Назад
История велосипеда и велоспорта

Кручу-верчу, победить хочу! Как развивался велоспорт в России

Фото: Государственный исторический музей Южного Урала

31 мая 1868 года в парке города Сен-Клу, недалеко от Парижа, состоялась первая в истории велосипедная гонка. Она проводилась на дистанции 1200 метров. Этот день принято считать днем рождения велосипедного спорта. А в 1896 году велосипедный спорт попал в программу первых Олимпийских игр современности, которые состоялись в Афинах. Сегодня велосипед остается одним из самых массовых транспортных средств. В рамках проекта «Спортивный циферблат» рассказываем, кто изобрел велосипед, как велосипеды докатились до России и кто первым привез на велосипеде олимпийское «золото» в нашу страну.

Кто изобрел велосипед

Беговая машина Карла ДрезаКарл Дрез, немецкий изобретатель. Фото: Wikimedia Commons

Когда точно в мире появился первый велосипед, сказать трудно. В интернете даже можно найти картинку, на которой якобы изображен велосипед Леонардо да Винчи — с двумя колесами, рулем и — главное — педалями и цепью. Но многие исследователи сомневаются в подлинности этого чертежа. 

Официально первый велосипед, точнее его прототип, представил немецкий изобретатель Карл фон Дрез в 1817 году — тогда он получил патент на свою модель. Сам изобретатель назвал ее Laufmaschine, что переводится как «беговая машина», но в народе закрепилось название дрезина. Чтобы ездить на ней, нужно было отталкиваться от земли: у модели фон Дреза не было педалей, зато было управляемое переднее колесо. А еще первый велосипед был деревянным.

Беговая машина Карла Дреза«Беговая машина» Карла фон Дреза — фактически первый двухколесный транспорт. Фото: Gun Powder Ma / wikimedia commons

Русские самобеглые: как придумывали велосипеды в России

Интересно, что задолго до этого события первые прототипы велосипеда уже появились в России — на них не было патента, но сведения о них сохранились. Первым «самобеглую коляску» придумал крестьянин Леонтий Шамшуренков. Как пишет Евгений Гагарин в книге «Леонтий Лукьянович Шамшуренков», в 1751 году крестьянин-изобретатель представил Сенату свою разработку, и в 1752-м коляска была готова. Она приводилась в движение двумя людьми, правда, как именно – неизвестно, и развивала скорость до 15 км/ч. Но ни сама коляска, ни ее чертежи не сохранились.

Выезд на самокатке КулибинаВыезд на самокатке Кулибина/ иллюстрация из книги Ю. Долматовского «Повесть об автомобиле», М. Молодая Гвардия 1950 г.

Над самоходной коляской трудился и Иван Кулибин в течение семи лет — с 1784 по 1791 гг. Это была трехколесная коляска с сиденьем для двух пассажиров и специальным местом сзади, где находился «водитель». Он вставлял ноги в специальные «туфли» и поочередно надавливал на них, тем самым запуская сложную систему рычагов, которые и заставляли самокатку двигаться. Помимо педалей Кулибин применил в своей конструкции маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, пружины и даже подшипники качения. Поэтому его изобретение можно даже назвать не только прототипом велосипеда, но и прототипом автомобиля. Но вернемся к официальной истории велосипедов, а именно к первой половине XIX века.

Эволюция велосипеда


Беговые машины Карла фон ДрезаГонки на беговых машинах фон Дреза в 1818 году/ wikimedia commons

Какого-то бума после патента фон Дреза в развитии велосипедов не произошло. Металлическая рама появилась только в 1839 году — и уже с этого момента велосипеды стали по-настоящему набирать скорость. Изобретатели придумали педали, тормоза, седло, спицы, цепную передачу. Хотя велосипеды тех времен всё еще называли «костотрясами», по своим свойствам они постепенно приближались к тем моделям, которые мы используем и сегодня. Однако колеса у велосипедов первой половины XIX века всё еще были деревянные, обтянутые металлом. Ездить на таких велосипедах было не очень комфортно, и для этого требовались очень хорошие дороги. 

В 1870 году были придуманы велосипеды с очень большими передними колесами. Отсюда возникло и название конструкции – «высокое колесо». Они быстро завоевали рынок, и со временем этот некогда самый популярный тип ранних велосипедов стали называть пенни-фартинг, что отсылало к внешнему виду британских монет соответствующего достоинства. Эти велосипеды стали одним из узнаваемых символов Викторианской эпохи. Высокое переднее колесо позволяло развивать большую скорость, а также делало езду комфортнее, так как увеличивало амортизацию. Однако страдала безопасность велосипедиста: седло располагалось очень высоко, что в случае падения грозило серьезными травмами. 

Калифорнийские велосипедисты в 1886 году/ wikimedia commons


Одним из тех, кто «докрутил» велосипед до современного вида, стал Джон Кемп Старли. В 1885 году он создал свою модель так называемого «безопасного велосипеда»: вновь сделал колеса одинаковыми по размеру, добавил в них спицы, протянул цепь на заднее колесо. Его конструкция очень быстро стала популярной и коммерчески успешной, превратившись в общепризнанный стандарт велосипеда. Именно успех «безопасного велосипеда» Джона Старли положил начало велосипедному буму 1890-х.

А в 1887 году свою лепту в развитие велосипедной отрасли неожиданно внес ветеринар, более того, он ее перевернул. Шотландец Джон Бойд Данлоп хотел, чтобы трехколесный велосипед его сына ездил более плавно, и решил, что для этого безупречно подойдет пневматическая шина. Это сделало езду на безопасном велосипеде еще комфортнее. 

Джон Старли безопасный велосипедФото: wikimedia commons

Велосипед как символ женской эмансипации

Интересно, что в западных странах популярность «безопасного велосипеда» способствовала женской эмансипации, так как этот вид транспорта давал женщинам ранее невиданную свободу передвижения. Именно поэтому к концу XIX века велосипед, кроме прочего, стал в Великобритании и США одним из символов борьбы за женские права. Суфражистки называли велосипед буквально «машиной свободы». Американская активистка Энтони Сьюзен в 1896 году говорила в интервью газете The New York World, что велосипед «сделал для эмансипации женщин больше, чем что-либо еще в мире».

Журнальная реклама 1897 года, показывающая современную западную женщину, сделавшую выбор в пользу удобной рациональной одежды и велосипеда. Фото: Churchh/ wikimedia commons

Кроме того, тот факт, что эмансипированные барышни выбирали велосипеды, способствовал росту популярности движения за рациональную одежду, появившегося в конце последнего десятилетия XIX века. Представители этого движения стремились реформировать викторианскую моду и сделать женскую одежду проще, удобнее и «человечнее». И на этом пути заметную роль сыграл так называемый женский велосипедный костюм, который не предполагал ношения юбки. Вместо неё женщины всё чаще надевали удобные брюки, бриджи или шаровары. 

Царский велосипед

В России первые велосипеды, точнее всё еще их прототипы, были замечены в Москве — в начале 1860-х. Приблизительно в 1865 году самокат, изготовленный из железа местным кузнецом, появился в Останкине, в усадьбе графов Шереметевых.

А вот новинку в виде полноценного велосипеда в Россию привезла, как это часто бывало в те времена, царская семья, а именно Александр II. В 1867 году на Всемирной промышленной выставке в Париже он и заинтересовался «костотрясом», который позже купил и привез в Петербург. В силу возраста император вряд ли активно им пользовался. Но именно с этой модели Романовы начали не только отслеживать усовершенствования в велосипедной технике, но и приобретать всё более современные велосипеды.

Цесаревич Алексей на велосипедеЦесаревич Алексей Николаевич и боцман Андрей Деревенько на велосипеде в Германии, 1910 г. Фото: Государственный архив РФ

Как и во всём мире, в России велосипеды стали популярны в конце 1880-х годов, когда появилась «безопасная» модель — та, у которой одинаковые колеса и резиновые шины. На таком уже вполне могли ездить императрица Мария Федоровна и ее старший сын, будущий император Николай II. Стоил тогда велосипед около 300-400 рублей, поэтому позволить его себе могли представители знати, промышленники и купцы.

Увлекался катанием на велосипеде даже Лев Николаевич Толстой. 25 апреля 1895 года он записал в своем дневнике:

«За это время начал учиться в манеже ездить на велосипеде. Очень странно, зачем меня тянет делать это. Евгений Иванович отговаривал меня и огорчился, что я езжу, а мне не совестно. Напротив, чувствую, что тут есть естественное юродство, что мне всё равно, что думают, да и просто безгрешно, ребячески веселит».
Источник: wikimedia commons

Велосипеды стали не просто новой игрушкой в руках богатых людей, а средством поддержать здоровье — выдающиеся русские ученые И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт к тому моменту научно обосновали важность физического воспитания и спорта. А какой спорт без конкуренции и результата?

Постепенно любители двухколесного транспорта начали объединяться в кружки и общества. Первое общество велосипедистов-любителей появилось в Петербурге в 1880 году. Правда, устав был принят лишь спустя четыре года. В том же 1884-м аналогичная организация открылась и в Москве. Понимая, что велосипед — это не просто новое увлечение аристократов, а нечто большее, дельцы тоже не остались в стороне. В 1886 году 21-летний инженер и предприниматель Александр Лейтнер, который с самого детства увлекался велосипедами, открыл в Риге предприятие «Фабрика велосипедов «Россия» А. Лейтнера и К». Через десять лет его компания, как бы сейчас сказали, завоевала рынок: велосипеды Лейтнера стали продаваться по всей империи.

Продажа велосипедов XIX века в ПетербургеВ велосипедном отделе магазина Торговый Дом «Победа», 1913 год/ 
ЦГАКФФД СПб

Первые велосипедные заезды в России

В России первая официальная велогонка состоялась еще до того, как появились сообщества велосипедистов. Она прошла 24 июля 1883 года на Ходынском поле. Такой публике можно было бы позавидовать и сегодня — на соревнования пришли посмотреть 25 тысяч человек. Спортсменам нужно было проехать 1,5 версты (чуть больше 1,5 км) по прямой утрамбованной дорожке. А так как безопасный велосипед еще пока не изобрели, ехали на высоких «пауках», у которых переднее колесо было сильно больше заднего. Правила просты: кто первый доберется до финиша, тот и победил. Счастливчиком с результатом 3 минуты 38 секунд оказался Юрий Блок, который, к слову, и организовал первое московское общество велосипедистов.

А вот первые всемирные велогонки, в частности гонки на треке, прошли в Чикаго в 1893 году.

Гонки на треке — вид велоспорта, проходящий на специальных велотреках овальной формы длиной от 133 до 500 м, шириной от 4 до 9 м, наклон полотна трека на прямых участках – до 14.0, а на виражах – от 25.0 до 52.0 градусов.
С тех пор велосипедисты из разных стран стали регулярно съезжаться на чемпионаты мира. В 1894 году чемпионат по велогонкам на треке состоялся в бельгийском Антверпене, а в 1895-м – в Кельне. Еще спустя год велоспорт включили в программу Олимпийских игр. Несмотря на бурное развитие велоспорта в России, наши спортсмены тогда не приняли участие в Олимпиаде и не попадали туда вплоть до 1912 года.

Тем не менее велосипеды в России «разгонялись» всё быстрее. Открывались новые фабрики по производству велосипедов. Сначала в столицах, а после и в других городах начали строить циклодромы (арены для велосипедистов). Как только такой открыли в Москве в 1891 году, там сразу же провели чемпионат России. Дистанция уже 7,5 верст. Первым чемпионом стал москвич Г. Девис. В последующие три года первым ездоком России становился М. Дьяков из Петербурга.

Велосипедист Михаил ДьяковМихаил Дьяков/ wikimedia commons

Выступая в 1896 году на национальном чемпионате по велосипедным гонкам в Англии, Дьяков установил мировой рекорд в часовой гонке на 25 миль. В том же году он представлял Россию на чемпионате мира по трековым гонкам в Копенгагене, где занял второе место в 100-километровой гонке за лидером. Всего в спортивной карьере Дьякова было четыре мировых рекорда. Газеты называли Дьякова «корифеем педали».

СССР: велосипеды для всех

Учитывая буржуазные корни, в революционные годы и после Михаил Дьяков чудом избежал репрессий. Новая власть конфисковала не только его доходный дом (хотя и оставила велосипедисту три комнаты), но и спортивные награды — золотые и серебряные медали, кубки. Но это никак не повлияло на любовь Дьякова к велосипедам: в новой, советской стране Михаил Иванович стал работать инструктором Всеобуча и тренировать молодых спортсменов-велосипедистов.

Велоспорт в СССРСоветские велосипедисты/ Б. Игнатович / Главархив Москвы

Да, с приходом советской власти поменялось всё — спорт не исключение. Как и другие виды спорта, велосипедный спорт стал постепенно становиться массовым. Попробовать свои силы в нем могли теперь не только богачи, как в царской России, но и многочисленные трудящиеся. Уже в 1918 году в Туле провели первенство Центральной России по треку и гонку Москва—Тверь — Москва. Кстати, Тула и сегодня остается центром развития велосипедного спорта — помимо того, что в городе сохранился самый старый велотрек (его построили в 1896 году), там до сих пор проводят некоторые всероссийские соревнования.

В 1923 году в Москве решили провести уже всесоюзное первенство страны, в нем участвовало 80 человек. А спустя всего год за первое место в треке стали бороться и женщины. В августе 1937 года состоялась первая Всесоюзная многодневная велогонка: спортсмены проехали 2509 км по маршруту, пролегавшему по России, Украине и Беларуси.

Олимпийский трек

После Великой Отечественной войны характер велосипедных гонок изменился. Если до войны проводили преимущественно индивидуальные заезды, то после нее предпочтение стали отдавать командным зачетам.

О том, что пора выходить на мировой уровень, заговорили в 1951 году, когда был создан Национальный олимпийский комитет СССР. Его признал МОК, а значит путь на Олимп был открыт. В 1952 году первое выступление советских велосипедистов на международной арене в Хельсинки оказалось неудачным — как и в 1912 году, когда русские велосипедисты впервые оказались на Олимпиаде в Стокгольме. Но шишки были набиты, и, отталкиваясь от этого опыта, стали выстраивать новую программу подготовки спортсменов и задумываться о том, чтобы строить крытые велотреки.

Первое олимпийское велосипедное «золото» Советам «привез» Виктор Капитонов в 1960 году — он стал победителем в групповой гонке по шоссе. Это был изнурительный заезд — температура в тени достигала +45, а на «хвосте» нашего велосипедиста плотно сидел итальянец Ливио Трапе, которого считали фаворитом Олимпийских игр. Как только наш спортсмен вырывался вперед, соперник тут же догонял. И вот финишная прямая, Капитонов победно вскидывает руки… но остался еще один круг до финиша. И итальянец уезжает вперед на 500 метров — серьезный отрыв. Казалось, имя победителя определено, но Капитонов делает невозможное: на финишной прямой он чудом на полколеса обгоняет Трапе.

«Я пересек финиш на полколеса впереди итальянца! …Трапе, закрыв лицо руками, зарыдал. Не знаю, что бы я делал, окажись вторым», — вспоминал Капитонов в книге «Ради этого стоит жить».
Виктор Капитонов советский велогонщикВиктор Капитонов. Фото: Bundesarchiv

А самыми успешными для советских велогонщиков считаются Игры 1972 года в Мюнхене, где было завоевано две золотые и одна бронзовая медали в велосипедных видах спорта.

С 1960 года и до конца советского периода в истории нашей страны велогонщики ежегодно привозили медали с Олимпиады, за исключением 1984 года, когда сборная СССР не приняла участие в летних Олимпийских играх в Лос-Анджелесе.

Велоспорт в современной России

Развал СССР отразился и на велоспорте. Для сравнения, в 1980 году по всему СССР было 13 бетонных треков и 6 деревянных. К 1991-му в России осталось лишь четыре бетонных, один деревянный трек, и в дополнение к ним построили один крытый велотрек. Тем не менее российские велосипедисты и в непростые годы продолжали показывать достойные результаты на международных соревнованиях: фамилии россиян ежегодно оказывались в тройках лидеров. Очередное олимпийское «золото» в состязаниях по велогонкам на треке России принесли Ольга Слюсарева и Михаил Игнатьев в 2004 году. В 2008 году на Играх в Пекине Игнатьев выиграл бронзовую медаль в соревнованиях на велотреке.

Велосипеды довольно популярны и в повседневной жизни. По данным ВЦИОМ за 2019 год, россияне чаще всего используют велосипед для прогулок, повседневных дел и поддержания физической формы. При этом более половины опрошенных хотя бы раз в год катались на велосипеде, а 23% используют его несколько раз в неделю. Больше трети москвичей и петербуржцев хотели бы ездить на велосипеде на работу, но на практике это делают только 2% москвичей и 3% жителей Петербурга. Видимо, сказывается недостаточность существующей велосипедной инфраструктуры и не самые благоприятные климатические условия.

Виды велосипедных гонок

Фото: Pavel L Photo and Video/shutterstock

В программу летних Олимпийских игр сегодня включено 28 видов спорта, в том числе велосипедный. И представляет он собой не одну дисциплину, как, например, бокс, легкая атлетика и теннис, а сразу четыре: шоссейные и трековые гонки, маунтинбайк и BMX, то есть – велосипедный мотокросс. И если последние две дисциплины «попали на Олимп» в 1996 и 2008 годах соответственно, то шоссейные и трековые гонки там с 1896-го. Чем же эти виды велоспорта отличаются друг от друга?

Шоссейная велогонка проводится на шоссе и дорогах с хорошим покрытием: велосипедисты едут долго и очень быстро. При этом в заезде могут участвовать не больше 200 спортсменов. Внутри шоссейной гонки выделяют пять основных видов:

• групповая гонка,

• индивидуальная гонка,

• критериум (кольцевая гонка, как правило, по городским улицам),

• многодневная гонка и командная гонка.

Олимпийские дистанции шоссейных велогонок никак не регламентированы: на каждой Олимпиаде дистанция разная.

Гонки на треке проводятся на искусственном треке по кругу. Существует несколько видов гонок на треке:
  • гонка на время (гит) – нужно быстрее всех проехать. Мужчинам — 1000 метров, женщинам — 500 метров;

  • спринт — нужно проехать три круга. Побеждает тот, кто финиширует первым;

  • индивидуальная гонка преследования — нужно догнать противника или показать лучшее время. Мужчины соревнуются на дистанции 4 км, женщины — 3 км;

  • командная гонка преследования — почти то же самое, что и индивидуальная, только в команде по четыре человека;

  • олимпийский спринт — гонка, в которой участвуют две команды по три человека у мужчин и две команды по два человека у женщин;

  • мэдисон – сложная командная гонка на выносливость. Соревнуются команды из двух (иногда трех) человек. Спортсмены должны набрать как можно больше очков, проезжая круги быстрее соперников. При этом спортсмены каждой из команд участвуют в гонке не одновременно, но сменяя друг друга на треке.

Кросс-кантри маунтинбайк — гонка по пересеченной местности. Соревнования по кросс-кантри отличаются в зависимости от длины трассы. Есть три базовых варианта:

• кросс-кантри на шорт-треках (длина трассы – от 2 до 5 км, количество кругов – 6-10);

• классический кросс-кантри (длина трассы 5-9 км, 3-7 кругов);

• марафоны, дистанция которых может составлять от 60 до 1000 км.

Состязания по BMX – велосипедному мотокроссу – проводятся на маленьких велосипедах с большой маневренностью и возможностью большого ускорения. Различают три вида BMX – гонки, flatland, или «танцы на велосипеде», и фристайл.

Автор Елена Губенко

28 мая 2024 17:00