Назад
«Тур де Франс». 1932 год

«Тур де Франс»: французская классика велоспорта. История, традиции и правила самой популярной велогонки мира

Фото: «Тур де Франс». 1932 год. Источник: Bibliothèque nationale de France

«Тур де Франс» – одна из крупнейших и престижнейших велогонок мира, ежегодно привлекающая внимание миллионов зрителей и поклонников велоспорта. Эта гонка стала символом выносливости, мастерства и целеустремлённости – настоящим воплощением духа спортивного соперничества. В 2025 году пройдёт уже 112-я гонка «Тур де Франс», старт которой будет дан 5 июля в Лилле, а финиш состоится 27 июля в Париже. В этом году дистанция велогонки составит 3320 км и затронет всю территорию Франции.

История возникновения велогонки

«Тур де Франс». 1903 годФото: «Тур де Франс». 1903 год. Источник: Spaarnestad Photo

История «Тур де Франс» началась более 100 лет назад – в 1903 году, когда французский журналист Жео Лефевр предложил главному редактору газеты L'Auto Анри Дегранжу организовать многодневную велогонку вокруг Франции, чтобы повысить популярность издания. Иными словами, история «Тур де Франс» началась с амбициозного рекламного проекта спортивной ежедневной газеты. И первая же гонка прошла с большим успехом, что открыло путь к дальнейшему развитию этого велособытия, несмотря на то что в те времена во Франции уже проводились велогонки Париж — Брест — Париж и Бордо — Париж. Причём первую спонсировала газета Le Petit Journal – прямой конкурент L’Auto.

Дебютная «Большая петля» (так стали называть гонку из-за очертаний маршрута) прошла с 1 по 19 июля 1903 года с участием 60 гонщиков из Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии и Италии. Победу на стартовом этапе протяжённостью 467 км (всего было проведено шесть этапов) одержал 32-летний француз Морис Гарен, он же выиграл в итоговом зачёте. Общая протяжённость дебютной гонки, стартовавшей и финишировавшей в Париже, составила 2428 км. Гонку закончил 21 велосипедист, а второго призёра Гарен опередил почти на три часа.

«Тур де Франс». 1903 годФото: «Тур де Франс». 1903 год. Источник: wikimedia.org

Успех «Тур де Франс» помог L’Auto обогнать своих конкурентов и увеличить тиражи. Если в 1901 году в среднем продавалось 22 тысячи экземпляров L’Auto в день, то в 1903 году этот показатель вырос в 1,5 раза – до 33 тысяч экземпляров. При этом старт «Тур де Франс» был ознаменован рекордными продажами: 1 июля 1903 года L’Auto удалось продать 65 тысяч экземпляров. В дальнейшем тиражи L’Auto росли вместе с популярностью велогонки и к началу 1910-х достигли сотен тысяч экземпляров в день. Рекордным считается 1933 год, когда в среднем ежедневно продавалось 364 тысячи экземпляров. Номер L’Auto от 24 июля 1933 года, посвящённый финалу гонки, вышел рекордным тиражом в 833 тысячи экземпляров.

Газета L’Auto прекратила существование в 1944 году, но спустя два года работавший в этом издании коллектив журналистов основал газету L’Équipe, которая в 1947 году добилась права на возобновление «Тур де Франс». Сегодня организатором гонки является Amaury Sport Organisation – отделение французской медиагруппы EPA, частью которой является и журнал L’Équipe.
Со временем «Тур де Франс» превратился в главную велогонку Франции и одно из наиболее значительных спортивных событий мирового уровня. Гонка проводится ежегодно в течение трёх недель в июле. За всю историю «Тур де Франс» отменялся только во время мировых войн: в периоды с 1915 по 1918 годы и с 1940 по 1946-й.

Сегодня соперничество спортсменов на «Тур де Франс» включает разнообразные виды классификаций, различающихся по типу этапа и другим признакам. В 2022 году была впервые проведена женская гонка «Тур де Франс». Её победительницей стала нидерландка Аннемик ван Влётен.

Классификации «Тур де Франс»

«Тур де Франс». 2024 годФото: «Тур де Франс». 2024 год. Источник: Chabe01/ wikimedia.org

Велогонка состоит из 21 этапа, каждый из которых длится один день. Общая длина маршрута, как правило, варьируется от 3000 до 4000 км. Самая длинная гонка состоялась в 1926 году — 5745 км. Одной из важнейших традиций «Тур де Франс» являются символические майки лидеров. Гонка имеет свои классификации, победители которых надевают майки определённого цвета, чтобы во время последующих этапов участники могли определять лидера в той или иной категории прямо на дистанции. Победитель каждой классификации с 2007 года получает определённые денежные премии. 

Гонщик, лидирующий в общем зачёте по времени, носит жёлтую майку (maillot jaune). Цвет первоначально был связан с газетой L'Auto, которая спонсировала турнир: она выходила на жёлтых страницах. Впервые такая майка была введена в обиход в 1919 году.

Спортсмен, который побеждает по очкам, набранным на финишах этапов и промежуточных финишах, награждается зелёной майкой (maillot vert). В этой классификации участники получают спринтерские баллы, количество которых зависит в том числе от типа рельефа на том или ином этапе.

Лучший молодой гонщик надевает белую майку (maillot blanc): учитываются результаты гонщиков в возрасте до 25 лет на 1 января года, в который проводится гонка.

Гонщик, показавший себя лучше других на горных треках, получает белую майку с красным горошком (maillot à pois rouges). Победитель в этой категории определяется по сумме очков, набранных на горных финишах, и называется «горным королём». Такая майка «дебютировала» на гонке только в 1975 году.

Белую майку с красным номером получает самый агрессивный гонщик, проявивший себя наиболее рискованно и смело.

Майку с жёлтым номером получают спортсмены той команды, которая показывает лучшее время на всех этапах гонки. Победители в этой категории определяются по сумме трёх лучших результатов участников команды на каждом из этапов. Чем быстрее преодолели этап наиболее быстрые велогонщики команды, тем лучше её результат.

Комбинированная классификация характеризуется соответствующей майкой нескольких цветов, которую надевает победитель по сумме мест, занятых в генеральной, горной и спринтерской классификациях. В этой классификации определяется самый универсальный участник гонки, который одинаково хорошо показывает себя на всех этапах соревнований.

Красную майку получает лидер промежуточных спринтов, определяющийся по сумме очков, набранных на промежуточных финишах.

Каждый этап гонки имеет свою специфику: равнины подходят для спринтеров, подъёмы — для горных мастеров, а индивидуальные и командные гонки требуют особой подготовки и стратегии. Наиболее знаменитые участки маршрута включают Альпы, Пиренеи и Шартрёзские горы, известные своей сложностью и зрелищностью.

Основные правила и регламент турнира

«Тур де Франс». 2014 годФото: «Тур де Франс». 2014 год. Источник: Shutterstock/Jonathan Mills

«Тур де Франс» проходит согласно строгим правилам и регламенту, обеспечивающим честность и справедливость соревнования. Гонщики участвуют в турнире в составе команд. Каждая команда включает восемь участников, один из которых назначается капитаном. Команда играет важную роль в поддержке своего лидера, обеспечивая защиту от атак соперников и помогая преодолевать трудные участки трассы. Как правило, в «Тур де Франс» участвует от 20 до 23 команд.

Победителем гонки становится спортсмен, у которого накопленное время по всем этапам – наименьшее, то есть можно одержать общую победу, не выиграв ни одного этапа в отдельности (Грег Лемонд сделал это в 1990 году, а Крис Фрум – в 2017 году). Гонщик, который закончил гонку с лучшим общим временем, становится победителем «Тур де Франс».

Результат каждого этапа определяется суммой времени, затраченного участниками на прохождение дистанции. За первые места на этапах начисляются бонусные секунды, позволяющие сократить отставание в общем зачёте. На финише каждого этапа первые три гонщика получают 10, 6 и 4 бонусные секунды соответственно. Кроме того, есть бонусные спринты на ключевых подъёмах, чтобы сделать гонку более зрелищной. Нарушения правил приводят к штрафам и временному наказанию.

Лучшие гонщики турнира награждаются денежными призами. Согласно информации на официальном сайте «Тур де Франс», общий призовой фонд соревнований в 2025 году составит 2,3 млн евро. При этом победитель «Тур де Франс» получит 500 тысяч евро.

Особенности проведения «Тура»

«Тур де Франс» Фото: Shutterstock/rui vale sousa

Организация «Тур де Франс» требует тщательной логистической подготовки. Ежегодно сотни тысяч зрителей следят за гонщиками вдоль дорог, создавая атмосферу праздника и веселья. Специальные автобусы и автомобили обеспечивают передвижение участников, прессы и обслуживающего персонала.

Уже на протяжении более 90 лет гонку «Тур де Франс» сопровождает так называемый «рекламный караван». Вереница автомобилей с рекламой различных компаний растягивается на многие километры. С их помощью организаторы покрывают часть расходов. Пусть теперь есть и иные источники дохода, но караван стал традицией, и в том числе ради него ежегодно собираются у обочин трассы более 10 млн французов и гостей со всего мира.

«Тур де Франс»Фото: Shutterstock/Edwin Muller Photography

«Тур де Франс» – настолько популярная гонка, что за право проведения некоторых её этапов на своей территории ежегодно борются несколько стран и платят за это немалые деньги, порой свыше 1 млн евро. Да и в самой Франции представители городов и посёлков каждый год просят у организаторов, чтобы этапы проходили по их населённым пунктам. В 1947 году маршрут гонки впервые охватил не только Францию, но и другие государства – Бельгию и Люксембург. Таким образом, за свою историю «Тур» частенько гостил за пределами Франции, в частности, в Бельгии, Нидерландах и Германии. С 1975-го «Большая петля», которая в последние годы включает в себя 21 этап, традиционно финиширует на Елисейских Полях Парижа.

Современные технологии играют ключевую роль в проведении соревнований. Велосипеды становятся легче и прочнее благодаря новым материалам, а медицинская поддержка помогает спортсменам восстанавливаться после длительных нагрузок. Антидопинговая программа строго контролирует соблюдение чистоты и справедливости состязания.

Знаменитые победы и рекорды

Жак АнкетильФото: Жак Анкетиль. Источник: Nationaal Archief

В турнире дважды побеждали великие итальянские велогонщики Фаусто Коппи и Джино Бартали. В жёлтой майке финишировал знаменитый швейцарец Хуго Коблет. Но трижды подряд «Тур де Франс» впервые выиграл всё же француз – Луи Бобе, который первенствовал в 1953–1955 годах.

Ещё один французский гонщик – легендарный Жак Анкетиль – выиграл четыре «Большие петли» подряд в первой половине 60-х годов прошлого века, всего же в его активе пять чемпионских титулов на «Тур де Франс» и множество побед на других соревнованиях.

Также пятикратными чемпионами «Тур де Франс» становились бельгиец Эдди Меркс (1969–1974), француз Бернар Ино (1978–1985) и испанец Мигель Индурайн (1991–1995).

В 1999–2005 годах семь раз подряд победу в «Тур де Франс» праздновал американец Лэнс Армстронг, но позднее, после допинговых признаний, он был лишён титулов, которые решили не присуждать никому.

Луи БобеФото: Луи Бобе. Источник: Nationaal Archief

Рекордсменом по количеству участий в гонке является француз Сильвен Шаванель (завершил карьеру осенью 2018 года). Он выступал в многодневке 18 раз и смог полностью преодолеть маршрут 16 раз. Голландец Йоп Зутемелк в период с 1970 по 1986 годы 16 раз участвовал в «Тур де Франс», во всех случаях полностью пройдя маршрут.

Российские спортсмены впервые приняли участие в «Тур де Франс» в 1989 году. Рекордсменом по количеству гонок является Вячеслав Екимов (финишировал 15 раз). Единственный российский гонщик, владевший жёлтой майкой, – Евгений Берзин. Он был промежуточным лидером генеральной классификации в течение двух дней в 1996 году. Лучший итоговый результат среди россиян принадлежит Денису Меньшову, в 2010 году он занял в общем зачёте «Тур де Франс» второе место.

Помимо индивидуальных успехов, «Тур де Франс» также славится своими рекордами коллективных достижений. Среди них рекорд по наибольшему числу пройденных километров и самое большое число побед в одном сезоне.

«Тур де Франс 2025»

«Тур де Франс». 2016 годФото: «Тур де Франс». 2016 год. Источник: Shutterstock/Radu Razvan

В этом году в гонке примут участие 23 команды, то есть 184 гонщика со всего мира. Спустя 50 лет после первого финиша на самой знаковой улице Парижа гонка вновь завершится на Елисейских Полях – с привычным распитием шампанского и спринтерским финишем на последнем этапе.

В 2025 году традиционно лучшие гонщики мира будут бороться за победу: победитель 2024 года Тадей Погачар (UAE Team Emirates) сразится с Йонасом Вингегором (Visma-Lease a Bike), Ремко Эвенепулом (Soudal Quick-Step), который возвращается после травмы, а также Приможем Рогличем (Red Bull – BORA – hansgrohe) и многими другими спортсменами.

Общий набор высоты трассы составит 51 550 м, а общая дистанция – 3320 км, что даст возможность показать себя специализирующимся и на равнинных, и на горных этапах спортсменам.

«Тур де Франс» остаётся одним из величайших символов французского наследия и одним из самых значимых событий в мире спорта. Благодаря своей истории, традициям и уникальным особенностям, эта гонка продолжает привлекать интерес как профессионалов, так и любителей велоспорта. Каждый июль тысячи фанатов собираются возле экранов телевизоров и вдоль трасс, чтобы стать свидетелями удивительного марафона выносливости, силы и воли к победе.

Маршрут и расписание гонки в 2025 году

Этап Дата Маршрут Тип этапа Длина, км
1 5 июля Лилль — Лилль Равнинный 184,9
2 6 июля Ловен-Планк — Булонь-сюр-Мер Холмистый 209,1
3 7 июля Валансьен — Дюнкерк Равнинный 178,3
4 8 июля Амьен — Руан Холмистый 174,2
5 9 июля Кан — Кан Индивидуальный 33,0
6 10 июля Байё — Вир-Норманди Холмистый 201,5
7 11 июля Сен-Мало — Мюр-де-Бретань Холмистый 197,0
8 12 июля Сен-Меэн-ле-Гран — Лаваль Равнинный 171,4
9 13 июля Шинон — Шатору Равнинный 174,1
10 14 июля Эннеза — Пюи-де-Санси Горный 165,3
11 16 июля Тулуза — Тулуза Равнинный 156,8
12 17 июля Ош — Отакам Горный 180,6
13 18 июля Луданвьель — Пейрагюд Индивидуальный 10,9
14 19 июля По — Сюпербаньер Горный 182,6
15 20 июля Мюре — Каркасон Холмистый 169,3
16 22 июля Монпелье — Мон-Ванту Горный 171,5
17 23 июля Боллен — Валанс Равнинный 160,4
18 24 июля Виф — Коль-де-ла-Лоз Горный 171,5
19 25 июля Альбервиль — Ла-Плань Горный 129,9
20 26 июля Нантюа — Понтарлье Холмистый 184,2
21 27 июля Мант-ла-Виль — Париж Равнинный 132,3

Карта маршрута:

Карта маршрута «Тур де Франс» 2025Фото: Карта маршрута «Тур де Франс» 2025. Источник:  https://www.letour.fr/en/overall-route

Автор: Елизавета Стрельникова

02 июля 2025 17:00