Назад

Случай или судьба: зачем мы бросаем жребий

Фото: New Africa / Shutterstock

Случай присутствовал в жизни человека во все времена. В широком смысле вся история человечества – это дело случая. И нередко исход даже значительных событий, приводивших в действие локомотив истории, определялся случайным образом. Разбираемся, что такое жребий и как человек приспособил случайность к своей жизни. 

Пусть будет брошен жребий

В современном мире практика жеребьевки больше ассоциируется со спортом или разрешением каких-то спорных ситуаций, однако в прежние времена жребий был полноценным механизмом принятия решений. Так, например, жребий часто упоминается в Ветхом Завете – начиная разделением страны Ханаанской между 12 израилевыми коленами и заканчивая выбором нового израильского царя. В Новом Завете с помощью жребия выбирали ученика Иисуса, который должен был занять место Иуды в апостольском круге.

wikimedia.orgАарон бросает жребий. «И бросит Аарон жребий о двух козлах: один жребий Господу, а другой Азазелю». Левит 16:8. Фото: Wikimedia

Для древних людей решать важные вопросы при помощи жребия было естественно и в высшей степени логично: считалось, что через жребий Всевышний напрямую сообщает свою волю. При помощи жребия решались религиозные вопросы, назначались дни казни и выбирались животные для жертвоприношения. Люди искали след божественного вмешательства даже в тех событиях, которые сегодня мы бы приняли за банальное стечение обстоятельств. Любое происшествие могло быть истолковано как знак судьбы, в соответствии с которым принималось решение о дальнейших действиях. Однако и последствия своих действий нередко трактовали через метафору жребия.

Alea jacta est – жребий брошен – одна из самых известных и судьбоносных фраз Юлия Цезаря, дошедшая до нас сквозь века и тысячелетия. Эти слова легендарный полководец произнес, перейдя с относительно небольшим отрядом через реку Рубикон на севере Апеннинского полуострова, что стало началом гражданской войны: Цезарь боролся против римского сената с Помпеем Великим во главе. Затяжная война закончилась победой Цезаря, который, рискнув всем, в дальнейшем стал одним из самых прославленных римских диктаторов. И среди прочего оставил потомкам в наследие свою знаменитую фразу, ставшую крылатой: жребий брошен – выбор сделан, решение принято, что будет дальше – распорядится судьба. Монетку Цезарь, конечно, не подбрасывал, то есть, принимая решение, не полагался на случай. Но сам переход Рубикона, по всей видимости, рассматривал как эксперимент со случайным исходом. Ведь даже если Цезарь искренне верил, что боги благоволят ему, проверить свое предположение мог только рискнув.

 
«Подойдя к реке Рубикону, по которой проходила граница его провинции, Цезарь остановился в молчании и нерешительности, взвешивая, насколько велик риск его отважного предприятия. Наконец, подобно тем, кто бросается с кручи в зияющую пропасть, он откинул рассуждения, зажмурил глаза перед опасностью и, громко сказав по-гречески окружающим: «Пусть будет брошен жребий», — стал переводить войско через реку».

Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: издательство «Наука», 1994
Практика обращения к жребию применялась практически во всех культурах и в самых разных областях жизни. Давайте рассмотрим несколько наиболее ярких примеров.

Жребий как часть культурного кода


Древние Афины. Фото: Wikimedia

Древняя Греция, как известно, колыбель западной цивилизации. И обычай кидать или вытягивать жребий был широко распространен среди древних греков. К слову, если верить Плутарху, даже историческую фразу о брошенном жребии Цезарь произнес не на латинском, как она дошла до нас, а на греческом языке. А брошен жребий потому, что раньше это действие было напрямую связано с игрой в кости – возможно, самой популярной игрой Античности.

Вся древнегреческая литература, а значит, и культура, сюжетно была построена на жеребьевке: герою выпадал жребий либо счастливый, либо печальный – и он, сталкиваясь со смертельными испытаниями, или выходил победителем, или прощался с жизнью – в зависимости от итогов судьбоносной лотереи. Сам Зевс, согласно Гомеру, взвешивал на золотых весах жребий троянцев и греков, чтобы определить победителя в их кровопролитной и изматывающей борьбе.

Долго, как длилося утро и день возрастал светоносный,
Стрелы и тех и других поражали - и падали вои.
Но лишь сияющий Гелиос стал на средине небесной,
Зевс распростер, промыслитель, весы золотые; на них он
Бросил два жребия Смерти, в сон погружающей долгий:
Жребий троян конеборных и меднооружных данаев;
Взял посредине и поднял: данайских сынов преклонился
День роковой, данайских сынов до земли многоплодной
Жребий спустился, троян же до звездного неба вознесся.

Гомер. Илиада. Перевод Н. И. Гнедича
Неслучайно одними из самых могущественных и почитаемых персонажей мифологии в Древней Греции были мойры – богини судьбы: Клото («прядущая»), Лахесис («дающая жребий») и Атропос («неотвратимая»). Лахесис назначала человеку жребий еще до его рождения, Клото пряла нить его жизни, а Атропос неотвратимо приближала будущее. И все эти три мойры – дочери богини Ананке, т.е. «необходимости», вращающей мировое веретено. 

Велениям трех сестер подчинялись даже олимпийские боги. Богиня случая Тихе – единственная, кто мог составить конкуренцию фаталистической троице. Ее имя буквально можно перевести как «выпавший жребий» или «случайность». Она была введена греками в пантеон для того, чтобы уравновесить предопределенность человеческой судьбы долей непредсказуемости, а также отразить изменчивость мира.

Три мойры: Клото, Лахесис, Атропос. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Жребий как механизм демократии


По большому счету древние греки многие спорные моменты решали с помощью жеребьевки – в том числе и вопросы политической важности. Например, по жребию выбирались чиновники – такие, как казначеи, начальники полиции и даже архонты, которые отвечали за организацию жертвоприношений, возбуждение судебных дел, контроль за священными угодьями, а также занимались законодательными вопросами и выполняли некоторые другие функции. Сперва проводилось голосование, в ходе которого отбирались основные кандидаты на должность, затем записки с именами выбранных претендентов опускались в один чан, а другой наполнялся черными и белыми бобами. Глашатай вынимал имя кандидата и одновременно с этим не глядя доставал боб: белый плод означал назначение на должность, черный, соответственно, – отказ. Таким образом хитрые греки боролись с коррупцией: повлиять на результат жеребьевки было невозможно, так как она проводилась прилюдно и вслепую.


Святой Павел проповедует в Афинах. Фото: The Art Institute of Chicago

Жеребьевка позволяла дать доступ к управлению мегаполисом наибольшему числу жителей, вне зависимости от их профессиональных навыков. Безусловно, в тех сферах, где ученость была важна – например, в строительстве или военном деле, – привлекали профессионалов. Однако многие повседневные проблемы городской жизни были в состоянии решать люди без специального образования – обычные горожане. И назначение граждан на позиции мелких чиновников (магистратов) случайным образом – при помощи жребия – лучше всего реализовывало принцип древнегреческой демократии.

Практика жеребьевки разрешала и еще один щекотливый момент: в отличие от выборов жребий не имеет оценочной основы. Уступить должность по жребию далеко не так обидно и возмутительно, как в результате выборов, которые в своем устройстве имеют ряд тонкостей. Выборы можно фальсифицировать, можно неравномерно распределить между кандидатами ресурсы, кандидаты могут изначально иметь разные стартовые позиции – словом, выборы – дело хлопотное и нервное: сначала выиграй, а потом докажи, что выиграл честно. Жребий же – штука понятная и простая, а потому вопросов и споров вызывает меньше. Это и проигрышем-то назвать сложно.

Особенно важное значение жеребьевка имела для судебной власти. Для избрания народного суда в Афинах – его называли гелиэйя или дикастерий – даже применялись специальные распределительные машины, которые можно считать прообразами современных лототронов – клеротерионы. Машины для проведения жребия потребовались афинянам потому, что судей было довольно много. Каждый год с помощью клеротериона избирали 6 тысяч новых судей. Кроме того, на тот или иной судебный процесс судей тоже назначали по жребию. Таким образом, случайное распределение было неотъемлемой частью осуществления судебной власти – жеребьевки проводились постоянно.


Жребий как двигатель карьеры


Зал Великого совета во дворце дожей в Венеции. Фото: Staatliche Museen zu Berlin

Практику древних греков частично позаимствовали европейцы в более поздние века. Известно, что с помощью жребия распределялись должности в средневековых Фландрии и Флоренции: записки с именами кандидатов опускались в мешочки и затем при распределении позиций вытягивались наобум. А в Брюгге с помощью жребия в XIII веке распределяли не только должности, но и торговые места.

Венецианская система представляла собой составную конструкцию: там с помощью жребия назначались не сами магистраты, а лица, которые выдвигали подходящих, на их взгляд, кандидатов. Затем Великий совет проводил тайное голосование, по результатам которого среди всех заявленных претендентов избирался тот, который занимал должность.

В европейской традиции административная жеребьевка активно использовалась до XVIII века, когда ей на смену пришли выборы, сведя долю случая к минимуму. Эти перемены можно рассматривать не просто как реформу бюрократического аппарата, но как отражение культурного и даже ментального переворота: люди больше не хотели отдавать свою судьбу на милость Богу или случаю – они намеревались управлять ею самостоятельно.

Впрочем, в прежние времена счастливый жребий мог способствовать продвижению не только в мирской, но и в религиозной сфере. В тибетском буддизме, например, известна традиция выбора далай-ламы путем жеребьевки. После смерти далай-ламы начинаются поиски ребенка, который стал новой реинкарнацией Будды. И в некоторых случаях имя мальчика вытягивалось из Золотой урны, когда кандидатов было несколько.

Жребий как доказательство в суде


Испытания весами в Аудеваторе. Фото: Wikimedia

Не только бывшие язычниками древние греки верили, что в случайности можно разглядеть божественную волю. Подобный взгляд на мир находил место и в христианском сознании. К примеру, христиане полагали, что с помощью жребия можно с высокой точностью определить степень виновности человека в суде. Сегодня это кажется абсурдом, однако в парадигме мышления средневекового человека в случайности не было ничего случайного. В Средние века, когда европейская цивилизация была на пике своей приверженности Церкви, люди полагали, что Бог является не высшим наблюдателем, а активным участником человеческих судеб. И в случае, когда один человек обвинял другого в совершении какого-либо преступления, для средневекового человека не было ничего более понятного и очевидного, чем апеллировать к самому главному судье – Богу.

Обвиняемого (а иногда и обвинителя) подвергали различным испытаниям – ордалиям. Самыми распространенными ордалиями были испытания каленым железом, водой, питьем и едой. Однако был среди этих жутких проверок и более гуманный метод – жребий. Именно этот способ определения виновника был одним из самых популярных в средневековой Руси. Кроме того, к жребию обращались и для разрешения спорных вопросов государственного и церковного управления, например для избрания архиепископов. В Новгородских летописях подробно описывается механизм подобной жеребьевки: на бересте писались имена кандидатов, каждое имя запекалось в хлебец, далее ребенок или юродивый выбирал хлебец, разламывал его – и открывалось, на кого «указует перст Божий». Похожие процедуры применялись и при судебных разбирательствах. 

Жребий как развлечение

Нью-йоркские игроки, 1867 г. Фото: The Lincoln Financial Foundation Collection

Однако жеребьевка использовалась и используется не только в практических и общественно полезных целях: иногда люди хотят сыграть с судьбой ради увеселения, а порой – и саспенса. 

Один из ярких примеров подобных заигрываний с судьбой – такие карточные игры, как штосс, или фараон, исход которых не зависит ни от навыков, ни от расчета игрока. Они являются жребием по своей сути. Фараон потому и был так популярен среди дворян в XIX веке, что предлагал испытать свою удачу – образно говоря, вытянуть жребий: один игрок загадывал карту и делал ставку, другой человек, банкомет, раскладывал колоду: карту налево, карту направо – и так до конца. В зависимости от того, куда ляжет загаданная игроком карта – справа или слева от банкомета, – игрок, делавший ставку, выигрывал или проигрывал. Как правило, такой тип карточной игры воспринимали как столкновение с фатумом – своей судьбой. Такое отношение к жребию и случайности в массовом сознании живо до сих пор. 

Стоит отметить, что в фараона проигрывали целые состояния, деревни, наследства и даже жен. Известна история, когда в 1802 году князь Александр Николаевич Голицын, мот и картежник, проиграл в карты свою жену – Марию Григорьевну Вяземскую. Об этом рассказывает в своей статье «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе XIX века» литературовед и исследователь русской культуры Ю.М. Лотман. Мария Григорьевна, действительно, развелась с мужем и вышла замуж за победителя – графа Льва Кирилловича Разумовского. Этот случай можно назвать вопиющим, если не знать, что Мария Григорьевна и граф Разумовский любили друг друга и, чтобы быть вместе, решили сыграть на слабости князя Голицына.

Еще один способ столкнуться с высшими силами и проверить, что написано на роду, то есть, иначе говоря, метафорически вытянуть свой жребий, – русская рулетка. Мероприятие, которое сложно назвать игрой – скорее развлечением для адреналиновых наркоманов. Исход русской рулетки приводит или к гибели человека, или дает ему колоссальное эмоциональное облегчение... И удовлетворение от того, что фортуна на его стороне и он вытянул счастливый жребий.

Лотерея так же является одной из развлекательных форм жребия, но в отличие от азартных игр с картами или оружием она заметно безопаснее. Это безобидный, но в то же время захватывающий способ испытать судьбу. Пощекотать нервы, проверить свою удачу и в конечном итоге даже сделать доброе дело – ведь часть денег от проведения лотерей во все времена направлялась на благотворительность.

Судьба или случай?


Игроки в кости и продавец птиц. Фото: Wikimedia

Идея сакральности и судьбоносности жребия близка людям и сегодня, в прагматичный век разума. По сей день мы бросаем монетку, когда нужно принять какое-то сложное решение или сделать неочевидный выбор. Загадываем, что сделаем то-то и то-то, если произойдет то-то и то-то. Что это, как не метафорическое бросание игральных костей и желание узнать свой жребий? Даже спустя века технического, научного и социального прогресса мы во многом не теряем мистического отношения к случайности и веры в фатум. И похоже, что до тех пор, пока человек существует, время от времени он будет бросать монетку, тянуть палочку или вслепую вынимать из мешочка записку, желая узнать, какой жребий ему выпадет на этот раз.

  1. Бюттен А.-М. Классическая Греция. — М.: Вече, 2006 — (Гиды цивилизаций)
  2. Гомер. Илиада. Л., «Наука», 1990. Перевод Н. И. Гнедича
  3. Люлина А. Проблема поиска реинкарнации Далай-ламы XIV в Китае // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2015. № 4. С. 87-102
  4. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.— М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II
  5. Оспенников Ю. Божий суд в древнерусском праве // Вектор науки ТГУ. №1(11). 2010
  6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: издательство «Наука», 1994.
  7. Рощин Е. «Неприкосновенный запас», номер 5, 2007 // Жребий как эгалитарный способ избрания
Автор Полина Лопусова
15 ОКТЯБРЯ 2023