
Кости, шакалы и захват территорий: семь лучших настолок древности
Источник: The Metropolitan Museum of Art
Люди играют в настольные игры с незапамятных времён, считается, что цивилизация возникла одновременно с их появлением. Опередить противника, захватить его территорию или просто выяснить, кому выпадет большее число на костях, — сюжеты древних игр напоминают сегодняшние. Многие игры изменились до неузнаваемости, а некоторые, например шахматы или го, не меняются веками. Рассказываем о самых известных древних играх, следы которых можно найти и в современных настолках.
Источник: Xinjiang Regional Museum
Чаще всего в большинстве настольных игр у участников есть игровое поле и фигурки, которыми надо управлять по определённым правилам. Сегодня существует множество видов настолок, в которых игроки или действуют каждый за себя, или объединяются в противоборствующие команды, или вместе сражаются против «босса». Есть даже настолки для индивидуальной игры. В некоторых играх участники пользуются готовым полем, в других его надо нарисовать, в третьих, например в «Каркассоне», создание поля и есть цель игры. Сколько бы ни было настолок в мире, их объединяют общие исторические корни, которые уходят в глубину веков.
Люди играют в настольные игры с момента появления цивилизации – история игр насчитывает более 5,5 тысяч лет. Более того, способность играть была одной из важнейших предпосылок к возникновению человеческих культур, указывал в своей книге «Человек играющий» Йохан Хёйзинга. Он рассматривал игру как отправную точку любой сложной человеческой деятельности, например языка, войны, философии или искусства. И многие настольные игры изначально были не просто развлечением: египетский сенет рассказывал о путешествии души в загробном мире, месопотамская Царская игра города Ур предсказывала судьбу, а греки в тех же целях бросали жребий или игральные кости.
Источник: The Metropolitan Museum of Art
Название игры переводится как прохождение или прохождение полудня. Это одна из первых появившихся в Древнем Египте игр и, возможно, старейшая настолка в мире. Фрагменты наборов для игры в сенет находили в захоронениях времён I династии, представители которой правили Египтом примерно с 3218 по 3035 годы до нашей эры. Первое изображение сенета в гробнице египетского вельможи датировано примерно 2686-2613 годами до нашей эры. Древнейший полный комплект для сенета обнаружили в гробнице врача Хесира (Hesy-Ra) — смотрителя королевской библиотеки фараона Джосера в Саккаре (III династия, ок. 2686 г. до нашей эры).
Набор для сенета представлял собой продолговатую коробку из дерева, фаянса или слоновой кости с выдвижным ящичком для фишек – по пять для каждого из двух игроков. Нередко такой ящик использовали сразу для двух игр — на одной стороне рисовали поле для игры в сенет, на другой — для также популярной в Древнем Египте игры «двадцать квадратов». Изначально сенет был просто игрой, но примерно к концу XIII века до нашей эры приобрёл религиозное значение. Доску для сенета стали трактовать как модель потустороннего мира, по которому путешествуют фишки игроков. Каждый сектор символизировал «дом», который душа умершего посещает в загробном мире. Некоторые секторы были ловушками, которые задерживали фишку.
Источник: The Trustees of the British Museum
Оригинальные правила сенета не сохранились, но историки предложили несколько реконструкций. Однако нет ясности, насколько эти предположения соответствуют реальным правилам, по которым в сенет играли в древности. Считается, что для игры в сенет нужны были два человека. Очерёдность хода определяли, бросая четыре деревянные дощечки, одна из сторон которых была чёрной, другая – белой, количество ходов соответствовало выпавшим белыми сторонами дощечкам. Цель игры – первым вывести все свои фишки за пределы разлинованного на 30 квадратных секторов поля.
Фото: The Metropolitan Museum of Art
Современное название этой древнеегипетской игры придумал археолог и египтолог Говард Картер. В 1910 году он нашёл полный игровой набор в гробнице фараона Аменемхета IV. Игру изобрели в Египте примерно четыре тысячи лет назад. Хотя есть версии, что она могла появиться и в одной из соседних стран. Игра была распространена в Месопотамии и на Кавказе с позднего третьего тысячелетия до первого тысячелетия до нашей эры. В неё играли в Ассирии, Анатолии, на территории современного Израиля, в Вавилоне и Персии.
Игровая доска делилась на две части, в каждой из которых было по 29 отверстий, расположенных в два ряда). Играли двое, у каждого было по пять продолговатых фишек: у одного с головой собаки, у другого – шакала. Фишки изготавливались из слоновой кости, золота, серебра или ценных пород дерева. Предположительно игрокам надо было перевести все фишки из одного конца доски в другой.
Фото: The Trustees of the British Museum
Ещё одна из первых известных миру настольных игр – придуманная в Месопотамии стратегическая «гоночная» настолка для двух игроков. Первый набор игры обнаружил английский археолог сэр Чарльз Леонард Вулли во время раскопок на Королевском кладбище города Ур, длившихся с 1922 по 1934 годы. Ур – один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья (Месопотамии), он существовал с шестого тысячелетия до нашей эры до IV века до нашей эры Теперь эта территория относится к южной части Ирака. В Ветхом Завете город называется Ур Халдейский, именно отсюда был родом Авраам.
Игра была популярна в странах Ближнего Востока. Археологи находили доски для неё в Иране, Ираке, Сирии, Египте, Ливане, а также на Кипре и Шри-Ланке. Древнейший из известных экземпляров датирован примерно серединой третьего тысячелетия и хранится в Британском музее.
Правила Царской игры из Ура оставались неизвестными, пока в 1980-х куратор Британского музея Ирвинг Финкель не перевёл глиняную табличку, написанную в 177 году до нашей эры вавилонским писцом Итти-Мардук-балату. Основываясь на этих сведениях, удалось реконструировать порядок игры.
В Царскую игру из города Ура играли вдвоём. У каждого игрока был набор из семи фишек, похожих на шашки. Один набор фишек был белым с пятью чёрными точками, а другой набор – чёрным с пятью белыми точками. Игровая доска состояла из двух неравных прямоугольных сегментов, соединённых «узким мостом» из двух квадратов. Один из сегментов содержал три ряда по четыре квадрата, а другой – три ряда по два квадрата. Число ходов определялось броском игральной кости в форме пирамиды. Цель игры состояла в том, чтобы переместить семь своих фишек на другой конец доски.
На вершине популярности игра приобрела духовное значение: считалось, что события в ней отражают будущее игрока и передают сообщения от божеств или других сверхъестественных существ. Игрок получал предсказания в зависимости от того, на какой сегмент попадали его фишки. Например, можно было узнать, что встретишь друга, будешь силён, как лев, или будешь варить отличное пиво. Считалось, что тем, кому везёт в игре, повезёт и в реальной жизни.
Царская игра из Ура просуществовала до поздней Античности, а потом постепенно вышла из обихода. Однако считается, что от неё произошли современные нарды и другие подобные игры.
Источник: The Trustees of the British Museum
Фигурки самых первых игр, согласно археологическим находкам, были сделаны из кости. Они были предками одноимённой игры, изобретённой не менее пяти тысяч лет назад. Тогда их использовали не только для развлечения, но и как инструмент для предсказаний оракула или гаданий. Первые кубики-костяшки вряд ли были такой же правильной, шестигранной формы, как современные, которые сегодня используются почти во всех настолках.
Источник: Vatican Museums
Уже древние греки играли в кости. На греческой амфоре шестого века до нашей эры герои Ахилл и Аякс играют в кости между битвами во время осады Трои. Софокл утверждал, что игру в кости изобрёл один из героев Троянской войны Паламед. Согласно мифу, Паламед раскрыл хитростью мнимое безумие Одиссея, вынудив его тем самым отправиться на Троянскую войну. Одиссей отомстил Паламеду, подбросив ему в шатёр мешок с золотом и письмо от троянского царя. Как предателя, Паламеда забили камнями. В сохранившемся фрагменте трагедии Софокла некий персонаж, защищая Паламеда, напоминает, что именно он научил греческих воинов играть в шашки и кости:
От греков игру в кости переняли римляне, игра была чрезвычайно популярна на всей территории империи. В Германии в 1985 году нашли римское приспособление для игры в кости — «башню кубиков». Считается, что её использовали для беспристрастного метания костяшек.
Источник: Rheinisches Landesmuseum, Bonn
Источник: Qatar Museums
В определённых местах игрового поля обозначены так называемые «замки», где фишки игроков могут быть в безопасности от захвата или удаления из игры. Каждый участник в начале игры получает чётное количество фишек. Цель состоит в том, чтобы переместить фигуры вокруг доски по часовой стрелке, войти в замок, а затем перевести их против часовой стрелки в свой замок в центре, траектория движения похожа на закручивающийся хвост змеи.
Доску для аштапады стали позднее использовать для другой игры – чатуранги. Постепенно она вытеснила более древнюю аштападу, а на основе чатуранги впоследствии были созданы шахматы.
Источник: Library of Congress
Игра го появилась в Китае более 2,5 тысяч лет назад и считается старейшей игрой, в которую играют до сих пор. В Древнем Китае умение играть в го наряду с игрой на лютне, каллиграфией и рисованием входила в «четыре добродетели», постижение которых необходимо каждому достойному человеку.
Го — это стратегическая территориальная игра для двух игроков. В неё играют на доске, разлинованной сеткой 19 на 19 линий. Игроки выставляют свои фишки на 361 точку, где пересекаются линии игрового поля. Фишки в го — чёрные и белые камни, чёрные ходят первыми. Игровое поле изображает участок земли, которую участники хотят разделить между собой. Цель игры — огородить своими камнями как можно большую территорию. Камень, выставленный на доску, больше не двигается, но, если противник его окружил, «пойманный» камень убирается с поля.
Источник: Goban1 / wikimedia.org
Неизвестно точно, как была изобретена игра в го. По одной из версий го был древним инструментом для гаданий, с помощью которого китайские астрологи «воспроизводили» взаимоотношения Вселенной и человека. Другая история гласит, что игру изобрёл мифический император Яо для обучения своего сына и развития в нём надлежащих добродетелей.
Старейшую доску для игры в го нашли в руинах сторожевой башни периода Западной, или Ранней, династии Хань, существовавшей с 206 года до нашей эры до 9 года нашей эры. Доска размером 28,5 х 19 см была сделана из керамической плитки для пола. Скорее всего, стражники коротали за ней время службы. Тем не менее древние доски для го были 17 х 17 линий. А первая доска привычного сегодня размера 19 х 19 см датирована временами империи Суй, которая существовала в 518-628 годах нашей эры. Однако доски 17 х 17 линий всё ещё используются в Тибете.
Правила игры в го кажутся простыми, но на самом деле существует множество комбинаций и стратегий, что делает её одной из самых сложных игр в мире. К тому же в го нет яркого финала — процесс заканчивается, когда игроки решают, что пора завершить. По одной из древних легенд дровосек набрёл в лесу на играющих в го, и, пока он наблюдал за ними, рукоятка его топора сгнила.
Считается, что именно отсутствие чёткого завершения и узнаваемых фишек-персонажей, как в шахматах, замедлило распространение го в западных странах. Однако сегодня го — одна из самых популярных игр в мире. По данным исследования Международной федерации го, более 46 миллионов человек знают правила го и не менее 20 миллионов играют в неё.
Источник: wikimedia.org
Это одна из старейших игр, известных в странах доколумбовой Мезоамерики. В неё играли ещё строители древнего города Теотиуакана, существовавшего с 200 года до нашей эры и знаменитого своими пирамидами. Европейцы узнали о ней от конкистадоров, которые свидетельствовали, что царь ацтеков Монтесума любил наблюдать за игрой своих придворных в патолли.
Патолли — очень азартная игра, здесь обязательны ценные ставки, в самых радикальных случаях игроки ставили собственную свободу. Классически игрок должен поставить на кон минимум шесть предметов — по числу фишек для каждого участника.
В патолли играют на Х-образной доске, разделённой на 52 квадрата, её рисовали жидким каучуком на листе кожи, соломенном мате или вырезали на полу или столешнице. В качестве игральных кубиков использовали чёрные бобы, каждый из которых с одной стороны был отмечен отверстием.
Фишками игрокам обычно служили кусочки гальки — по шесть на каждого игрока. Каждый из участников играл фишками того или иного цвета.
Чтобы выиграть, нужно было переместить свои фишки по полному кругу игрового поля, попутно набрав больше очков, чем противник. Фишка должна оказаться в квадрате, соседнем от той клетки, из которой начался путь. Для завершения раунда игроку нужно провести все свои шесть фишек по полному кругу игрового поля. Если фишка завершила круг, то её владелец получает от противника одно из его сокровищ. Конечная цель в том, чтобы забрать все сокровища противника.
Люди играют в настольные игры с незапамятных времён, считается, что цивилизация возникла одновременно с их появлением. Опередить противника, захватить его территорию или просто выяснить, кому выпадет большее число на костях, — сюжеты древних игр напоминают сегодняшние. Многие игры изменились до неузнаваемости, а некоторые, например шахматы или го, не меняются веками. Рассказываем о самых известных древних играх, следы которых можно найти и в современных настолках.

Чаще всего в большинстве настольных игр у участников есть игровое поле и фигурки, которыми надо управлять по определённым правилам. Сегодня существует множество видов настолок, в которых игроки или действуют каждый за себя, или объединяются в противоборствующие команды, или вместе сражаются против «босса». Есть даже настолки для индивидуальной игры. В некоторых играх участники пользуются готовым полем, в других его надо нарисовать, в третьих, например в «Каркассоне», создание поля и есть цель игры. Сколько бы ни было настолок в мире, их объединяют общие исторические корни, которые уходят в глубину веков.
Люди играют в настольные игры с момента появления цивилизации – история игр насчитывает более 5,5 тысяч лет. Более того, способность играть была одной из важнейших предпосылок к возникновению человеческих культур, указывал в своей книге «Человек играющий» Йохан Хёйзинга. Он рассматривал игру как отправную точку любой сложной человеческой деятельности, например языка, войны, философии или искусства. И многие настольные игры изначально были не просто развлечением: египетский сенет рассказывал о путешествии души в загробном мире, месопотамская Царская игра города Ур предсказывала судьбу, а греки в тех же целях бросали жребий или игральные кости.
Сенет

Название игры переводится как прохождение или прохождение полудня. Это одна из первых появившихся в Древнем Египте игр и, возможно, старейшая настолка в мире. Фрагменты наборов для игры в сенет находили в захоронениях времён I династии, представители которой правили Египтом примерно с 3218 по 3035 годы до нашей эры. Первое изображение сенета в гробнице египетского вельможи датировано примерно 2686-2613 годами до нашей эры. Древнейший полный комплект для сенета обнаружили в гробнице врача Хесира (Hesy-Ra) — смотрителя королевской библиотеки фараона Джосера в Саккаре (III династия, ок. 2686 г. до нашей эры).
Набор для сенета представлял собой продолговатую коробку из дерева, фаянса или слоновой кости с выдвижным ящичком для фишек – по пять для каждого из двух игроков. Нередко такой ящик использовали сразу для двух игр — на одной стороне рисовали поле для игры в сенет, на другой — для также популярной в Древнем Египте игры «двадцать квадратов». Изначально сенет был просто игрой, но примерно к концу XIII века до нашей эры приобрёл религиозное значение. Доску для сенета стали трактовать как модель потустороннего мира, по которому путешествуют фишки игроков. Каждый сектор символизировал «дом», который душа умершего посещает в загробном мире. Некоторые секторы были ловушками, которые задерживали фишку.

Оригинальные правила сенета не сохранились, но историки предложили несколько реконструкций. Однако нет ясности, насколько эти предположения соответствуют реальным правилам, по которым в сенет играли в древности. Считается, что для игры в сенет нужны были два человека. Очерёдность хода определяли, бросая четыре деревянные дощечки, одна из сторон которых была чёрной, другая – белой, количество ходов соответствовало выпавшим белыми сторонами дощечкам. Цель игры – первым вывести все свои фишки за пределы разлинованного на 30 квадратных секторов поля.
Псы и шакалы, или 58 отверстий

Современное название этой древнеегипетской игры придумал археолог и египтолог Говард Картер. В 1910 году он нашёл полный игровой набор в гробнице фараона Аменемхета IV. Игру изобрели в Египте примерно четыре тысячи лет назад. Хотя есть версии, что она могла появиться и в одной из соседних стран. Игра была распространена в Месопотамии и на Кавказе с позднего третьего тысячелетия до первого тысячелетия до нашей эры. В неё играли в Ассирии, Анатолии, на территории современного Израиля, в Вавилоне и Персии.
Игровая доска делилась на две части, в каждой из которых было по 29 отверстий, расположенных в два ряда). Играли двое, у каждого было по пять продолговатых фишек: у одного с головой собаки, у другого – шакала. Фишки изготавливались из слоновой кости, золота, серебра или ценных пород дерева. Предположительно игрокам надо было перевести все фишки из одного конца доски в другой.
Царская игра из города Ур

Ещё одна из первых известных миру настольных игр – придуманная в Месопотамии стратегическая «гоночная» настолка для двух игроков. Первый набор игры обнаружил английский археолог сэр Чарльз Леонард Вулли во время раскопок на Королевском кладбище города Ур, длившихся с 1922 по 1934 годы. Ур – один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья (Месопотамии), он существовал с шестого тысячелетия до нашей эры до IV века до нашей эры Теперь эта территория относится к южной части Ирака. В Ветхом Завете город называется Ур Халдейский, именно отсюда был родом Авраам.
Игра была популярна в странах Ближнего Востока. Археологи находили доски для неё в Иране, Ираке, Сирии, Египте, Ливане, а также на Кипре и Шри-Ланке. Древнейший из известных экземпляров датирован примерно серединой третьего тысячелетия и хранится в Британском музее.
Правила Царской игры из Ура оставались неизвестными, пока в 1980-х куратор Британского музея Ирвинг Финкель не перевёл глиняную табличку, написанную в 177 году до нашей эры вавилонским писцом Итти-Мардук-балату. Основываясь на этих сведениях, удалось реконструировать порядок игры.
В Царскую игру из города Ура играли вдвоём. У каждого игрока был набор из семи фишек, похожих на шашки. Один набор фишек был белым с пятью чёрными точками, а другой набор – чёрным с пятью белыми точками. Игровая доска состояла из двух неравных прямоугольных сегментов, соединённых «узким мостом» из двух квадратов. Один из сегментов содержал три ряда по четыре квадрата, а другой – три ряда по два квадрата. Число ходов определялось броском игральной кости в форме пирамиды. Цель игры состояла в том, чтобы переместить семь своих фишек на другой конец доски.
На вершине популярности игра приобрела духовное значение: считалось, что события в ней отражают будущее игрока и передают сообщения от божеств или других сверхъестественных существ. Игрок получал предсказания в зависимости от того, на какой сегмент попадали его фишки. Например, можно было узнать, что встретишь друга, будешь силён, как лев, или будешь варить отличное пиво. Считалось, что тем, кому везёт в игре, повезёт и в реальной жизни.
Царская игра из Ура просуществовала до поздней Античности, а потом постепенно вышла из обихода. Однако считается, что от неё произошли современные нарды и другие подобные игры.
Кости

Фигурки самых первых игр, согласно археологическим находкам, были сделаны из кости. Они были предками одноимённой игры, изобретённой не менее пяти тысяч лет назад. Тогда их использовали не только для развлечения, но и как инструмент для предсказаний оракула или гаданий. Первые кубики-костяшки вряд ли были такой же правильной, шестигранной формы, как современные, которые сегодня используются почти во всех настолках.
В русском языке название кубиков и игры сохранило связь с материалом, из которого они традиционно были изготовлены. А вот в английском языке название игральных кубиков — dice — произошло от старофранцузского des, которое восходит к латинскому datum – «что-то, что дано или сыграно».

Уже древние греки играли в кости. На греческой амфоре шестого века до нашей эры герои Ахилл и Аякс играют в кости между битвами во время осады Трои. Софокл утверждал, что игру в кости изобрёл один из героев Троянской войны Паламед. Согласно мифу, Паламед раскрыл хитростью мнимое безумие Одиссея, вынудив его тем самым отправиться на Троянскую войну. Одиссей отомстил Паламеду, подбросив ему в шатёр мешок с золотом и письмо от троянского царя. Как предателя, Паламеда забили камнями. В сохранившемся фрагменте трагедии Софокла некий персонаж, защищая Паламеда, напоминает, что именно он научил греческих воинов играть в шашки и кости:
…Не он ли в шашки
И в кости войско научил играть,
Забавой умной время коротая,
Чтоб червь безделья не глодал души
Морскою качкой утомлённой рати?
И в кости войско научил играть,
Забавой умной время коротая,
Чтоб червь безделья не глодал души
Морскою качкой утомлённой рати?

Аштапада – предок шахмат
В индийскую игру аштапада играли на такой же доске, что позднее стали использовать для шахмат. Но появилась аштапада задолго до них, и играли в неё по другим правилам. Аштапада была упомянута в списке игр, в которые Гаутама Будда не стал бы играть. Название игры означает на санскрите доску для игры размером 8 х 8 квадратов. Но в отличие от шахматной доски, сегменты на поле для игры в аштападу одного цвета.
В определённых местах игрового поля обозначены так называемые «замки», где фишки игроков могут быть в безопасности от захвата или удаления из игры. Каждый участник в начале игры получает чётное количество фишек. Цель состоит в том, чтобы переместить фигуры вокруг доски по часовой стрелке, войти в замок, а затем перевести их против часовой стрелки в свой замок в центре, траектория движения похожа на закручивающийся хвост змеи.
Доску для аштапады стали позднее использовать для другой игры – чатуранги. Постепенно она вытеснила более древнюю аштападу, а на основе чатуранги впоследствии были созданы шахматы.
Го

Игра го появилась в Китае более 2,5 тысяч лет назад и считается старейшей игрой, в которую играют до сих пор. В Древнем Китае умение играть в го наряду с игрой на лютне, каллиграфией и рисованием входила в «четыре добродетели», постижение которых необходимо каждому достойному человеку.
Го — это стратегическая территориальная игра для двух игроков. В неё играют на доске, разлинованной сеткой 19 на 19 линий. Игроки выставляют свои фишки на 361 точку, где пересекаются линии игрового поля. Фишки в го — чёрные и белые камни, чёрные ходят первыми. Игровое поле изображает участок земли, которую участники хотят разделить между собой. Цель игры — огородить своими камнями как можно большую территорию. Камень, выставленный на доску, больше не двигается, но, если противник его окружил, «пойманный» камень убирается с поля.

Неизвестно точно, как была изобретена игра в го. По одной из версий го был древним инструментом для гаданий, с помощью которого китайские астрологи «воспроизводили» взаимоотношения Вселенной и человека. Другая история гласит, что игру изобрёл мифический император Яо для обучения своего сына и развития в нём надлежащих добродетелей.
Старейшую доску для игры в го нашли в руинах сторожевой башни периода Западной, или Ранней, династии Хань, существовавшей с 206 года до нашей эры до 9 года нашей эры. Доска размером 28,5 х 19 см была сделана из керамической плитки для пола. Скорее всего, стражники коротали за ней время службы. Тем не менее древние доски для го были 17 х 17 линий. А первая доска привычного сегодня размера 19 х 19 см датирована временами империи Суй, которая существовала в 518-628 годах нашей эры. Однако доски 17 х 17 линий всё ещё используются в Тибете.
Правила игры в го кажутся простыми, но на самом деле существует множество комбинаций и стратегий, что делает её одной из самых сложных игр в мире. К тому же в го нет яркого финала — процесс заканчивается, когда игроки решают, что пора завершить. По одной из древних легенд дровосек набрёл в лесу на играющих в го, и, пока он наблюдал за ними, рукоятка его топора сгнила.
Считается, что именно отсутствие чёткого завершения и узнаваемых фишек-персонажей, как в шахматах, замедлило распространение го в западных странах. Однако сегодня го — одна из самых популярных игр в мире. По данным исследования Международной федерации го, более 46 миллионов человек знают правила го и не менее 20 миллионов играют в неё.
Патолли

Это одна из старейших игр, известных в странах доколумбовой Мезоамерики. В неё играли ещё строители древнего города Теотиуакана, существовавшего с 200 года до нашей эры и знаменитого своими пирамидами. Европейцы узнали о ней от конкистадоров, которые свидетельствовали, что царь ацтеков Монтесума любил наблюдать за игрой своих придворных в патолли.
Патолли — очень азартная игра, здесь обязательны ценные ставки, в самых радикальных случаях игроки ставили собственную свободу. Классически игрок должен поставить на кон минимум шесть предметов — по числу фишек для каждого участника.
В патолли играют на Х-образной доске, разделённой на 52 квадрата, её рисовали жидким каучуком на листе кожи, соломенном мате или вырезали на полу или столешнице. В качестве игральных кубиков использовали чёрные бобы, каждый из которых с одной стороны был отмечен отверстием.
Фишками игрокам обычно служили кусочки гальки — по шесть на каждого игрока. Каждый из участников играл фишками того или иного цвета.
Чтобы выиграть, нужно было переместить свои фишки по полному кругу игрового поля, попутно набрав больше очков, чем противник. Фишка должна оказаться в квадрате, соседнем от той клетки, из которой начался путь. Для завершения раунда игроку нужно провести все свои шесть фишек по полному кругу игрового поля. Если фишка завершила круг, то её владелец получает от противника одно из его сокровищ. Конечная цель в том, чтобы забрать все сокровища противника.
23 апреля 2025 19:03
Читайте также