Назад

Строительство городов и спасение сирот: лотереи как двигатель социального развития

История существования лотерей насчитывает многие столетия. И отношение к ним всегда было двойственное. С ними и боролись как с безнравственным развлечением, и порицали за разложение основ христианского благочестия, но в то же время использовали для строительства церквей, богоугодных заведений, а также активно пропагандировали в общегосударственных масштабах. По прошествии веков лотереи остаются актуальными и востребованными, но и споры вокруг них не утихают. Разбираемся, в чем же состоит социальное значение лотерей и почему с первых дней своего существования лотерея – это не только возможность выиграть приз, но и форма участия в жизни общества. 


Древнейший краудфандинг

Великая Китайская стена Великая Китайская стена. Фото: Victoria and Albert Museum

Лотерея – это не азартная игра, придуманная для обогащения ее организаторов, как думают одни люди, и не легкий способ разбогатеть, как считают другие. Одна из важнейших функций лотерей – развитие и финансирование социального сектора. Более того, лотерея и была придумана как мягкий и увлекательный способ привлечения людей к решению общественных проблем и поддержке социальных проектов, на которые у власти не хватало бюджетных средств. Вполне справедливо сказать, что лотерея – одна из древнейших форм краудфандинга, то есть коллективного финансирования. При этом, покупая билет, участник розыгрыша не просто отдает свои деньги на тот или иной проект, но и получает шанс на крупный выигрыш. 

Первые лотереи появились еще на заре цивилизации. Например, они проводились в Древнем Китае – в период существования империи Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Игра под оригинальным названием «байгэ пяо», что дословно переводится как «билет белого голубя», сегодня известна во всём мире как кено. Примерно с III века до нашей эры эта лотерея проводилась во многих китайских провинциях. Изначально в билетах для розыгрыша вместо чисел использовались иероглифы из классического философского трактата «Тысячесловие», поэтому иногда прообраз современного кено называли «игрой тысячи иероглифов».

Игра была настолько популярна среди населения, что власти провинций использовали ее, чтобы собрать средства для обеспечения армии и на финансирование социальных проектов. Существует версия, что лотерейные деньги привлекались даже для строительства Великой Китайской стены.

Лотерейный маркетинг и социальное участие по-европейски

Винные ревизоры в Брюгге. Именно должность винного ревизора разыгрывалась в лотерее, состоявшейся в Брюгге в 1441 году. Фото: Bayerische Staatsbibliothek

Европейская цивилизация не отставала от своего восточного соседа: игры со случаем и практику жеребьевки, из которой вышли в том числе и современные розыгрыши, знали еще в Древней Греции, а первые лотереи в собственном смысле этого слова начали проводить в Древнем Риме.

Но настоящий расцвет лотерей пришелся на конец Средних веков. Особенно интересен и примечателен пример расположенного в Западной Фландрии города Брюгге, освежившего в 2008 году общемировую известность благодаря фильму Мартина Макдонаха «Залечь на дно в Брюгге».

Сегодня Брюгге – небольшой город в Бельгии с населением чуть более 100 тысяч человек и славным прошлым. В Средние века Брюгге был одним из главных экономических и торговых центров Европы. Из Германии в Брюгге морем доставлялись мед, дерево, воск и шкуры животных, из Средиземноморья сюда везли шелк, из Франции – вина, из Барселоны – пряности, краски, драгоценные металлы. Благодаря своему удачному расположению близ моря и на пересечении многих сухопутных дорог Брюгге слыл центром европейской торговли и процветал. Однако Средние века стали для города не только временем расцвета, но и временем междоусобных войн и бунтов. В результате неудачного восстания против герцога Бургундии Филиппа Доброго, случившегося в первой половине XV века, Брюгге был лишен своих привилегий и обложен баснословным штрафом в 200 тысяч золотых монет. Это была неподъемная сумма даже для такого крупного торгового и ремесленного центра, как Брюгге – тут на помощь городским властям и пришла лотерея.

Тираж 1441 года стал историческим событием не только для одного средневекового фламандского города, но для всего мира в целом. Первый же розыгрыш, устроенный брюггенцами, оказался удачным: поступления от него в казну города составили почти 5% от общегодового бюджета – люди с удовольствием расставались с деньгами, чтобы испытать свою удачу. В результате лотереи стали ежегодным событием в Брюгге и распространились на всю Фландрию, а следом – и всю Европу.

Стоит отдать должное брюггенцам – к организации лотереи они подходили со всем имеющимся у них маркетинговым энтузиазмом: розыгрыш – событие, захватывающее само по себе, ведь на кону крупные суммы денег, а шансы разбогатеть у всех равны, но в Брюгге проведение лотерей превратилось в крупномасштабный праздник.

Розыгрыши проводились на одной из центральных площадей города, за несколько недель до начала розыгрыша глашатай в сопровождении барабанщика ходил по улицам и зазывал людей принять участие в лотерее, демонстрировались изображения призов: чаще всего это были дорогие предметы, навроде серебряной посуды, но иногда разыгрывалась готовая карьера – в некоторых тиражах в качестве приза можно было получить городскую должность. Розыгрыши нередко длились по несколько суток: глашатай зачитывал с помоста имя каждого участника лотереи и объявлял его результат (выиграл или нет), здесь же выступали акробаты, укротители животных, шуты и другие артисты – в результате в мероприятие так или иначе вовлекался весь город.

Деньги, полученные от лотереи, всегда шли на социальные или городские нужды: уплата налога, укрепление городской стены, реставрация городских ворот, сооружение канализации, строительство лечебницы для психически больных людей, строительство часовни и так далее. Организаторами розыгрышей чаще всего выступали городские власти, но к лотереям прибегали и частные организации – профессиональные гильдии, церковные приходы, школы, приюты для бедных.

Лотереи стали важным шагом в формировании социальной ответственности горожан: с одной стороны, за небольшие деньги они участвовали в увлекательной игре, в которой можно было получить полезный и дорогостоящий приз, и вместе с тем наслаждались массовыми гуляниями, с другой стороны, каждый из них вносил посильный вклад в общее благое дело и проявлял заботу о нуждающихся, что, безусловно, полностью соответствовало христианским идеалам.

Прагматичный гуманизм по-американски


Розыгрыш лотереи в Балтиморе, 1853 г.Розыгрыш лотереи в Балтиморе, 1853 г. Фото: Library of Congress 

Другой впечатляющий и любопытный пример использования лотерей – США XVIII-XIX веков. Не слишком большим преувеличением будет сказать, что Америка во многом строилась на деньги, собранные в результате проведения многочисленных лотерейных розыгрышей. Первое поселение англичан, организованное на восточном побережье Северо-Американского континента, Джеймстаун, выжило потому, что король Великобритании Яков I позволил британской Виргинской компании в 1612 году провести лотерею, на деньги от которой были закуплены провиант и другие припасы, спасшие жителей Джеймстауна от голода. К слову, организацией этого мероприятия занимался небезызвестный Джон Смит – капитан и колонизатор, которого в качестве чрезвычайно романтизированного персонажа можно увидеть в диснеевском мультфильме «Покахонтас».


Лотерейная тележка в Лондоне, июль 1826 г. Источник: Ashton, A History of English Lotteries/ Wikimedia.org

Кампания по спасению Джеймстауна стала началом настоящего лотерейного бума. В США лотереи буквально поставили на службу общественным интересам. Принцип устройства игры был тот же, что в Брюгге, хотя прагматичным американцам, бесспорно, не хватало фантазии и маркетинговой страсти фламандцев. Тем не менее лотереи в Америке проводились повсеместно, удачно сочетая в себе азарт и благочестие: на собранные деньги строились больницы, дороги, приюты и даже целые города – Филадельфия, Нью-Йорк, Бостон. По сути, для Америки того времени лотереи стали мягкой формой налогообложения. Люди добровольно и с охотой участвовали в розыгрышах, понимая, куда именно идут их деньги.

Популярность лотерей в США была невероятной. Причем в Штатах были распространены не только государственные, но и частные лотереи. Так, только в одной Пенсильвании в 1832 году проходили тиражи сразу 420 лотерей на общую сумму более 53 млн долларов.

Билет лотереи Штата Луизиана, 1889 г.Билет лотереи Штата Луизиана, 1889 г. Фото: Louisiana State Lottery Company

Помимо социальных проектов и развития инфраструктуры, организаторы розыгрышей уделяли особое внимание сфере образования. В XVIII-XIX веках в Америке активно проводились так называемые университетские лотереи, деньги от которых шли на строительство библиотек, школ, колледжей и университетов – в том числе старейших учебных заведений, по сей день возглавляющих списки самых престижных вузов во всём мире: Гарвардского, Принстонского, Йельского, Колумбийского университетов, Дартмутского колледжа и других.

В 1788 году Гарвард задумал приобрести планетную систему стоимостью 2250 долларов, собранную известным часовщиком Джозефом Поупом. Для этих целей тоже была организована лотерея. Университет напечатал 3 тысячи лотерейных билетов, которые продавались за два доллара каждый. Главный приз составлял 1 тысячу долларов, также выплачивались менее крупные награды. Лотерея прошла успешно: билеты были проданы, победители найдены, а планетная система куплена. Более того, университет заработал сверху еще 400 долларов, что по тем временам были совсем немалые деньги.

Удачный опыт вдохновил руководство Гарварда на дальнейшее использование практики лотерей для решения существующих задач. Самым прибыльным стал последний тираж, организованный в 1806 году: по итогам розыгрыша университет выручил 29 тысяч долларов. На эту, без преувеличения, баснословную сумму построили Холворти Холл – общежитие для первокурсников – и отремонтировали Массачусетс Холл – старейшее сохранившееся здание Гарвардского колледжа, первое британское высшее учебное заведение в США.

Благочестие и поддержка по-русски

Торговая площадь в НовгородеТорговая площадь в Новгороде, XVII век. Фото: Wikimedia.org

В России исторически и культурно сложилось так, что лотереи были неразрывно связаны с идеей благотворительности – этого требовал один из нерушимых христианских постулатов о необходимости помогать нуждающимся. Поэтому целевой аудиторией лотерей были дворяне и купцы – словом, люди состоятельные. Игра в лотерею была милой забавой, за призами не гнались, тем более что в России, как правило, в лотерею не разыгрывали деньги: в качестве призов выступали памятные и ценные предметы, одежда (чаще всего шубы), серебряная посуда. Иными словами, с помощью лотереи человек не мог поправить свои финансовые дела – единственной целью розыгрышей было в форме необременительного развлечения оказать помощь нуждающимся. Участвовать в лотерее, кроме того, было почетно, так как пожертвования носили статусный характер: купцы в некотором роде соревновались между собой суммами, потраченными на благотворительность.

В царской России XIX века были популярны лотереи-аллегри – это тип розыгрыша, в котором выигрыш определяется сразу после покупки билета. К примеру, в Томске лотереи-аллегри проводились каждый год – 30 или 31 декабря. Розыгрыши были организованы как светские мероприятия – в здании Общественного собрания. Отдельно оплачивался вход – 50 копеек, отдельно лотерейный билет – 25 копеек. То есть посещение розыгрышей было событием само по себе, как театр или музыкальный вечер. Собранные деньги шли на поддержку приютов, больниц, выдачу в течение года пособий голодающим.

Дворянское собрание в екатерининские времена. В.Я. ЧемберсДворянское собрание в екатерининские времена. Фото: Wikimedia.org 

Несмотря на то что лотереи не были самым распространенным досугом для состоятельных томичей, денежные сборы от их проведения ежегодно превышали результаты других благотворительных мероприятий: на лотереи люди приходили с конкретной целью – жертвовать деньги, в то время как спектакли, музыкальные вечера, маскарады всё же были направлены преимущественно на развлечение собравшейся публики. В среднем за одну лотерею удавалось выручить более 3 тысяч рублей, в то время как на маскарадах люди жертвовали порядка 900 рублей, а театральный благотворительный сбор так и вовсе приносил около 500 рублей.

В начале XX века количество проводимых тиражей резко увеличилось. Причиной тому стала Первая мировая война: благотворительные общества собирали средства для помощи раненым солдатам и госпиталям.

Благотворительный базар в залах Российского Благородного Собрания в марте 1903 года. Благотворительный базар в залах Российского Благородного Собрания в марте 1903 года.Стол Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны на Благотворительном базаре в залах Российского Благородного Собрания, март 1903 г. Источник: На рубеже двух веков (XIX—XX) : Бесплатная премия к газете «Московский листок» за 1910 г./ Wikimedia.org

Так как русская лотерея имела мало общего с азартом, зато помогала нуждающимся, она считалась делом благочестивым. А потому проведением розыгрышей не брезговали и религиозные деятели. Так, Иоанн Шанхайский при помощи лотереи смог спасти свой сиротский приют имени Тихона Задонского, открытый в Шанхае. В нем воспитывались дети русских эмигрантов и местного населения, в результате революции и многочисленных войн оставшиеся без родителей. За время своего 15-летнего существования в Шанхае приют воспитал более 5 тысяч детей.

Для содержания приюта Иоанн Шанхайский активно привлекал средства частных благотворителей, однако их катастрофически не хватало. Дети были вынуждены работать, чтобы поддерживать сиротский дом на плаву: было организовано козье хозяйство, продавалось кофе под собственной маркой - «Т. З.», пеклись пирожки на продажу... И, конечно, проводились благотворительные лотереи. Выиграть можно было шампанское, кружева, корзину с шоколадом, серебряную посуду, меха, ящик пива. Эта нехитрая мера позволила сиротам выжить в сложные времена.

Советская Россия, напротив, лотереи не одобряла – как мелкобуржуазное развлечение. Кроме того, в свободной от монархического гнета России тиражи на первых порах проводились без какого-либо учета, контроля и кем попало, а потому часто приводили к спекуляциям и мошенничествам. В итоге в 1918 году проведение лотерей было запрещено советской властью. Однако принятая мера фактически не действовала. Лотереи продолжали устраивать и органы власти на местах, и общественные организации. Как указывает историк советских лотерей Е.В. Ковтун, за 1919 год в стране прошло больше 100 лотерей – в два раза больше, чем до запрета.

Реклама лотерейного розыгрыша в Ленинграда, 1930 г.Реклама лотерейного розыгрыша в Ленинграде, 1930 г. Фото: pastvu.com

Но когда стало ясно, что существующий бюджет не может обеспечить нужды социальной сферы, лотереи в полной мере вернулись в легальное поле. В целом отношение советской власти к лотереям постоянно менялось от запретов до крупномасштабной пропаганды – в зависимости от актуальных социальных задач и имеющихся проблем.

В помощь спорту

Олимпийский Мишка. Фото: М. Боташев / Главархив Москвы/ mos.ru

Своего расцвета советские лотереи достигли в 70-80-е годы XX века, когда было запущено легендарное «Спортлото» – первая полностью добровольная советская лотерея, которая пользовалась бешеной популярностью. Организатором лотереи был Спорткомитет СССР, а деньги от проведения шли на финансирование советского спорта. Если учитывать доход от всех спортивных лотерей, организованных Спорткомитетом СССР, то лотерейные деньги обеспечили до четверти бюджета Олимпийских игр 1980 года, а в розыгрышах «Спортлото», по некоторым оценкам, участвовало до 70% взрослого населения страны.

В современной России лотереи также являются важной финансовой частью социального сектора. В своем развитии они продолжают традицию советских спортивных лотерей, так как часть средств от проведения розыгрышей по закону «О лотереях» направляется на поддержку и развитие физической культуры и спорта. 

Размер целевых отчислений составляет 10% от разницы между суммой выручки оператора лотереи от продажи билетов и суммой сформированного в соответствии с условиями лотереи призового фонда. На конец сентября 2022 года общий объем целевых отчислений за годы проведения государственных лотерей под брендом «Столото» составил 19,8 млрд рублей, а объем всех перечисленных налогов и сборов в бюджеты разных уровней РФ (включая целевые отчисления) — 43,4 млрд рублей.
В последние годы российские лотереи всё больше возвращаются к идее игровой благотворительности: при помощи розыгрышей поддерживаются различные благотворительные фонды и социальные службы, центры гуманитарной помощи и приюты. Например, крупнейший распространитель гослотерей «Столото» поддерживает благотворительные фонды и НКО в рамках программы корпоративной социальной ответственности, неся расходы на эти цели сверх установленных законом целевых отчислений. А в апреле 2023 года был организован специальный благотворительный тираж «Русского лото», приуроченный к празднику Пасхи. Часть средств от его проведения – более 58 млн рублей – была направлена православной службе помощи «Милосердие», которая помогает людям с инвалидностью, малообеспеченным семьям, одиноким старикам, бездомным и другим людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.

Таким образом, на протяжении всей истории лотерея – это не только небольшой, но реальный шанс разбогатеть для каждого участника розыгрыша, но и способ добровольного участия граждан в решении социальных проблем.

1.  Jan Dumolyn, Jeroen Puttevils, Thais Aerts, Frank Demeyere, Lennert Lapeere, Jannie Haek, Tom Naegels. At Brugghe ende eldere, omme daer advis te hebe hoe men daer de lotinghen ghedaen hadde

2. Евгений Ковтун, Азарт в Стране Советов: В 3 т. Т. 2: Лотереи — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2012

3. Сергей Мануков,  Джекпот капитализма. Как Америка воевала и строила на лотерейные деньги 

Автор Полина Лопусова
16 ОКТЯБРЯ 2023