«Смешарики»: что сделало мультфильм культовым
Каждый российский ребенок от трех лет точно знает про смешариков. Семь сезонов мультсериала для детей, пять полнометражных картин, несколько спин-оффов, мерч – эта обширная мультвселенная существует и расширяется уже 20 лет. Разбираемся, как мультфильм стал культовым и за что мы любим истории про странных говорящих животных в форме шара.
Кто такие смешарики
Студия компьютерной анимации «Петербург»Трудно представить, что кто-то не знает про «Смешариков», но мы напомним. Это мультфильм про приключения антропозооморфных шарообразных героев (они и есть смешарики), которые живут в вымышленной Ромашковой долине. Большая часть персонажей создана на основе образов животных: ворон Кар-Карыч, медведь Копатыч, лось Лосяш, сова Совунья, свинья Нюша, баран Бараш, кролик Крош, еж Ежик. Есть еще немец-пингвин по имени Пин. Герои попадают в ситуации, с которыми в жизни может столкнуться любой ребенок.
Сериал был придуман Салаватом Шайхинуровым, Ильей Поповым, Анатолием Прохоровым, Анной Мальгиновой и Игорем Шевчуком. «Смешарики» – победители в тринадцати номинациях десяти премий, среди которых Открытый российский фестиваль анимационного кино, Международный фестиваль анимационных фильмов КРОК, «Икар» и другие. Вышло семь сезонов мультсериала, пять полнометражных картин, несколько спин-офф-проектов. Также анонсирован анимационно-игровой фильм «Космическая экскурсия», сценарий к которому напишет фантаст Сергей Лукьяненко. Выход ленты запланирован на 2026 год.
«Смешарики» популярны не только в России. Мультсериал перевели более чем на 60 языков и смотрят в 90 странах мира, в том числе Китае и США. Международная аудитория «Смешариков», по всей видимости, уже превышает российскую.
Хорошая идея
Студия компьютерной анимации «Петербург»Смешарики выросли из игры-настолки с шоколадными фишками, которую создала компания FunGame. В 2001 году дела у компании шли неважно: заказов стало мало, зарплата задерживалась. Глава FunGame Илья Попов искал новый большой проект, который помог бы бизнесу выжить. Он обратил внимание, что в коробках шоколадных конфет много пустого места и мало, собственно, конфет. Так появилась идея шоколадной настолки. Под эту идею Илья собрал команду во главе с арт-директором FunGame Салаватом Шайхинуровым. Механику игры создал креативный директор FunGame – писатель и сценарист Игорь Шевчук. Он предложил игру-ходилку, где в плоскую коробку были вложены игровое поле с маршрутом в виде ёлки и 24 фишки-персонажа. Фишки были сделаны из шоколада, поэтому их можно было съесть после каждого хода. Салават Шайхинуров придумал первого персонажа — голубого кролика, который стал прообразом Кроша. Потом его коллега Мария Колесникова проработала остальных персонажей. Так появилась игра «Сластены», которую выпустил концерн «Бабаевский».
Культовая студия
Студия компьютерной анимации «Петербург»Бешеного успеха «Сластены» не получили, но придуманные герои создателям показались удачными. Через какое-то время Салават Шайхинуров обратился к Илье Попову с доработанными изображениями персонажей и идеей сделать сериал. Посмотрев на первые концепты, Илья сразу понял, что это может стать тем большим проектом, который он ищет.
В поисках партнера для запуска сериала Илья Попов в 2002 году принес идею кино- и телепродюсеру, сооснователю культовой анимационной студии «Пилот» Анатолию Прохорову (1948-2020). Эта первая негосударственная студия СССР выпустила множество успешных мультиков, например «Гагарин» – про полет муравья в воланчике для бадминтона. Анатолий Прохоров вспоминал, что в «Пилоте» еще с Александром Татарским они мечтали о длинном анимационном проекте. Делали даже несколько попыток: «Происхождение видов» Рината Газизова, серию анима-скетчей «Лифты», мультипликационный альманах «Кубик-рубик». Но тогда в киноиндустрии еще не было потребности в сериалах, которые стали приметой времени в двухтысячных годах.
«Смешарики» появились почти случайно, вспоминал Прохоров. Ему понравилась идея и целеустремленность авторов, у которых сразу была стилевая концепция персонажей – шарообразные существа. Однако и сценарий пилота, и общая задумка на тот момент были еще сырыми. Прохоров предложил доработать идею, и Попов с командой вернулись через пару месяцев с исправленной версией. Тогда стало ясно, что проект всё-таки состоится.
Ужасные названия и никакого насилия
Студия компьютерной анимации «Петербург»На первых этапах разработки Анна Мальгинова предложила концепцию «мир без насилия», которая подчеркивалась местом действия — все персонажи жили в Ромашковой долине. Первым вариантом названия был «Идеальный мир», что буквально отражало смысл воображаемой вселенной, построенной на принципе ненасилия. Создатели уже вовсю трудились над деталями будущего проекта, но продюсеры вовремя поняли, что название нужно менять.
Новый вариант придумывали мозговым штурмом. Одну из альтернативных версий предложила Анна Мальгинова – «Бумки», что отсылало к звуку прыгающего мяча и таким образом обыгрывало форму персонажей. Но и этот вариант был забракован. В ходе творческого поиска команда придумала десятки названий, но ни одно из них не выглядело удачным. И когда казалось, что дело зашло в тупик, почти случайно вспомнили, что Игорь Шевчук пишет какую-то сказку про шарообразных персонажей. Своих героев он называл смешариками. Илья Попов отметил, что это идеальное попадание в придуманную концепцию, и утвердил название. Так и появились смешарики – странные шарообразные звери, которые живут в Ромашковой долине.
Нестандартные сюжеты
Студия компьютерной анимации «Петербург»«Смешарики» сразу взяли высокую планку и полюбились не только детям, но и их родителям. Мультфильм заметно выделялся на фоне многих современных детских произведений, так как разговаривал с детьми, как со взрослыми – не поучая и не воспитывая, но на равных – рассказывая истории и заставляя задуматься. В одном из интервью Анатолий Прохоров, который стал художественным руководителем «Смешариков», так описывал подход авторов к драматургии проекта:
«Главное правило истории, на которое мы постепенно вырулили, – история должна быть интересна для взрослых и понятна детям. Просто потому, что мы поняли, что дети невероятно взрослы сегодня. И мы всегда недооценивали их восприятие взрослой жизни, которая течет рядом с ними».
В то же время это один из немногих мультфильмов, где нет отрицательных персонажей. Подобная концепция лежит, к примеру, в основе историй про Винни-Пуха или популярного американского образовательного шоу «Улица Сезам». Создатели «Смешариков» отказались от классической схемы, когда сюжет строится на конфликте добра и зла, положительного героя – протагониста и отрицательного – антагониста. В каждом персонаже так же, как и в настоящих людях, есть положительные и отрицательные черты, которые соперничают друг с другом. Герои решают эти внутренние конфликты, постоянно делая выбор, какими им быть.
Таким образом, концепция мира без насилия, в котором нет внешней борьбы добра со злом, оказывается куда более реалистична, чем классические детские истории про героев и злодеев. В поисках конфликта и драмы «Смешарики» зачастую обращаются к внутренней жизни персонажей и неизбежно заходят на территорию философии и психологии. Поэтому они аккуратно и ненавязчиво знакомят детей и со «взрослыми» проблемами. Например, исследуют темы одиночества, корысти, борьбы за власть, перемен в моде и культуре, говорят о конфликте поколений и даже разного рода зависимостях, поднимают по-настоящему философские вопросы, например, вполне серьезно рассуждают о смысле жизни.
Культурные отсылки
Студия компьютерной анимации «Петербург»Еще одна яркая особенность «Смешариков» – регулярно возникающие отсылки к фильмам, книгам и другим произведениям российской и мировой культуры. Например, кинокартинам Хичкока, Джармуша, Тарковского, к мультфильму «Ежик в тумане», фильмам «Форрест Гамп», «Красота по-американски» и «Вертикаль». Список, конечно, не исчерпывающий. Большую часть этих отсылок ребенок не опознает при просмотре. Но когда повзрослеет и включит какой-нибудь классический фильм, возможно, в подходящий момент в памяти всплывет сценка из любимого мультика детства. Таким образом, «Смешарики» как бы втискиваются в ряд общепризнанных произведений искусства, беззастенчиво включают себя в контекст мировой культуры, но делают это весело, иронично и ненавязчиво, поэтому, как правило, это не раздражает.
15 августа 2024 19:45
Читайте также