Назад

Психологи: личность – это лотерея, и она во многом определяет нашу способность к обучению

Фото: The Faces/ shutterstock

Исследователи изучили братьев и сестер с разными характерами, чтобы выяснить, как личностные черты влияют на успеваемость в школе.

Психологи из Университета Осло пришли к выводу, что личность человека во многом неизменна с момента рождения, и ни родители, ни общество не могут оказать на нее существенного влияния.

«Личность — это своего рода лотерея», — говорит норвежский исследователь Эйвинд Истрем. – И эта лотерея влияет на то, как мы учимся в школе».

5 личностных качеств, определяющих успехи в учёбе

По мнению исследователей, личность каждого человека можно описать через 5 ключевых черт: невротизм, экстраверсию, открытость, доброжелательность и добросовестность. Эти черты характера, в большей или меньшей степени присущие всем людям, психологи назвали «большой пятеркой».

«Личность тесно связана со стратегиями преодоления трудностей, с тем, как вы решаете проблемы, и с негативными эмоциями», — рассказал Истрем изданию sciencenorway.no.

Как проводили исследование

Истрём и его коллеги воспользовались данными Норвежского когортного исследования матерей, отцов и детей, которое проводится с 1998 года. Это одно из крупнейших в мире исследований в области здравоохранения, в котором участвовало более 114 тысяч детей, 95 тысяч матерей и 75 тысяч отцов.

Опираясь на результаты коллег, ученые изучили взаимосвязь между школьными достижениями и личностными качествами, уделяя особое внимание успеваемости по чтению, математике и языку. Для целей своего исследования ученые использовали данные около 10 тысяч детей.

При этом исследователи учли и так называемый родственный эффект. Это должно было исключить другие объясняющие факторы – такие, как семья и воспитание.

Личность индивидуальна

«Есть исследования, которые ранее показали, что личность и то, как вы успеваете в школе, взаимосвязаны. Так что это не совсем ново», — говорит Истрём. – Что нового, так это то, что мы сравниваем братьев и сестер с разными личностными качествами».

Это позволило ученым в какой-то степени увидеть личность человека, очищенную от влияния среды и воспитания. Следуя этому подходу, ученые не учитывали факторы, связанные с родителями – где жили дети, какую школу посещали, каково было образование родителей, а также их финансовое и социальное положение.

«Когда мы рассматриваем братьев и сестер с разными характерами, любое потенциальное влияние матери и отца исчезает. Мы обнаружили, что среда, в которой человек растет, не влияет на его личность. Скорее, речь идет об индивидуальности», — говорит Истрем.

Невротизм мешает учебе, но может быть полезен в творчестве

Ученые выяснили, что дети с высокими показателями невротизма учатся в школе хуже, чем другие. Люди с невротизмом страдают от навязчивых мыслей и эмоций, которые мешают им сосредоточиться на учебе.

В то же время исследователи отмечают связь между невротизмом и творческими способностями. Страхи и тревоги могут стать отличным сырьем для создания прекрасного. Беда в том, что лишь немногие люди с высокими показателями невротизма умеют обращать эту черту своей личности во благо. Для многих невротизм оборачивается проклятием.

Открытые и добросовестные учатся лучше

Согласно выводам психологов, несмотря на то, что экстраверсия чаще всего воспринимается обществом более позитивно, чем интроверсия, эта черта характера никак не влияет на учебу. Основное влияние на нашу способность к познанию оказывают добросовестность и открытость.

Добросовестность предполагает аккуратность и организованность, а открытость отражает то, как человек воспринимает новый опыт, насколько он любознателен.

Ученые уточняют, что исследуемые ими характеристики личности и их влияние на школьную успеваемость не имеют прямого отношения к интеллекту. Речь идет больше об эмоциональных реакциях, предпочтениях и антипатиях, а не об уме.

«Дети могут использовать многие свои стороны, чтобы хорошо учиться в школе, и здесь в игру вступает множество факторов, помимо интеллекта», — говорит Истрём.

Ученый считает, что результаты исследования показывают, насколько гибкими и адаптируемыми являются дети.

27 МАРТА 2024