
Кручу-верчу, победить хочу! Как развивался велоспорт в России
Фото: Государственный исторический музей Южного Урала
31 мая 1868 года в парке города Сен-Клу, недалеко от Парижа, состоялась первая в истории велосипедная гонка. Она проводилась на дистанции 1200 метров. Этот день принято считать днем рождения велосипедного спорта. А в 1896 году велосипедный спорт попал в программу первых Олимпийских игр современности, которые состоялись в Афинах. Сегодня велосипед остается одним из самых массовых транспортных средств. В рамках проекта «Спортивный циферблат» рассказываем, кто изобрел велосипед, как велосипеды докатились до России и кто первым привез на велосипеде олимпийское «золото» в нашу страну.
31 мая 1868 года в парке города Сен-Клу, недалеко от Парижа, состоялась первая в истории велосипедная гонка. Она проводилась на дистанции 1200 метров. Этот день принято считать днем рождения велосипедного спорта. А в 1896 году велосипедный спорт попал в программу первых Олимпийских игр современности, которые состоялись в Афинах. Сегодня велосипед остается одним из самых массовых транспортных средств. В рамках проекта «Спортивный циферблат» рассказываем, кто изобрел велосипед, как велосипеды докатились до России и кто первым привез на велосипеде олимпийское «золото» в нашу страну.
Кто изобрел велосипед

Когда точно в мире появился первый велосипед, сказать трудно. В интернете даже можно найти картинку, на которой якобы изображен велосипед Леонардо да Винчи — с двумя колесами, рулем и — главное — педалями и цепью. Но многие исследователи
сомневаются в подлинности этого чертежа.
Официально первый велосипед, точнее его прототип, представил немецкий изобретатель Карл фон Дрез в 1817 году — тогда он получил патент на свою модель. Сам изобретатель назвал ее Laufmaschine, что переводится как «беговая машина», но в народе закрепилось название дрезина. Чтобы ездить на ней, нужно было отталкиваться от земли: у модели фон Дреза не было педалей, зато было управляемое переднее колесо. А еще первый велосипед был деревянным.
Официально первый велосипед, точнее его прототип, представил немецкий изобретатель Карл фон Дрез в 1817 году — тогда он получил патент на свою модель. Сам изобретатель назвал ее Laufmaschine, что переводится как «беговая машина», но в народе закрепилось название дрезина. Чтобы ездить на ней, нужно было отталкиваться от земли: у модели фон Дреза не было педалей, зато было управляемое переднее колесо. А еще первый велосипед был деревянным.

Русские самобеглые: как придумывали велосипеды в России
Интересно, что задолго до этого события первые прототипы велосипеда уже появились в России — на них не было патента, но сведения о них сохранились. Первым «самобеглую коляску» придумал крестьянин Леонтий Шамшуренков. Как пишет Евгений Гагарин в книге «Леонтий Лукьянович Шамшуренков», в 1751 году крестьянин-изобретатель представил Сенату свою разработку, и в 1752-м коляска была готова. Она приводилась в движение двумя людьми, правда, как именно – неизвестно, и развивала скорость до 15 км/ч. Но ни сама коляска, ни ее чертежи не сохранились.
Выезд на самокатке Кулибина/ иллюстрация из книги Ю. Долматовского «Повесть об автомобиле», М. Молодая Гвардия 1950 г.
Над самоходной коляской трудился и Иван Кулибин в течение семи лет — с 1784 по 1791 гг. Это была трехколесная коляска с сиденьем для двух пассажиров и специальным местом сзади, где находился «водитель». Он вставлял ноги в специальные «туфли» и поочередно надавливал на них, тем самым запуская сложную систему рычагов, которые и заставляли самокатку двигаться. Помимо педалей Кулибин применил в своей конструкции маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, пружины и даже подшипники качения. Поэтому его изобретение можно даже назвать не только прототипом велосипеда, но и прототипом автомобиля. Но вернемся к официальной истории велосипедов, а именно к первой половине XIX века.

Над самоходной коляской трудился и Иван Кулибин в течение семи лет — с 1784 по 1791 гг. Это была трехколесная коляска с сиденьем для двух пассажиров и специальным местом сзади, где находился «водитель». Он вставлял ноги в специальные «туфли» и поочередно надавливал на них, тем самым запуская сложную систему рычагов, которые и заставляли самокатку двигаться. Помимо педалей Кулибин применил в своей конструкции маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, пружины и даже подшипники качения. Поэтому его изобретение можно даже назвать не только прототипом велосипеда, но и прототипом автомобиля. Но вернемся к официальной истории велосипедов, а именно к первой половине XIX века.
Эволюция велосипеда

Какого-то бума после патента фон Дреза в развитии велосипедов не произошло. Металлическая рама появилась только в 1839 году — и уже с этого момента велосипеды стали по-настоящему набирать скорость. Изобретатели придумали педали, тормоза, седло, спицы, цепную передачу. Хотя велосипеды тех времен всё еще называли «костотрясами», по своим свойствам они постепенно приближались к тем моделям, которые мы используем и сегодня. Однако колеса у велосипедов первой половины XIX века всё еще были деревянные, обтянутые металлом. Ездить на таких велосипедах было не очень комфортно, и для этого требовались очень хорошие дороги.
В 1870 году были придуманы велосипеды с очень большими передними колесами. Отсюда возникло и название конструкции – «высокое колесо». Они быстро завоевали рынок, и со временем этот некогда самый популярный тип ранних велосипедов стали называть пенни-фартинг, что отсылало к внешнему виду британских монет соответствующего достоинства. Эти велосипеды стали одним из узнаваемых символов Викторианской эпохи. Высокое переднее колесо позволяло развивать большую скорость, а также делало езду комфортнее, так как увеличивало амортизацию. Однако страдала безопасность велосипедиста: седло располагалось очень высоко, что в случае падения грозило серьезными травмами.
Калифорнийские велосипедисты в 1886 году/ wikimedia commons
Одним из тех, кто «докрутил» велосипед до современного вида, стал Джон Кемп Старли. В 1885 году он создал свою модель так называемого «безопасного велосипеда»: вновь сделал колеса одинаковыми по размеру, добавил в них спицы, протянул цепь на заднее колесо. Его конструкция очень быстро стала популярной и коммерчески успешной, превратившись в общепризнанный стандарт велосипеда. Именно успех «безопасного велосипеда» Джона Старли положил начало велосипедному буму 1890-х.
А в 1887 году свою лепту в развитие велосипедной отрасли неожиданно внес ветеринар, более того, он ее перевернул. Шотландец Джон Бойд Данлоп хотел, чтобы трехколесный велосипед его сына ездил более плавно, и решил, что для этого безупречно подойдет пневматическая шина. Это сделало езду на безопасном велосипеде еще комфортнее.
Фото: wikimedia commons
В 1870 году были придуманы велосипеды с очень большими передними колесами. Отсюда возникло и название конструкции – «высокое колесо». Они быстро завоевали рынок, и со временем этот некогда самый популярный тип ранних велосипедов стали называть пенни-фартинг, что отсылало к внешнему виду британских монет соответствующего достоинства. Эти велосипеды стали одним из узнаваемых символов Викторианской эпохи. Высокое переднее колесо позволяло развивать большую скорость, а также делало езду комфортнее, так как увеличивало амортизацию. Однако страдала безопасность велосипедиста: седло располагалось очень высоко, что в случае падения грозило серьезными травмами.

Одним из тех, кто «докрутил» велосипед до современного вида, стал Джон Кемп Старли. В 1885 году он создал свою модель так называемого «безопасного велосипеда»: вновь сделал колеса одинаковыми по размеру, добавил в них спицы, протянул цепь на заднее колесо. Его конструкция очень быстро стала популярной и коммерчески успешной, превратившись в общепризнанный стандарт велосипеда. Именно успех «безопасного велосипеда» Джона Старли положил начало велосипедному буму 1890-х.
А в 1887 году свою лепту в развитие велосипедной отрасли неожиданно внес ветеринар, более того, он ее перевернул. Шотландец Джон Бойд Данлоп хотел, чтобы трехколесный велосипед его сына ездил более плавно, и решил, что для этого безупречно подойдет пневматическая шина. Это сделало езду на безопасном велосипеде еще комфортнее.

Велосипед как символ женской эмансипации
Интересно, что в западных странах популярность «безопасного велосипеда» способствовала женской эмансипации, так как этот вид транспорта давал женщинам ранее невиданную свободу передвижения. Именно поэтому к концу XIX века велосипед, кроме прочего, стал в Великобритании и США одним из символов борьбы за женские права. Суфражистки называли велосипед буквально «машиной свободы». Американская активистка Энтони Сьюзен в 1896 году говорила в интервью газете The New York World, что велосипед «сделал для эмансипации женщин больше, чем что-либо еще в мире».
Журнальная реклама 1897 года, показывающая современную западную женщину, сделавшую выбор в пользу удобной рациональной одежды и велосипеда. Фото: Churchh/ wikimedia commons
Кроме того, тот факт, что эмансипированные барышни выбирали велосипеды, способствовал росту популярности движения за рациональную одежду, появившегося в конце последнего десятилетия XIX века. Представители этого движения стремились реформировать викторианскую моду и сделать женскую одежду проще, удобнее и «человечнее». И на этом пути заметную роль сыграл так называемый женский велосипедный костюм, который не предполагал ношения юбки. Вместо неё женщины всё чаще надевали удобные брюки, бриджи или шаровары.

Кроме того, тот факт, что эмансипированные барышни выбирали велосипеды, способствовал росту популярности движения за рациональную одежду, появившегося в конце последнего десятилетия XIX века. Представители этого движения стремились реформировать викторианскую моду и сделать женскую одежду проще, удобнее и «человечнее». И на этом пути заметную роль сыграл так называемый женский велосипедный костюм, который не предполагал ношения юбки. Вместо неё женщины всё чаще надевали удобные брюки, бриджи или шаровары.
Царский велосипед
А вот новинку в виде полноценного велосипеда в Россию привезла, как это часто бывало в те времена, царская семья, а именно Александр II. В 1867 году на Всемирной промышленной выставке в Париже он и заинтересовался «костотрясом», который позже купил и привез в Петербург. В силу возраста император вряд ли активно им пользовался. Но именно с этой модели Романовы начали не только отслеживать усовершенствования в велосипедной технике, но и приобретать всё более современные велосипеды.
Цесаревич Алексей Николаевич и боцман Андрей Деревенько на велосипеде в Германии, 1910 г. Фото: Государственный архив РФ
Как и во всём мире, в России велосипеды стали популярны в конце 1880-х годов, когда появилась «безопасная» модель — та, у которой одинаковые колеса и резиновые шины. На таком уже вполне могли ездить императрица Мария Федоровна и ее старший сын, будущий император Николай II. Стоил тогда велосипед около 300-400 рублей, поэтому позволить его себе могли представители знати, промышленники и купцы.
Увлекался катанием на велосипеде даже Лев Николаевич Толстой. 25 апреля 1895 года он записал в своем дневнике:
Источник: wikimedia commons
Велосипеды стали не просто новой игрушкой в руках богатых людей, а средством поддержать здоровье — выдающиеся русские ученые И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт к тому моменту научно обосновали важность физического воспитания и спорта. А какой спорт без конкуренции и результата?
Постепенно любители двухколесного транспорта начали объединяться в кружки и общества. Первое общество велосипедистов-любителей появилось в Петербурге в 1880 году. Правда, устав был принят лишь спустя четыре года. В том же 1884-м аналогичная организация открылась и в Москве. Понимая, что велосипед — это не просто новое увлечение аристократов, а нечто большее, дельцы тоже не остались в стороне. В 1886 году 21-летний инженер и предприниматель Александр Лейтнер, который с самого детства увлекался велосипедами, открыл в Риге предприятие «Фабрика велосипедов «Россия» А. Лейтнера и К». Через десять лет его компания, как бы сейчас сказали, завоевала рынок: велосипеды Лейтнера стали продаваться по всей империи.
В велосипедном отделе магазина Торговый Дом «Победа», 1913 год/ ЦГАКФФД СПб

Как и во всём мире, в России велосипеды стали популярны в конце 1880-х годов, когда появилась «безопасная» модель — та, у которой одинаковые колеса и резиновые шины. На таком уже вполне могли ездить императрица Мария Федоровна и ее старший сын, будущий император Николай II. Стоил тогда велосипед около 300-400 рублей, поэтому позволить его себе могли представители знати, промышленники и купцы.
Увлекался катанием на велосипеде даже Лев Николаевич Толстой. 25 апреля 1895 года он записал в своем дневнике:
«За это время начал учиться в манеже ездить на велосипеде. Очень странно, зачем меня тянет делать это. Евгений Иванович отговаривал меня и огорчился, что я езжу, а мне не совестно. Напротив, чувствую, что тут есть естественное юродство, что мне всё равно, что думают, да и просто безгрешно, ребячески веселит».

Велосипеды стали не просто новой игрушкой в руках богатых людей, а средством поддержать здоровье — выдающиеся русские ученые И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт к тому моменту научно обосновали важность физического воспитания и спорта. А какой спорт без конкуренции и результата?
Постепенно любители двухколесного транспорта начали объединяться в кружки и общества. Первое общество велосипедистов-любителей появилось в Петербурге в 1880 году. Правда, устав был принят лишь спустя четыре года. В том же 1884-м аналогичная организация открылась и в Москве. Понимая, что велосипед — это не просто новое увлечение аристократов, а нечто большее, дельцы тоже не остались в стороне. В 1886 году 21-летний инженер и предприниматель Александр Лейтнер, который с самого детства увлекался велосипедами, открыл в Риге предприятие «Фабрика велосипедов «Россия» А. Лейтнера и К». Через десять лет его компания, как бы сейчас сказали, завоевала рынок: велосипеды Лейтнера стали продаваться по всей империи.

Первые велосипедные заезды в России
В России первая официальная велогонка состоялась еще до того, как появились сообщества велосипедистов. Она прошла 24 июля 1883 года на Ходынском поле. Такой публике можно было бы позавидовать и сегодня — на соревнования пришли посмотреть 25 тысяч человек. Спортсменам нужно было проехать 1,5 версты (чуть больше 1,5 км) по прямой утрамбованной дорожке. А так как безопасный велосипед еще пока не изобрели, ехали на высоких «пауках», у которых переднее колесо было сильно больше заднего. Правила просты: кто первый доберется до финиша, тот и победил. Счастливчиком с результатом 3 минуты 38 секунд оказался Юрий Блок, который, к слову, и организовал первое московское общество велосипедистов.
А вот первые всемирные велогонки, в частности гонки на треке, прошли в Чикаго в 1893 году.
Гонки на треке — вид велоспорта, проходящий на специальных велотреках овальной формы длиной от 133 до 500 м, шириной от 4 до 9 м, наклон полотна трека на прямых участках – до 14.0, а на виражах – от 25.0 до 52.0 градусов.
Тем не менее велосипеды в России «разгонялись» всё быстрее. Открывались новые фабрики по производству велосипедов. Сначала в столицах, а после и в других городах начали строить циклодромы (арены для велосипедистов). Как только такой открыли в Москве в 1891 году, там сразу же провели чемпионат России. Дистанция уже 7,5 верст. Первым чемпионом стал москвич Г. Девис. В последующие три года первым ездоком России становился М. Дьяков из Петербурга.

Выступая в 1896 году на национальном чемпионате по велосипедным гонкам в Англии, Дьяков установил мировой рекорд в часовой гонке на 25 миль. В том же году он представлял Россию на чемпионате мира по трековым гонкам в Копенгагене, где занял второе место в 100-километровой гонке за лидером. Всего в спортивной карьере Дьякова было четыре мировых рекорда. Газеты называли Дьякова «корифеем педали».
СССР: велосипеды для всех
Учитывая буржуазные корни, в революционные годы и после Михаил Дьяков чудом избежал репрессий. Новая власть конфисковала не только его доходный дом (хотя и оставила велосипедисту три комнаты), но и спортивные награды — золотые и серебряные медали, кубки. Но это никак не повлияло на любовь Дьякова к велосипедам: в новой, советской стране Михаил Иванович стал работать инструктором Всеобуча и тренировать молодых спортсменов-велосипедистов.
Советские велосипедисты/ Б. Игнатович /
Главархив Москвы
.webp)
Да, с приходом советской власти поменялось всё — спорт не исключение. Как и другие виды спорта, велосипедный спорт стал постепенно становиться массовым. Попробовать свои силы в нем могли теперь не только богачи, как в царской России, но и многочисленные трудящиеся. Уже в 1918 году в Туле провели первенство Центральной России по треку и гонку Москва—Тверь — Москва. Кстати, Тула и сегодня остается центром развития велосипедного спорта — помимо того, что в городе сохранился самый старый велотрек (его построили в 1896 году), там до сих пор проводят некоторые всероссийские соревнования.
В 1923 году в Москве решили провести уже всесоюзное первенство страны, в нем участвовало 80 человек. А спустя всего год за первое место в треке стали бороться и женщины. В августе 1937 года состоялась первая Всесоюзная многодневная велогонка: спортсмены проехали 2509 км по маршруту, пролегавшему по России, Украине и Беларуси.
Олимпийский трек
После Великой Отечественной войны характер велосипедных гонок изменился. Если до войны проводили преимущественно индивидуальные заезды, то после нее предпочтение стали отдавать командным зачетам.
О том, что пора выходить на мировой уровень, заговорили в 1951 году, когда был создан Национальный олимпийский комитет СССР. Его признал МОК, а значит путь на Олимп был открыт. В 1952 году первое выступление советских велосипедистов на международной арене в Хельсинки оказалось неудачным — как и в 1912 году, когда русские велосипедисты впервые оказались на Олимпиаде в Стокгольме. Но шишки были набиты, и, отталкиваясь от этого опыта, стали выстраивать новую программу подготовки спортсменов и задумываться о том, чтобы строить крытые велотреки.
Первое олимпийское велосипедное «золото» Советам «привез» Виктор Капитонов в 1960 году — он стал победителем в групповой гонке по шоссе. Это был изнурительный заезд — температура в тени достигала +45, а на «хвосте» нашего велосипедиста плотно сидел итальянец Ливио Трапе, которого считали фаворитом Олимпийских игр. Как только наш спортсмен вырывался вперед, соперник тут же догонял. И вот финишная прямая, Капитонов победно вскидывает руки… но остался еще один круг до финиша. И итальянец уезжает вперед на 500 метров — серьезный отрыв. Казалось, имя победителя определено, но Капитонов делает невозможное: на финишной прямой он чудом на полколеса обгоняет Трапе.
«Я пересек финиш на полколеса впереди итальянца! …Трапе, закрыв лицо руками, зарыдал. Не знаю, что бы я делал, окажись вторым», — вспоминал Капитонов в книге «Ради этого стоит жить».

А самыми успешными для советских велогонщиков считаются Игры 1972 года в Мюнхене, где было завоевано две золотые и одна бронзовая медали в велосипедных видах спорта.
С 1960 года и до конца советского периода в истории нашей страны велогонщики ежегодно привозили медали с Олимпиады, за исключением 1984 года, когда сборная СССР не приняла участие в летних Олимпийских играх в Лос-Анджелесе.
Велоспорт в современной России
Развал СССР отразился и на велоспорте. Для сравнения, в 1980 году по всему СССР было 13 бетонных треков и 6 деревянных. К 1991-му в России осталось лишь четыре бетонных, один деревянный трек, и в дополнение к ним построили один крытый велотрек. Тем не менее российские велосипедисты и в непростые годы продолжали показывать достойные результаты на международных соревнованиях: фамилии россиян ежегодно оказывались в тройках лидеров. Очередное олимпийское «золото» в состязаниях по велогонкам на треке России принесли Ольга Слюсарева и Михаил Игнатьев в 2004 году. В 2008 году на Играх в Пекине Игнатьев выиграл бронзовую медаль в соревнованиях на велотреке.Велосипеды довольно популярны и в повседневной жизни. По данным ВЦИОМ за 2019 год, россияне чаще всего используют велосипед для прогулок, повседневных дел и поддержания физической формы. При этом более половины опрошенных хотя бы раз в год катались на велосипеде, а 23% используют его несколько раз в неделю. Больше трети москвичей и петербуржцев хотели бы ездить на велосипеде на работу, но на практике это делают только 2% москвичей и 3% жителей Петербурга. Видимо, сказывается недостаточность существующей велосипедной инфраструктуры и не самые благоприятные климатические условия.
Виды велосипедных гонок

В программу летних Олимпийских игр сегодня включено 28 видов спорта, в том числе велосипедный. И представляет он собой не одну дисциплину, как, например, бокс, легкая атлетика и теннис, а сразу четыре: шоссейные и трековые гонки, маунтинбайк и BMX, то есть – велосипедный мотокросс. И если последние две дисциплины «попали на Олимп» в 1996 и 2008 годах соответственно, то шоссейные и трековые гонки там с 1896-го. Чем же эти виды велоспорта отличаются друг от друга?
Шоссейная велогонка проводится на шоссе и дорогах с хорошим покрытием: велосипедисты едут долго и очень быстро. При этом в заезде могут участвовать не больше 200 спортсменов. Внутри шоссейной гонки выделяют пять основных видов:
• групповая гонка,
• индивидуальная гонка,
• критериум (кольцевая гонка, как правило, по городским улицам),
• многодневная гонка и командная гонка.
Олимпийские дистанции шоссейных велогонок никак не регламентированы: на каждой Олимпиаде дистанция разная.
Гонки на треке проводятся на искусственном треке по кругу. Существует несколько видов гонок на треке:
- гонка на время (гит) – нужно быстрее всех проехать. Мужчинам — 1000 метров, женщинам — 500 метров;
- спринт — нужно проехать три круга. Побеждает тот, кто финиширует первым;
- индивидуальная гонка преследования — нужно догнать противника или показать лучшее время. Мужчины соревнуются на дистанции 4 км, женщины — 3 км;
- командная гонка преследования — почти то же самое, что и индивидуальная, только в команде по четыре человека;
- олимпийский спринт — гонка, в которой участвуют две команды по три человека у мужчин и две команды по два человека у женщин;
- мэдисон – сложная командная гонка на выносливость. Соревнуются команды из двух (иногда трех) человек. Спортсмены должны набрать как можно больше очков, проезжая круги быстрее соперников. При этом спортсмены каждой из команд участвуют в гонке не одновременно, но сменяя друг друга на треке.
Кросс-кантри маунтинбайк — гонка по пересеченной местности. Соревнования по кросс-кантри отличаются в зависимости от длины трассы. Есть три базовых варианта:
• кросс-кантри на шорт-треках (длина трассы – от 2 до 5 км, количество кругов – 6-10);
• классический кросс-кантри (длина трассы 5-9 км, 3-7 кругов);
• марафоны, дистанция которых может составлять от 60 до 1000 км.
Состязания по BMX – велосипедному мотокроссу – проводятся на маленьких велосипедах с большой маневренностью и возможностью большого ускорения. Различают три вида BMX – гонки, flatland, или «танцы на велосипеде», и фристайл.
Автор Елена Губенко
• кросс-кантри на шорт-треках (длина трассы – от 2 до 5 км, количество кругов – 6-10);
• классический кросс-кантри (длина трассы 5-9 км, 3-7 кругов);
• марафоны, дистанция которых может составлять от 60 до 1000 км.
Состязания по BMX – велосипедному мотокроссу – проводятся на маленьких велосипедах с большой маневренностью и возможностью большого ускорения. Различают три вида BMX – гонки, flatland, или «танцы на велосипеде», и фристайл.
Автор Елена Губенко
28 мая 2024 17:00
Читайте также