«Золотые львы»: пять лучших победителей Венецианского фестиваля разных лет
«До свидания, дети», Луи Маль, 1987
Фото: MK2 Productions«До свидания, дети» – автобиографическая драма француза Луи Маля, которая стала камбэком режиссера после того, как снятая им в 1973 году картина «Лакомб Люсьен» была отвергнута на его родине. В фильме юноша-крестьянин Лакомб Люсьен сначала пытается присоединиться к Сопротивлению, но получает отказ из-за возраста и начинает сотрудничать с гестапо. «До свидания, дети» – своеобразный приквел этой истории. Режиссер вспоминает в картине собственное детство в католической школе во время Второй мировой. В 1944 году Луи Маль стал свидетелем рейда гестапо, после которого несколько учеников-евреев и учитель были отправлены в Освенцим и Маутхаузен. Именно этим событиям и посвящена картина, награжденная главным призом Венецианского кинофестиваля в 1987 году.
Действие фильма происходит примерно в 1943-1944 годах. Ученик католической школы Жульен Квентин возвращается на учебу с каникул и знакомится с новеньким — Жаном Бонне. Через какое-то время Жульен выясняет, что Жан — еврей, которого укрывает от нацистов наставник-священник. Мальчики сначала соперничают, но затем становятся друзьями. Их дружба и взаимодействие с окружающими раскрывают сложную тему отношения к евреям в оккупированной Франции. В итоге в школу по доносу одного из работников кухни заявляется гестапо, и Жульен теряет своего друга – Жана уводят на смерть вместе с другими еврейскими мальчиками и прятавшим их священником.
Картину «Лакомб Люсьен» критиковали за амбивалентность сотрудничавшего с гестапо героя и недостаточно проявленную этическую позицию автора. Режиссер не обвинял своего героя прямо, изображая череду его жизненных выборов как цепь случайностей, обернувшихся присоединением ко злу. Острая критика вынудила Маля перебраться в США, где он жил и работал вплоть до 1987 года. «До свидания, дети» стали вариацией на ту же тему – но более личной, и на этот раз пошедший на сделку с гестапо доносчик показан вполне однозначно – мы видим его глазами мальчика, полными отвращения и презрения. Этот фильм был триумфально принят критиками и зрителями. Он получил не только «Золотого льва», но и множество других премий, а также претендовал на «Оскар» в номинациях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший оригинальный сценарий».
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Том Стоппард, 1990
Фото: BrandenbergБританский драматург чехословацкого происхождения Том Стоппард поставил картину по собственной одноименной абсурдистской трагикомедии, написанной еще в 1966 году. Это был его первый и пока единственный опыт режиссерской работы. Сюжет фильма, как и пьесы, строится на приключениях двух незначительных персонажей шекспировского «Гамлета» – Розенкранца (Гэри Олдмэн) и Гильденстерна (Тим Рот). Они друзья детства принца датского, которых его отчим Клавдий просит выведать, что тревожит пасынка. Действие происходит как бы на задворках пьесы Шекспира, герои лишь иногда пересекаются с основными персонажами «Гамлета», остальное время проводя в рассуждениях и попытках выяснить, что же на самом деле с ними происходит. Также, как у Шекспира они отправляются с Гамлетом на корабле в Англию, куда везут письмо со смертным приговором принцу, которое должны отдать встречающим властям. Однако Гамлет тайком от них подменяет бумагу и вот уже ни о чем не подозревающие заговорщики плывут навстречу собственной гибели.
Картина Стоппарда, наполненная мрачным, но утонченным, юмором, философскими диалогами о смысле всего сущего и безнадежным вопрошанием о свободе и необходимости, вышла на экраны в самом начале 1990-х и во многом предугадала, а в чем-то и определила, каким будет самое яркое и волнующее искусство этого десятилетия. Стоппардовские темы, приемы, вопросы и настроения можно найти и у Тарантино, и у Пелевина, и у многих других писателей и режиссеров.
«Рестлер», Даррен Аронофски, 2008
Фото: Saturn FilmsФильм о стареющей звезде рестлинга стал триумфальным возвращением Микки Рурка на большой экран после более чем 17–летнего перерыва. Отчасти фильм повторял историю самого актера, который был популярен в 1980-е, но затем из-за злоупотребления препаратами и эксцентричного характера скатился в третьесортные фильмы. «Рестлер» рассказывает про Рэнди «Барана» Робинсона (Рурк), который блистал на ринге в 1980-е, но давно потерял хватку и опустился. Теперь он влачит жалкое существование, выступая в спортзалах по выходным и работая на полставки в супермаркете под руководством токсичного менеджера. Он пытается вернуть в свою жизнь радость – налаживает отношения с брошенной им в детстве дочерью и находит родственную душу в стареющей стриптизерше. Однако всё не так просто исправить – стриптизерша не готова к отношениям с Рэнди. В отчаянии он забывается в алкогольном угаре в компании поклонников, пропуская важную встречу с дочерью, которая в итоге навсегда отвергает его. Не в силах выносить эту реальность Рэнди в последний раз выходит на ринг в опасном матче-реванше со своим давним соперником.
«Джокер», Тодд Филлипс, 2019
Фото: DC StudiosЭтот фильм про одного из персонажей вселенной комиксов DC использует только внешние атрибуты суперзлодейской истории. Вместо ожидаемой сказки про злодея на экране разворачивается серьезное исследование психического расстройства и его последствий как для больного, так и для общества. Главный герой – Артур Флек (Хоакин Феникс) – неудавшийся стендап-комик, уволенный клоун-аниматор и психически нездоровый человек. Он страдает от жестокости окружающих, его постоянно избивают, над ним издеваются коллеги. Флек пытается разобраться в собственном прошлом и найти утешение в общении с соседкой – матерью-одиночкой. Отец будущего Бэтмена, Томас Уэйн, представлен циничным дельцом, далеким от идиллического образа из остальных фильмов франшизы. Флек считает себя его внебрачным сыном, но получает от бизнесмена лишь жесткую отповедь. Реальность подводит Флека, он всё больше скатывается в безумие и решает отомстить обществу, которое его отвергло. В октябре планируется выход продолжения – «Джокер: Безумие на двоих», где появится также невеста Джокера – Харли Квин в исполнении Леди Гаги.
«Бедные-несчастные», Йоргос Лантимос, 2023
Фото: Element PicturesРетрофутуристическая черная комедия Йоргоса Лантимоса сразу же завоевала сердца критиков. История, в которой можно усмотреть отсылки и к «Франкенштейну» Мэри Шелли, и к «Собачьему сердцу» Михаила Булгакова, и даже к трудам французских просветителей вроде Вольтера, разворачивается в вымышленном викторианском Лондоне. Эксцентричный хирург Годвин Бакстер вылавливает из реки тело покончившей с собой молодой беременной женщины, и в качестве эксперимента оживляет ее, пересадив ей мозг ее нерожденного ребенка. Белла, как назвал ее Бакстер, быстро учится, а его ассистент Макс Маккэндлс даже хочет жениться на девушке. Однако пытливая Белла, открывающая для себя тайны женского тела, сбегает с развратным адвокатом Дунканом Уэддербёрном. Вместе они отправляются в путешествие, где простодушная Белла будет открывать новые стороны своей натуры и знакомиться с человеческими слабостями и пороками. В итоге судьба сведет ее с бывшим мужем-тираном, из-за которого утопилась предыдущая владелица этого тела. Однако в итоге зло будет наказано самым смешным способом, а Белла найдет правильного мужчину.
Читайте также«Чужой» и другие: фильмы со злобными инопланетянами
20 сентября 2024 14:26
Читайте также