговоров становится необходимость её вернуть – так же и Максим не может вернуть Маше мобильник. Сценаристка Нана Гринштейн признавалась, что в «Питер FM» создатели стремились в первую очередь передать настроение фильма Хуциева. Обе картины роднит светлая грусть, ожидание любви, полные надежд и тревоги мысли героев о будущем, которое пока не определено.
Фото: Профит
Другим референсом для создателей «Прогулки» и «Питер FM» так или иначе был любимый российскими кинорежиссёрами начала нулевых фильм «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. В 2002 году Филипп Янковский буквально переснял его в своей картине «В движении», а годом позже гениального итальянца процитировал Алексей Учитель. Роскошную грудь одетой в чёрный топ актрисы Ирины Пеговой поддерживает конический бра – совсем как у женщин в фильмах Феллини конца 1950-х. Подъём на крышу Исаакиевского собора структурно повторяет сцену из «Сладкой жизни», где герой Марчелло Мастроянни не поспевает за американской киноактрисой Сильвией (Анита Экберг), на которую похожа Ольга. В конце концов, финальный дождь в «Прогулке» тоже отсылает к предрассветному купанию в римском фонтане Треви в «Сладкой жизни».
Фото: Профит
В «Питер FM», кажется, нет прямых цитат из картины итальянского мэтра, однако он проникнут похожим настроением. Его герои бродят по очарованному городу, находя любовь в случайных встречах. Правда, фильм Оксаны Бычковой значительно оптимистичнее. В «Сладкой жизни» героев, занятых легкомысленными светскими развлечениями, мучили безнадёжные поиски настоящего смысла жизни. В «Питер FM» они его пока не потеряли.
Фото: ТПО «Рок»
«Прогулка» кажется снятой на одном дыхании, зритель будто бы проталкивается за героями сквозь толпу по петербургским мостовым. Такая «лёгкость шага» стала результатом кропотливой работы. Алексей Учитель сделал имя ещё в СССР как оператор и режиссёр документального кино, и свой опыт кинодока он использовал и при съёмке «Прогулки» – своей второй игровой картины.
Первые минуты фильма сняты на Невском проспекте, где герои постоянно окружены толпой прохожих. Режиссёр говорил, что эти сцены воспринимаются как импровизация, но на самом деле для них потребовались сложные съёмки и тщательно продуманный сценарий. Работать можно было только по субботам, когда на Невском больше всего народу. Толпу вокруг героев создавали сорок человек массовки. Для эффекта присутствия и чтобы окружающие не заметили работу киношников режиссёр шёл за актёрами и сам снимал на маленькую полулюбительскую камеру. Кстати, туфли на высоких каблуках, на которых героиня Ирины Пеговой героически разгуливает по городу целый день, были производственной необходимостью, признавался режиссёр.
Фото: Профит
«Питер FM» снят в более привычной для игрового кино стилистике. Но его создателям тоже удалось представить живой и убедительный портрет города – причём не только визуальный, но и звуковой. Львиную долю успеха фильму обеспечил удачный подбор музыки. Она дополняет происходящее на экране, отражает чувства героев, участвует в сюжете. С годами добавилось ещё одно измерение — историческое. Оказалось, что саундтрек картины отлично передаёт тон и настроение того времени.
Фото: Профит
«Питер FM», который во время выхода на экраны восприняли неоднозначно, с годами вошёл в сердца тех, кто смотрел фильм, когда сам был моложе его героев. Сегодня его вспоминают и пересматривают с любовью. Наверное, он уловил какой-то дух времени, невыразимую лёгкость, которая сегодня кажется утраченной. Поэтому логичной видится идея снять продолжение с рабочим названием «Питер, любовь моя». Режиссёром картины станет Полина Кондратьева («Чистый лист», 2024), а сценарий написали Екатерина Мавроматис и Мария Лойтер. О сиквеле пока известно немного. В новом фильме планируется рассказать историю других молодых героев, которые повторят путь Маши и Максима из «Питер FM», рассказывал продюсер картины Игорь Толстунов. Герои оригинального фильма также появятся в новом, но у них будет своя судьба, связанная с персонажами нового фильма. Съёмки продолжения планируется начать в 2026 году, то есть в двадцатилетнюю годовщину выхода «Питер FM» на экраны.
В конце июля в повторный прокат выходит фильм «Прогулка» Алексея Учителя, а с начала месяца на больших экранах можно посмотреть лирический «Питер FM» Оксаны Бычковой. Обе картины рассказывают о молодых людях на улицах Санкт-Петербурга нулевых и проникнуты российской романтикой начала тысячелетия. Вспоминаем любимые фильмы и пытаемся понять, как их смотреть сегодня.
Петербургские сюжеты
Фото: ТПО «Рок»В фильме «Прогулка» (2003) Петербург предстаёт в строительных лесах накануне празднования 300-летия. Солнечный летний день, с Олей (Ирина Пегова) знакомится романтический Алёша (Павел Баршак), чьё имя напоминает о герое романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Он моментально влюбляется и зовёт девушку ехать с ним в Москву. Ольга вроде бы соглашается, но это не точно. Алексей приглашает присоединиться к прогулке своего друга, энергичного Петю (Евгений Цыганов) – это имя уже из «Бесов» Фёдора Михайловича. Оля утверждает, что ей нельзя садиться и надо много ходить, поэтому молодые люди гуляют по Питеру, постепенно влюбляясь друг в друга. В итоге друзья детства, для которых не родилась ещё та баба, чтобы их поссорить, всё-таки дерутся из-за Оли. А она не может выбрать ни одного из двоих. Героев ждёт неожиданная, но немного прямолинейная развязка, где каждый ещё раз узнает друг о друге нечто новое.
Фото: Профит«Питер FM» тоже про незапланированную любовь в столице на Неве, только тремя годами позже. Закат эпохи FM-радиостанций. Скоро появится iPhone и убьёт историю с заказом музыки на радио, но пока радиоведущая Маша (Екатерина Федулова) на станции «Питер FM» ставит разным людям треки и готовится удачно выйти замуж. Максим (Евгений Цыганов) – романтический художник-архитектор, подрабатывает дворником и собирается в Берлин, куда его пригласили как победителя конкурса.
Она теряет мобильник, он его находит, и на протяжении всего фильма героям никак не удаётся, как сегодня сказали бы, пересечься. Зато они постоянно звонят друг другу, и это общение меняет жизни обоих. Она понимает, что не хочет выходить замуж за надёжного, но нелюбимого. Он решает отказаться от переезда в Германию. Героям остаётся только преодолеть технологические препятствия в виде севших батареек и утопленных (очень по-питерски) мобилок, чтобы наконец увидеть друг друга.
Звонки и случайные встречи
Фото: Профит«Питер FM» можно воспринимать как ответ или даже продолжение «Прогулки». Оксана Бычкова любовно цитировала работу старшего товарища по цеху. Например, на титрах её фильма есть кадры с проездом мимо зданий – похожий приём был и в титрах «Прогулки». Название картины даже прямо звучит в «Питер FM»: эпизодические персонажи, встретившись возле метро, собираются пойти в кино именно на фильм Учителя.
Кроме того, эти два фильма о Петербурге встречаются друг с другом в кадре и в лице некоторых актёров, играющих в них главные роли. В одной из сцен Максим возле метро ждёт Машу, а в это время там же ждёт девушку некий Паша в исполнении Павла Баршака, с которым Цыганов играл в «Прогулке». Примечательно, что в руках у Паши ромашки – те самые цветы, которых его герой не нашёл для Оли в «Прогулке».
Фото: ПрофитВажно, что обе картины уловили растущую роль мобильной связи, которая в годы их выхода только начинала становиться доступной для всех. В этих фильмах персонажи постоянно звонят друг другу, звук рингтона органично сливается с шумом города, а в «Питер FM» сотовый телефон становится главным двигателем сюжета. В обоих случаях романтический дождь заливает улицы, будто смывая прежнюю жизнь героев, которые вот-вот станут совсем взрослыми и серьёзными людьми. Но пока могут погулять по улицам или просто посидеть на крыше.
Город как мостовая и свидетель
Фото: ТПО «Рок»Оба фильма – любовная песнь Санкт-Петербургу, город здесь — одно из действующих лиц, без которого герои никогда бы не встретились.
В «Прогулке», снятой как будто одним кадром (на самом деле нет), зритель погружается в суету раскалённого летним солнцем шумного туристического Питера. Привычные открыточные виды сняты с человеческой перспективы: из толпы прохожих, иногда с низкого ракурса — и становятся как бы рамкой для представления жителей и гуляющих. Лицо города показано здесь через населяющих его людей. Такой эффект достигается благодаря ярким эпизодам с прекрасными актёрами театра Петра Фоменко — почти вся труппа была задействована в съёмках фильма. Это и блестящая сценка с уличными артистами в костюмах российских императоров и императриц, которые спорят, на каких локациях должны стоять Елизавета и Екатерина II (Полина и Ксения Кутеповы). И изнывающий от жары работник ЖКХ с пивом, сетующий, что в городе, построенном на болоте, постоянно заливает канализацию. И смотрительница Исаакиевского собора в исполнении царственной Галины Тюниной, указывающая посетителям направление экскурсии и жизни. И уличный музыкант (Кирилл Пирогов), препирающийся с сотрудницей экскурсионного бюро, которую также сыграла Галина Тюнина.
Фото: Профит«Питер FM» показывает непарадный Петербург, который знаком всем романтически слоняющимся по городу молодым людям. Это обшарпанные здания, ещё не тронутые реконструкциями, набережные и, конечно, крыши. Поэтому так интересно изучать локации съёмок, вспоминая места собственных прогулок по городу на Неве. Например, здесь живописный доходный дом Капустина на набережной Фонтанки, которым любуется Максим, показан с лучшего ракурса – через реку. На встречу с женихом Костей Маша спешит через не самый затёртый на популярных петербургских фото, но всё равно живописный Силин мост через реку Карповку. Один из самых популярных спотов для туристов – набережная канала им. Грибоедова, вдоль которой Максим едет на велосипеде – показан в точке, далёкой от шумного Невского. В финальной сцене Максим роняет Машин телефон в Фонтанку с моста Белинского – тоже локация в центре, но не самая туристическая.
Воздух 60-х
Фото: ПрофитИ «Прогулка», и «Питер FM» продолжают традицию великих советских фильмов о молодёжи времён оттепели 1960-х годов. Как пример, можно вспомнить светлую и жизнерадостную картину «Я шагаю по Москве» (1964). У героев советского кино 60-х впервые в СССР появилась возможность просто жить. На экране оказались люди, связанные чувством поколения, а не только идеологией, и художественный мир стремился отразить само движение жизни.
Похожими на киногероев 60-х кажутся и персонажи фильмов начала нулевых, которые уже прошли через трудности 1990-х и находятся в самом расцвете молодости, когда мир вокруг ещё не тронут грядущими сложностями. Известно, что для создателей «Питер FM» одним из ключевых ориентиров был «Июльский дождь» (1967) Марлена Хуциева. Здесь есть прямые сюжетные цитаты: герои советского фильма переводчица Елена и случайный прохожий Женя так же, как в «Питер FM», постоянно созваниваются, но никак не могут встретиться. Женя одолжил Елене непромокаемую куртку во время июльского дождя, и предлогом для разговоров становится необходимость её вернуть – так же и Максим не может вернуть Маше мобильник. Сценаристка Нана Гринштейн признавалась, что в «Питер FM» создатели стремились в первую очередь передать настроение фильма Хуциева. Обе картины роднит светлая грусть, ожидание любви, полные надежд и тревоги мысли героев о будущем, которое пока не определено.
Фото: ПрофитДругим референсом для создателей «Прогулки» и «Питер FM» так или иначе был любимый российскими кинорежиссёрами начала нулевых фильм «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. В 2002 году Филипп Янковский буквально переснял его в своей картине «В движении», а годом позже гениального итальянца процитировал Алексей Учитель. Роскошную грудь одетой в чёрный топ актрисы Ирины Пеговой поддерживает конический бра – совсем как у женщин в фильмах Феллини конца 1950-х. Подъём на крышу Исаакиевского собора структурно повторяет сцену из «Сладкой жизни», где герой Марчелло Мастроянни не поспевает за американской киноактрисой Сильвией (Анита Экберг), на которую похожа Ольга. В конце концов, финальный дождь в «Прогулке» тоже отсылает к предрассветному купанию в римском фонтане Треви в «Сладкой жизни».
Фото: ПрофитВ «Питер FM», кажется, нет прямых цитат из картины итальянского мэтра, однако он проникнут похожим настроением. Его герои бродят по очарованному городу, находя любовь в случайных встречах. Правда, фильм Оксаны Бычковой значительно оптимистичнее. В «Сладкой жизни» героев, занятых легкомысленными светскими развлечениями, мучили безнадёжные поиски настоящего смысла жизни. В «Питер FM» они его пока не потеряли.
Движение и звуки
Фото: ТПО «Рок»«Прогулка» кажется снятой на одном дыхании, зритель будто бы проталкивается за героями сквозь толпу по петербургским мостовым. Такая «лёгкость шага» стала результатом кропотливой работы. Алексей Учитель сделал имя ещё в СССР как оператор и режиссёр документального кино, и свой опыт кинодока он использовал и при съёмке «Прогулки» – своей второй игровой картины.
Первые минуты фильма сняты на Невском проспекте, где герои постоянно окружены толпой прохожих. Режиссёр говорил, что эти сцены воспринимаются как импровизация, но на самом деле для них потребовались сложные съёмки и тщательно продуманный сценарий. Работать можно было только по субботам, когда на Невском больше всего народу. Толпу вокруг героев создавали сорок человек массовки. Для эффекта присутствия и чтобы окружающие не заметили работу киношников режиссёр шёл за актёрами и сам снимал на маленькую полулюбительскую камеру. Кстати, туфли на высоких каблуках, на которых героиня Ирины Пеговой героически разгуливает по городу целый день, были производственной необходимостью, признавался режиссёр.
«Пегова очень маленького роста, для неё были сделаны туфли на 35-сантиметровой платформе, мы их уменьшили в два раза для пробежки к смотровой площадке Исаакиевского собора...»
Фото: Профит«Питер FM» снят в более привычной для игрового кино стилистике. Но его создателям тоже удалось представить живой и убедительный портрет города – причём не только визуальный, но и звуковой. Львиную долю успеха фильму обеспечил удачный подбор музыки. Она дополняет происходящее на экране, отражает чувства героев, участвует в сюжете. С годами добавилось ещё одно измерение — историческое. Оказалось, что саундтрек картины отлично передаёт тон и настроение того времени.
Снова в Питер?
Фото: Профит«Питер FM», который во время выхода на экраны восприняли неоднозначно, с годами вошёл в сердца тех, кто смотрел фильм, когда сам был моложе его героев. Сегодня его вспоминают и пересматривают с любовью. Наверное, он уловил какой-то дух времени, невыразимую лёгкость, которая сегодня кажется утраченной. Поэтому логичной видится идея снять продолжение с рабочим названием «Питер, любовь моя». Режиссёром картины станет Полина Кондратьева («Чистый лист», 2024), а сценарий написали Екатерина Мавроматис и Мария Лойтер. О сиквеле пока известно немного. В новом фильме планируется рассказать историю других молодых героев, которые повторят путь Маши и Максима из «Питер FM», рассказывал продюсер картины Игорь Толстунов. Герои оригинального фильма также появятся в новом, но у них будет своя судьба, связанная с персонажами нового фильма. Съёмки продолжения планируется начать в 2026 году, то есть в двадцатилетнюю годовщину выхода «Питер FM» на экраны.
21 июля 2025 18:42
Читайте также