Назад

Роберт Де Ниро: мастер перевоплощения и главный мафиози Голливуда

Фото: Silver Plane Pictures

Эпоха Нового Голливуда подарила мировому кинематографу множество легендарных кинокартин. Она стала временем новых идей, молодых амбициозных творцов, смелых экспериментов и огромных бюджетов на авторские фильмы. Именно тогда были сняты две культовые части «Крестного отца», «Таксист» и «Бешеный бык». И именно тогда у фанатов кино по всему миру появился новый кумир – актер Роберт Де Ниро. Сегодня эти картины – современная классика, а Де Ниро – живая легенда. Lotonews начинает цикл рассказов о величайших персонах кинематографа с истории о нем. 

Дитя искусства

Актер Роберт Де Ниро родился в Нью-Йорке 17 августа 1943 года в семье потомков эмигрантов. По отцовской линии его дед был итальянцем, а бабушка – ирландкой. От их союза в мире появился Роберт Де Ниро-старший – не только отец знаменитого актера, но и довольно известный в США художник, работавший в рамках абстрактного экспрессионизма.

Матерью будущей звезды Голливуда стала Вирджиния Холтон Адмирал, отец которой имел английские, французские и голландские корни, а мать была немецкого происхождения. Как и Роберт Де Ниро-старший, она профессионально занималась живописью. В общем-то, именно благодаря искусству Роберт Де Ниро-младший и появился на свет, ведь его родители познакомились на курсах живописи Ханса Хофмана. Вполне вероятно, что профессиональные интересы родителей серьезно повлияли на тягу Роберта к искусству.

Игра по Станиславскому

Роберт очень рано начал учиться актерскому мастерству и вышел на сцену. В десять лет он сыграл роль Трусливого Льва в школьном спектакле «Волшебник из страны Оз», а в девятом классе поступил в весьма статусную Высшую школу музыки и искусства имени Фьорелло Ла Гуардии, но задержался там ненадолго. После нескольких переходов в другие учебные заведения Де Ниро увлекся кино и в 16 лет вообще бросил школу. К тому времени он уже знал, что хочет стать профессиональным актером. После ухода из школы Роберт обучался актерскому мастерству.

Учителями Де Ниро стали приверженцы классической школы театрального мастерства. Молодой актер учился у знаменитых педагогов – Ли Страсберга и Стеллы Адлер, которые вдохновлялись идеями Константина Станиславского. Знаменитую технику перевоплощения перенял и Де Ниро. Интересно, что одну из первых серьезных театральных ролей Роберт сыграл в постановке «Медведь» по повести Антона Чехова.

«Идея ансамбля, надежного контакта между всеми актерами на сцене мне очень близка. Психологическое выстраивание роли – тем более. Вы прекрасно знаете, что американские актеры работают именно по системе Станиславского, и ни по какой другой, и любят говорить об этом», – признавался Де Ниро в 1997 году в интервью журналу «Кинопарк».
Сниматься в кино Роберт начал в 1960-х. Впервые он появляется на экране в полнометражном дебюте Брайана Де Пальмы «Свадебная вечеринка» (фильм был снят в 1963 году, однако из-за банкротства прокатной компании вышел на экраны лишь в 1969-м), затем – в эпизоде французского фильма «Три комнаты на Манхэттене», а позже – снова у Де Пальмы в картине «Приветствия».

Роберт Де НироКадр из фильма «Свадебная вечеринка». Фото: Ondine Productions

Несмотря на активные съемки, Де Ниро не сразу стал известным актером. Настоящая популярность пришла к нему несколькими годами позже.

Де Ниро и талантливые итальянцы

В начале 1970-х Де Ниро знакомится с молодым режиссером Мартином Скорсезе и снимается в одной из главных ролей в его картине «Злые улицы». Это становится отправной точкой в многолетнем сотрудничестве актера и режиссера: позднее Де Ниро еще не раз снимется у Скорсезе в фильмах, которые приобретут статус культовых.

Роберт Де Ниро с пистолетомКадр из фильма «Злые улицы». Фото: Warner Bros. Entertainment Inc.

Первые серьезные успех и признание приходят к Де Ниро в 1973-м: за роль смертельно больного бейсболиста в фильме «Бей в барабан медленно» он получает награду Нью-Йоркской гильдии кинокритиков, за роль беспечного бандита в «Злых улицах» – премию Национальной ассоциации кинокритиков Америки.

В то же время талант молодого актера замечает Фрэнсис Форд Коппола – режиссер первой части «Крестного отца», на тот момент уже ставший одним из самых востребованных творцов Голливуда. Де Ниро получает роль молодого Вито Корлеоне во второй части великой криминальной саги о мафии. Этот проект стал для актера судьбоносным.

Очевидно, что популярности Де Ниро и раскрытию его потенциала во многом поспособствовали итальянские киномастера. Ведь корни Копполы и Скорсезе тянутся именно из этой страны. Да и сам Де Ниро, выросший на улицах нью-йоркской Маленькой Италии, как минимум по одному деду – итальянец. Такая вот творческая «мафия» в Голливуде.

Молодой Вито Корлеоне

«Крестный отец 2» вышел на экраны в 1974 году. Главными действующими лицами стали Вито Корлеоне и Майкл Корлеоне – отец и сын, исполненные Робертом Де Ниро и Аль Пачино.

Фильм построен на двух хронологических ветках, время от времени сменяющих друг друга. Первая рассказывает о становлении Вито: гибели его семьи в вендетте, приезде в Америку и обстоятельствах, сделавших его «крестным отцом» – тем самым авторитетным главой мафиозной семьи, сыгранным Марлоном Брандо в первой части. Вторая хронологическая линия велась в «современности» и повествовала о Майкле, который после событий первой части занял место отца и стал новым доном семьи Корлеоне.

Роберт Де Ниро мафиозиКадр из фильма «Крестный отец 2»: Роберт Де Ниро в роли Вито Корлеоне. Фото: Paramount Pictures

Фильм показал отца и сына в одном возрасте. Несмотря на многие сходства, разница между персонажами оказалась очень велика: Майкл не уступил Вито в уме и расчетливости, но с лихвой превзошел его в жестокости, что в конце концов привело к трагическому финалу. Будучи главными действующими лицами, Аль Пачино и Де Ниро ни разу не пересекаются на экране, однако их переменная игра стала одним целым, последовательным и продуманным действом.

Интересно, что карьеры обоих актеров развивались похожим образом, то параллельно, то пересекаясь; а сами они с детства были где-то рядом друг с другом. Например, в Высшей школе музыки и искусства, куда какое-то время ходил Де Ниро, учился, хоть и не очень успешно, и Аль Пачино. Позднее, как и Де Ниро, он также прошел школу актерского мастерства в студии Ли Страсберга. Знакомство Роберта Де Ниро с Аль Пачино состоялось, когда они оба были малоизвестными начинающими актерами. Будущие легенды начали общаться друг с другом в конце 1960-х благодаря актрисе Джилл Клейберг: она снималась с Де Ниро в фильме «Свадебная вечеринка», а встречалась с Аль Пачино.

Огромная слава пришла к Аль Пачино и Де Ниро тоже почти одновременно – в начале 1970-х – после съемок в криминальной саге «Крестный отец». Из-за схожести криминальных образов, воплощаемых актерами на экране, у многих зрителей сложилось впечатление, что Де Ниро и Аль Пачино конкурируют друг с другом за звание лучшего мафиози в кино. Однако в реальной жизни актеры – близкие друзья. Они участвуют в совместных проектах уже более 50 лет.
Гениальное видение Копполы и блестящий актерский состав фильма сделали свое дело: картина заняла почетное место в списке величайших произведений кинематографа. За эту работу Де Ниро получил свой первый «Оскар». Он стал первым актером, получившим статуэтку за роль персонажа, весь фильм говорившего на иностранном языке. 

Интересно, что ситуация с «Оскаром» за роль Вито Корлеоне стала прецедентом. Награду за воплощение на экране одного и того же персонажа впервые получили два актера: первым – Марлон Брандо, а спустя два года – Де Ниро. Однако Брандо после победы отказался от награды: вместо себя на сцену он отправил представительницу индейского племени апачи. Она отказалась от статуэтки, выразив таким образом протест против дискриминации коренного населения Америки.

Стоит заметить, что Де Ниро пытался попасть в каст первого «Крестного отца». Он пробовался на роль Сантино Корлеоне – вспыльчивого старшего брата Майкла. Пробы актера снимали на видео, его можно посмотреть в интернете. В итоге Де Ниро не попал в первый фильм, на роль Сонни взяли Джеймса Каана. Возможно, Роберту было просто суждено сыграть Вито на заре его криминального пути. В любом случае и Де Ниро, и Каан сыграли своих персонажей великолепно.

«Ты со мной говоришь?»

Роль в «Крестном отце» окончательно утвердила Де Ниро, которому на тот момент было немногим больше 30 лет, в статусе востребованной кинозвезды. Пожалуй, наибольшее число культовых картин в фильмографии актера было создано благодаря работе со Скорсезе. Через два года после исполнения роли молодого Вито Корлеоне Роберт примерил совершенно новый образ.

В 1976 году выходит легендарный «Таксист» с Де Ниро в главной роли. На этот раз его персонаж – Трэвис Бикл – ветеран Вьетнамской войны, который устраивается работать в такси по ночам из-за хронической бессонницы. Герой испытывает отвращение к людям вокруг, не может найти свое место в обществе, понять свои желания и медленно сходит с ума.

Роберт Де НироКадр из фильма «Таксист». Фото: Columbia Pictures

Актерская игра Де Ниро получилась настолько достоверной, что при просмотре зритель буквально чувствует состояние персонажа на себе, погружаясь вместе с ним в атмосферу грязных, порочных, злых улиц Нью-Йорка и мучительное одиночество. Главный герой не понимает, как правильно общаться с людьми и существовать в социуме. Кроме того, большую часть этого социума он просто ненавидит.

В конце концов Трэвис решает самостоятельно «смыть грязь» с города. В попытке спасти несовершеннолетнюю проститутку, которая не слишком хочет спасаться, он убивает сутенера и нескольких бандитов, однако сам получает серьезные ранения. После неудачной попытки убить себя окровавленный Трэвис смотрит на прибывающих полицейских, а в финале… О том, что доподлинно произошло в финале, любители кино спорят до сих пор. Видит ли зритель в конце последние грезы умирающего Трэвиса или тот действительно остается жив и получает некое блаженное удовлетворение – вопрос открытый. Однако многое указывает на первый вариант. 

Роберт Де Ниро таксистКадр из фильма «Таксист». Фото: Columbia Pictures

Как бы то ни было, «Таксист» дал кинозрителям многих поколений пищу для размышлений и поиска смыслов. Картина совершенно справедливо заняла место в «золотой коллекции» каждого синефила. А разговор вооруженного Трэвиса с самим собой перед зеркалом и фраза «Ты со мной говоришь?» стали одними из самых узнаваемых кадров в истории кино.

Примечательно, что «Таксиста» часто сравнивают с культовым «Братом» Алексея Балабанова. Доподлинно неизвестно, вдохновлялся ли российский мастер картиной Скорсезе, однако у главных героев – Трэвиса Бикла и Данилы Багрова – действительно очень много общего. Они оба молодые люди, прошедшие через войну и не способные найти свое место в мирной жизни.

Боксер, гангстер, дьявол и водитель автобуса

Творческая карьера Де Ниро была щедра на интересные амплуа на всём ее протяжении. С конца 1970-х до 2000-х он успел сыграть амбициозного музыканта, водителя автобуса, знаменитого боксера, офицера ВМФ, заключенного, дьявола, священника и, конечно, гангстера. Последний образ можно назвать преобладающим в его фильмографии, многие фанаты даже ассоциируют Де Ниро с криминальными ролями, однако ими, конечно же, всё не ограничивается.

Следующим после «Таксиста» знаковым проектом для Де Ниро стала драма Мартина Скорсезе «Бешеный бык». Актер исполнил роль Джейка Ламотты – одиозного боксера, вспоминающего свою жизнь, взлеты и падения. Фильм был снят по мотивам мемуаров самого Ламотты.

Роберт Де Ниро боксер Кадр из фильма «Бешеный бык». Фото: Winkler Films

Как это часто бывает в случае сотрудничества Де Ниро и Скорсезе, фильм получил признание публики и критиков, а также несколько номинаций на «Оскар». Роберт во второй раз в карьере выиграл статуэтку. Помимо прочего, фильм стал первым совместным проектом Де Ниро и Джо Пеши, впоследствии они стали лучшими друзьями.

В 1978 году Мартин Скорсезе был в депрессии, вел весьма беспорядочную жизнь и угодил в больницу с внутренним кровотечением. К счастью, врачи сумели вытащить режиссера. А Де Ниро, возможно, спас ему жизнь. Актер проведал Мартина в больнице и попытался уговорить его навсегда завязать с запрещенными веществами.

В числе прочего Роберт предложил ему снять фильм о боксере. Скорсезе не сильно воодушевился (он не любил фильмы о спорте), но в конце концов Де Ниро смог его переубедить. Знакомые Мартина и Роберта утверждают, что в тот момент именно Де Ниро поспособствовал тому, чтобы режиссер вышел из депрессии и вернулся к работе. Сам Скорсезе также придерживается этого мнения. 
Кстати, с оглядкой на увлечение идеями Станиславского стоит отметить, что Де Ниро не просто «проживал» своих персонажей, но детально изучал их возможный быт и привычки, чтобы максимально достоверно сыграть роль. Например, чтобы вжиться в роль Вито Корлеоне, актер несколько месяцев провел на Сицилии, изучая особенности тамошних нравов и язык. Готовясь к роли Трэвиса Бикла, работал в такси и общался с теми, кто воевал во Вьетнаме. Сначала он как бы «проживал» историю своего героя в реальности и только потом переносил образ на экран.

А стать настоящим «Бешеным быком» Де Ниро помог сам Джейк Ламотта: актер общался с ним, узнавая подробности его биографии, а также брал уроки бокса. Чтобы выглядеть максимально реалистично в финальной сцене картины, где Ламотта появляется постаревшим и обрюзгшим, Де Ниро набрал 27 килограмм.


Роберт Де Ниро Джейк ЛамоттаКадр из фильма «Бешеный бык». Фото: Winkler Films

Готовясь к роли уголовника из фильма «Мыс страха», Де Ниро обратился к стоматологам, чтобы те испортили его зубы. После съемок фильма «голливудскую улыбку» нужно было восстанавливать, за что Роберт, по слухам, отдал около 20 тысяч долларов.

«Однажды в Америке» (1983). Обстоятельная криминальная драма о гангстерах, охватывающая 50 лет их жизни: со времен сухого закона до конца 1960-х. Режиссером фильма стал легендарный Серджио Леоне.

«Миссия» (1986). Британская драма режиссера Ролана Жоффе об испанских иезуитах, пытавшихся в XVIII веке защитить индейцев-гуарани от порабощения португальцами.

«Влюбленные» (1984). Мелодрама режиссера Улу Гросбарда о любви и наваждении, возникших в неподходящее время. Партнершей Де Ниро по фильму стала Мэрил Стрип.

«Сердце ангела» (1987). Мистический детектив Алана Паркера с Микки Рурком в главной роли. Де Ниро – в роли Люцифера.

«Неприкасаемые» (1987). Криминальный фильм Брайана Де Пальмы о противостоянии знаменитого гангстера Аль Капоне с полицией.

«Пробуждение» (1990). Драма Пенни Маршалл о докторе Малколме Сэйере, который отчаянно пытается найти лекарство для больных, обездвиженных редким заболеванием. В роли доктора – Робин Уильямс, в роли больного – Роберт Де Ниро.

«Славные парни» (1990). Признанный шедевр Мартина Скорсезе. Один из самых известных, стильных и правдоподобных фильмов о мафии, основанный на биографии гангстера Генри Хилла. В ролях: Рэй Лиотта, Роберт Де Ниро, Джо Пеши, Лоррейн Бракко и целая плеяда других знаменитостей.

«Мыс страха» (1991). Триллер Мартина Скорсезе об уголовнике, жаждущем мести адвокату и его семье после 14 лет отсидки.

«Жизнь этого парня» (1993). Драма Майкла Кейтона-Джонса о домашнем абьюзе. Де Ниро – в роли тирана и деспота. В роли жены и пасынка – Эллен Баркин и юный Леонардо Ди Каприо.

«Бронкская история» (1993). Дебют Роберта Де Ниро в качестве режиссера. Драма о жизни подростка в итальянском квартале. Де Ниро – в роли честного отца, водителя автобуса. Чазз Пальминтери – в роли гангстера, опекающего главного героя.

«Казино» (1995). Знаменитая криминальная драма Мартина Скорсезе о казино, бизнесе и мафии. Помимо Де Ниро, в фильме снялись Джо Пеши и Шэрон Стоун.

«Схватка» (1995). Криминальная драма Майкла Ханна о противостоянии преступника и детектива. Долгожданное появление Де Ниро и Аль Пачино в одном кадре.

К началу 2000-х уже зрелый Де Ниро был одной из самых статусных, востребованных и признанных звезд американского кино. В то же время зрители начали узнавать его в новом амплуа.

От драмы к комедии

С наступлением нового тысячелетия мир американского кино сильно изменился. Пожалуй, в начале 2000-х он был наиболее свободным от каких-либо рамок и по большей части не продвигал никакую идеологическую повестку. Главенствующее место в новой реальности заняли масштабные блокбастеры, которые за счет развития технологий стали смотреться так достоверно, как никогда прежде. Помимо них, серьезный подъем популярности испытали:

  • фильмы ужасов, ставшие еще более жуткими;

  • мультфильмы, которые стали умнее, интереснее и глубже;

  • комедии, которые в то время высмеивали всё что можно и не навязывали зрителю излишних ограничений.

Последние стали для Де Ниро, который встретил 2000-е в солидном возрасте, шансом раскрыть себя с новой стороны.

В 1999-м актер впервые сыграл мафиози, вызывающего смех. В фильме «Анализируй это» его герой – влиятельный гангстер Пол Витти – предстает не хладнокровным криминальным дельцом, а плаксивым мужчиной на грани нервного срыва. Чтобы справиться с депрессией, Пол обращается к психотерапевту, что порождает множество курьезных ситуаций. Комедия действительно удалась, а Де Ниро в роли сентиментального гангстера стал ироничной пародией на свои прошлые экранные образы.

Роберт Де Ниро и Билли КристалКадр из фильма «Анализируй это». Фото: Warner Bros. Entertainment Inc.

Войдя во вкус, Роберт снимается в «Знакомстве с родителями». В комедии 2000 года он предстает в образе сурового отставного офицера ЦРУ, который устраивает незадачливому парню своей дочери проверку на пригодность. Проект удался. Фильм получил огромную популярность и стал одной из лучших комедий нулевых. Стало окончательно понятно, что Де Ниро прекрасно даются и комические роли. 

В последующие годы Роберт еще не раз предстанет на экране в забавных образах. Серьезные картины и роли никуда не денутся, однако они не будут такими яркими, как в лучшие времена. Поколения 2000-х – 2010-х запомнят Де Ниро в основном по комедийным фильмам.

Девятый десяток: жизнь только начинается

Сейчас Роберту Де Ниро 80 лет. Он по-прежнему снимается в кино и ведет активную личную жизнь. В 2023 году актер в седьмой раз стал отцом.

Последним заметным проектом Де Ниро стала драма Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны». Фильм получил десять номинаций на «Оскар», но не выиграл ни одной статуэтки. То же самое несколькими годами ранее случилось с картиной Мартина Скорсезе «Ирландец», в которой Роберт сыграл вместе с Аль Пачино и Джо Пеши.

Роберт Де Ниро и Ди КаприоКадр из фильма «Убийцы цветочной луны». Фото: Imperative Entertainment

Кажется, что все свои лучшие роли Де Ниро уже исполнил. Однако порой кино способно удивлять, когда этого совсем не ждешь.

Знаковые киновоплощения Де Ниро в любом случае останутся в истории навсегда. Зритель, как современный, так и будущий, никогда не устанет смотреть «Крестного отца», «Таксиста» и «Славных парней», потому что эти фильмы – произведение искусства.

Роберт Де Ниро, без сомнения, один из величайших актеров своего времени. И глядя на его игру, можно сказать наверняка: актер не разочаровал бы и своего идейного вдохновителя. Если бы Константин Станиславский увидел Де Ниро на экране, он бы сказал твердое «верю».

Автор: Всеволод Шалмин
15 мая 2024 12:45