Назад
Древняя Греция

Как древние греки управляли государством с помощью жребия

Фото: British Museum

Лотерея – лишь один из вариантов использования случайности. Люди с древних времен приспосабливали случай для самых различных целей – от ритуальных до управленческих и судейских. Разбираемся, как древние греки использовали жребий в государственном управлении, и почему видели в обращении к случайности залог общественного процветания и порядка.

Судьба против случайности

Одними из самых могущественных и почитаемых в пантеоне Древней Греции были мойры – богини судьбы: Клото («прядущая»), Лахесис («дающая жребий») и Атропос («неотвратимая»). Лахесис назначала человеку жребий еще до его рождения, Клото пряла нить его жизни, а Атропос неотвратимо приближала будущее, в том числе и смерть. Все они – дочери богини Ананке, т.е. «необходимости», вращающей мировое веретено.

Три Судьбы: Клото, Лахесис, Атропос. Гравюра Джорджио Гизи по работе Джулио Романо. Примерно 1558–1559 гг./ National Gallery of Art

Велениям трех сестер подчинялись даже олимпийские боги. И только Тихе – богиня случая, могла всерьез соперничать с этой неотвратимой троицей. Имя «Тихе» буквально можно перевести как «выпавший жребий» или «случайность». Она появилась в древнегреческом пантеоне только в эпоху эллинизма, и была призвана уравновесить предопределенность человеческой судьбы долей непредсказуемости, отразить изменчивость мира. Но на практике уже в эпоху классической Греции случайность на систематической основе использовалась для управления самым успешным государством Древней Греции – Древними Афинами.

Жребий – основа демократии

Практики работы со случайностью (которая нередко трактовалась как воля богов) были распространены в культуре древних греков. Более того – во многом именно жребий стал способом сохранения мира внутри классического древнегреческого полиса, пример которого нам дают Древние Афины, и лег в основу той самой демократии. Например, именно с помощью жребия афиняне выбирали политиков и чиновников, в том числе архонтов, казначеев, судей и даже тех, кто занимался охраной правопорядка.

Афины в 1751 годуХрам Гефеста в Афинах/ RIBA Library Drawings Collection


Для многих должностей в Древних Афинах процедура выборов выглядела примерно так: в одну емкость помещали имена претендентов, а в другую – белые и черные бобы. Глашатай доставал имя кандидата, и одновременно с этим, не глядя, доставал боб: белый плод значил назначение на должность, черный – отказ. Для некоторых наиболее важных должностей сначала проводили голосование, по итогам которого отбиралось какое-то количество кандидатов, а уже из них выбирали победителя с помощью жребия. Были и такие должности, которые выбирались только голосованием, например, стратеги, которые сосредотачивали в своих руках военную и исполнительную власть.

Особенно важное значение жребий имел для судебной власти. Судей в Древних Афинах требовалось очень много, поэтому чтобы поставить процесс их выбора на поток, древние греки даже придумали специальное устройство – клеротерион. Его можно считать прообразом лототрона, ведь базовые принципы их работы одинаковы. С помощью клеротериона выбирали народный суд Афин (гелиэйя или дикастерий). Каждый год требовалось 6 тысяч новых судей, поэтому автоматизация процесса была в самом деле необходима. На конкретные судебные процессы судей в большинстве случаев тоже назначали по жребию. В общем, жребий в Древних Афинах использовали постоянно.

Клеротерион – распределительная машина афинской демократииФрагмент клеротериона – распределительной машины афинской демократии. Фото: Zde / wikimedia.org


Почему греки полагались на случайность

Использование жребия в практиках государственного управления было не просто прихотью, но имело важную социально-политическую нагрузку. Жребий давал возможность привлечь к управлению городом максимально широкие слои граждан, поэтому был важным инструментом, с помощью которого народ ограничивал власть аристократии. Огромное значение имел и тот факт, что время занятия государственной должности тоже ограничивалось (как правило, магистраты избирались на год), а после ухода с должности чиновники предоставляли отчетность. Вкупе с жеребьевкой такая система была весьма открыта для участия граждан в прямом управлении своим городом-государством.

Перикл в Древних АфинахФото:
wikimedia.org

Конечно, были и должности, которые имели особое военное или политическое значение, и жребий в таких случаях, как правило, не применяли. Например, так обстояли дела на военном поприще. Но большинство обычных задач, без выполнения которых невозможно представить функционирование города, мог взять на себя любой гражданин Древних Афин. Каждый, кто обладает полнотой гражданских прав, мог попробовать стать магистратом и войти в Городской совет.

В то же время избранные жребием кандидаты перед вступлением в должность проходили докимассию – проверку права на занятие должности, которая заключалась в том, чтобы выяснить, обладает ли избранный полными гражданскими правами. Проверяли не профессиональные качества, необходимые для занятия должности, но формальную справедливость притязаний. Выясняли, родился ли выбранный человек в семье граждан, почитает ли он городские культы, достиг ли нужного возраста и т.п.
Практика жеребьевки имела важнейшее значение для обеспечения честности и прозрачности процедур управления государством в Древних Афинах. Ведь выбор по жребию сильно выигрывает у выборов через голосование, результат которых не только может быть фальсифицирован, но и во многом зависит как от финансовых ресурсов, личных и административных связей кандидатов, так и от их ораторского таланта. Обращение к случайности полностью снимает эти вопросы: побеждает не тот, кто богаче, родовитее или лучше манипулирует публикой с помощью слова, но тот, кому выпал жребий. И тут уж каждый сам решает, что за этим жребием стоит – случай или предопределённая богами судьба.

Подробнее о значении жребия в истории и культуре читайте в нашем специальном материале: Случай или судьба: зачем мы бросаем жребий
03 июня 2024 13:52