#крафт

Как придумать и запустить детский конструктор

Российский математик совершил настоящее научное открытие, которое нашло практическое воплощение и теперь получает признание по всему миру. Речь идет о российском конструкторе «Фанкластик», у которого есть все шансы стать нашим ответом Lego. О том, как рождаются подобные проекты, мы поговорили с его автором Дмитрием Соколовым.

Дмитрий Соколов – математик, изобретатель конструктора «Фанкластик»

Пространственная решетка

В начале каждого научного проекта лежит гипотеза. Точно так же было и у меня. Причем, нельзя сказать, что эта гипотеза такая уж молодая. Впервые она была сформулирована несколько столетий назад, когда все научные открытия осуществлялись фактически наощупь. В далеком 1611 году Иоганн Келлер, рассматривая упавшие на ладонь снежинки, заметил, что их форма зависит от особого расположения составляющих их частиц. Наблюдение было зафиксировано ученым в произведении «О шестиугольных снежинках». По сути это дало начало теории пространственной решетки, которая сегодня активно применяется в науке и промышленности.

Рождение идеи

Именно эту идею я и подхватил три года назад, когда играл с детьми в Lego. Внезапно мне вспомнилось мое детское раздражение по поводу ограниченных возможностей в креплении деталей в конструкторах. Но если в детстве я даже придумать не мог, как обойти эти рамки, то теперь, окончив Бауманку и начав работать программистом, я понял, что передо мной рядовая геометрическая задача.

Немного поразмыслив, я вывел точное математическое определение будущей детали. Для неподготовленного читателя оно будет звучать непонятно. Но все же я воспроизведу: «Трехмерное пространство. Декартова система координат. Обе решетки кубические. Узлы первой решетки лежат в точках, у которых все три координаты четные числа. Узлы второй решетки лежат в точках, у которых все три координаты нечетные числа…» ну и так далее.

Когда я закончил расчет, стало ясно, что у меня родилась идея игрушки, построенная на гипотезе, которая столетиями оставалась у всех на виду. Более того, подобный принцип трехмерного моделирования за все это время – при очевидном изобилии конструкторов всевозможных видов – не использовался ни в одной игрушке. Хотя он мог бы способствовать развитию у детей пространственного и креативного мышления.

«Окончив Бауманку и начав работать программистом, я понял, что передо мной рядовая геометрическая задача»

Защита идеи

Когда я решил математическую задачу, идея того, как мог бы выглядеть идеальный конструктор вживую, не оставляла меня несколько дней. И тогда я решил перейти к инженерному этапу.

Первым местом, куда я пошел со своей идеей, стала моя работа – Храпуновский инструментальный завод в Подмосковье, где я отлаживал системные процессы. Во времена СССР предприятие выпускало металлорежущий инструмент, а после краха Советского Союза взялось за упаковочную продукцию и довольно скоро преуспело.

В результате долгих рассказов и презентаций мне удалось заразить своей идеей директора ХИЗ Сергея Халтурина. Мы сошлись на том, что у этого проекта есть большой потенциал. Но чтобы воплотить его в жизнь, нам предстояло пройти путь, полный препятствий, и каждый минус перевести в плюс.

Запуск

Самой большой трудностью на первом этапе, как и при рождении любой другой идеи, стала реализация. Нам было нужно произвести прототип детали, экономичной по материалу, технологичной по изготовлению и надежной при соединении.

Моей задачей было написать программу для автоматизации производства и заказать пресс-формы. Первые образцы были заказаны в Китае, обошлись в 14 тысяч долларов и не обеспечивали то качество, к которому мы стремились. Выпущенные в ходе испытаний пробные детали не стыковались полностью, из-за чего конструкция могла развалиться. Мы закупили в Германии сырьё и решили рискнуть: заказ на новые пресс-формы получила уже российская компания. Спустя несколько месяцев нам удалось выпустить первые восемь пробных комплектов конструктора из экологически чистого и безопасного пластика АБС, с использованием немецких гранул и уникальных пресс-форм.

«Самой большой трудностью на первом этапе, как и при рождении любой другой идеи, стала реализация»

Испытание

Затем последовал период полевых испытаний в школе. Я предложил нескольким московским школам взять «Фанкластик» бесплатно на уроки конструирования. Дети начали собирать модели и довольно скоро обнаружили недостатки. В наших первых комплектах были слишком темные детали, а школьникам хотелось ярких цветов. Кроме того, соединение деталей оказалось слишком жестким для детских рук.

Тестирование в школах продолжалось на протяжении двух лет и помогло значительно усовершенствовать конструктор. Мы исправили все недостатки и летом 2015 года выпустили дебютную коммерческую партию — по 1000 наборов на каждый из восьми артикулов. На этом этапе мы оказались перед новым препятствием: имея на складах готовый товар, мы понятия не имели, как подступиться к продажам.

Коммерческой жилкой проект обязан Нине Мышанской, которая на тот момент уже больше 20 лет занималась продвижением детских товаров и, в частности, собственными руками вывела на российский рынок конструктор Lego. Она убедила основных оптовиков и участников ретейла взять новинку на реализацию. Однако первые продажи были неубедительными: по коробке и внешнему виду покупатель не понимал, в чем уникальность отечественного продукта.

На этой стадии нам пришлось искать свою собственную формулу продвижения, и мы решили покорять интернет. Я разработал видеоуроки по сборке самых популярных моделей и опубликовал на сайте энциклопедию конструкторов. Мы отправили наборы блогерам и продолжили сотрудничать со школами.

Нашим лайфхаком стало участие в образовательных выставках и ярмарках. Мы хорошо знали преимущества своего продукта и делали ставку на его развивающие стороны. В рамках Федеральной экспериментальной площадки Ассоциации участников рынка артиндустрии и Федерального института развития образования появилась программа «Мастерская конструирования Фанкластик». По результатам обсуждения на кафедре технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем МПГУ курс был рекомендован для дополнительного образования детям в возрасте 7-12 лет.

В финале 2017 учебного года «Фанкластик» со своими специальными обучающими программами вышел на всевозможные образовательные уровни: олимпиады, выставки, мастер-классы и технопарки с географией от Ялты и Гатчины до Мурманска и Владивостока.

«В наших первых комплектах были слишком темные детали, а школьникам хотелось ярких цветов»

Экспансия

К сегодняшнему дню образцы нашего конструктора увидели во многих уголках света: от крупнейшей мировой выставки игрушек в Нюрнберге до многочисленных мероприятий в городах по всей России. Заявки на патент нашего изобретения поданы в 11 странах. Три из них подтверждены: в Китае, США и Японии. К выходу на европейский рынок подготовили экспортное предложение, отвечающее мировым стандартам.

Специально для международного рынка создан макет новой упаковки, переведенный на семь языков, доработаны детали версии 2.0, над которыми трудились с февраля 2017 года. Детали станут приятнее на ощупь, менее ребристыми. Планируется обновить ассортимент: вместо существующих наборов будут выпущены 16 новых, при этом лишь некоторые из них будут копировать уже имеющиеся.

Конечно, мы не строим иллюзий в отношении капитуляции мирового рынка, однако уверены в сильных сторонах продукта и намерены устроить достойный баттл с основными конкурентами.