#крафт

Как научиться стоять на своем

Настойчивость в общении с людьми – умение, без которого сложно достичь успеха в любой сфере жизни, будь то отношения с близкими людьми или профессиональная среда. Но как научиться говорить «Нет», не идя на конфликт? Психолог Ярослав Росоха раскрыл несколько секретов общения, которые помогут вам в любой ситуации.

Умение стоять на своем приводит к вполне ощутимым результатам. Именно такая история произошла с Кириллом Лисовским из Ставропольского края. Мужчина выбрал билет «Жилищной лотереи» в «Пятерочке» на кассе, но у кассира возникли трудности с его сканированием. В ответ на предложение заменить билет Кирилл отказался и настоял, что хочет купить именно его. Интуиция не подвела: билет принес мужчине выигрыш – загородный дом.

Каждый из нас хотя бы однажды был вынужден идти на серьезные уступки другому человеку из-за того, что не смог сказать вовремя простое «нет». Мы часто находим веские причины, чтобы согласиться на заведомо невыгодное предложение и связать себя ненужными обязательствами. Это происходит потому, что мы втайне надеемся получить от противоположной стороны за свою уступку что-то большее.

В надежде на повышение и карьерное развитие сотрудник готов бесконечно идти на уступки начальнику, выполняя самую черную работу. Но ирония в том, что никаких стимулов повышать такого работника у начальника нет. Зачем? Ведь у него есть исполнительный подчиненный, который делает то, от чего отказываются другие. В результате повышение становится все более призрачным, а требования к человеку постоянно растут.

Психолог Ярослав Росоха считает, что можно научиться говорить «нет» без конфликтов

Чтобы не попасться в эту ловушку, вы должны четко разграничить для себя понятие выгоды потенциальной и выгоды реальной.

Потенциальная выгода – это то, что вы придумали себе сами. Вам кажется, что если вы будете покладистым, вторая сторона обязательно поощрит вас тем, о чем вы мечтаете. И поскольку ваши ожидания кажутся вам очевидными, то вы даже не проговариваете их вслух. А потом удивляетесь: «Как со мной могли так поступить? Ведь это нечестно!»

Выгода реальная – это возможность избежать вполне конкретных издержек здесь и сейчас, которые вы воспринимаете как необходимость уступки для получения иллюзорного блага в будущем.

Проблема в том, что очень часто человек не способен оценить, какую именно потенциальную выгоду он ждет. И очень часто это могут быть не материальные, а эмоциональные вещи. Такие, как поощрение, участие, признание.

Очень важно научиться вести внутренний диалог, понимать, чего вы на самом деле хотите и начать говорить «нет» в тех случаях, когда ситуация развивается совсем не так, как нужно.

Вот несколько советов, которые вам помогут:

Определитесь с целью. Разберитесь, какую цель преследуете вы, а какую – ваш собеседник. Это первый шаг к тому, чтобы договариваться о чем-либо, который поможет вам правильно выставить личные границы и не позволить на себе ездить. Вообще это очень важно – иметь цель. Тогда все предложения либо соответствуют (приближают) к вашей цели, либо мешают. Всегда рассматривайте ваше общение в профессиональной среде именно с такой точки зрения.

Разграничивайте понятия рабочего и личного времени

Берите время на размышления. Вместо того, чтобы сразу согласиться, попробуйте уйти от ответа, обязательно указав, сколько времени вам потребуется для принятия решения. Таким образом и вы сможете хорошенько взвесить все «за» и «против», и ваш собеседник не будет чувствовать себя ущемленным. Так можно поступать совершенно в любой ситуации и это является общепринятой нормой. Вы же не стесняетесь сказать продавцу в магазине, что еще подумаете и, может быть, вернетесь?

Уважайте свои цели. Чтобы отстаивать свои позиции, нужно понимать и осознавать важность своих целей. Важно ежедневно восстанавливать их в памяти, каждый раз добавляя туда новые краски, раз за разом оживляя образ достижения результата. Это придаст вам не только силу для движения к своей цели, но и позволит сохранять трезвость рассудка при любом разговоре.

Управляйте своими эмоциями. Даже если очень сильно захочется сказать «да», остановитесь на секунду и просто сделайте вдох-выдох, выравнивая свое эмоциональное состояние. И тогда никакое настроение не позволит вам принять неверное решение. Когда человек находится в состоянии эйфории, у него создается иллюзия, что он может все, но в долгосрочной перспективе оказывается, что это далеко от действительности. А в депрессивных состояниях человек начинает терять себя и важность своих целей, поэтому тут важно привести себя в порядок, прежде чем что-то отвечать. Вообще это необходимо взять себе за правило – не принимать решений под влиянием эмоций.

Взвешивайте все «за» и «против»

Четко говорите «нет». Важно сказать «нет» так, чтобы ваш собеседник действительно вас понял и услышал. Для усиления этого эффекта, можно подкрепить свой отказ жестом. Для еще большего усиления эффекта, можно представить, что вы разрезаете пространство между вами и на этом месте выпростает огромная, крепкая кирпичная стена. Так же используйте силу голоса. Стоит сделать вдох, прежде чем сказать нет, смотря в глаза собеседнику.

Отбросьте страхи и сомнения. Говоря «нет», вы наоборот приобретаете новое уважение в глазах своего собеседника. Ведь вы стоите на своем и не идете на уступки. Это формирует уважение к себе, и именно исходя из этого вас будут оценивать окружающие. Возможно, в краткосрочной перспективе, вам может показаться, что ваш отказ чуть ли не фатален. Но в долгосрочной перспективе это выльется в то, что вы повысите чувство своего достоинства.