«Русское лото»: самые яркие театральные заставки
Фото: из личного архива Михаила Борисова
В 2024 году «Русское лото» празднует тридцатый день своего рождения *. Пробный тираж лотереи состоялся 9 августа 1994 года, а спустя два месяца – 16 октября 1994 года – на экраны вышел первый официальный розыгрыш. В честь этого события вспоминаем, с чего начиналась знаменитая лотерея, и рассказываем о самых ярких и необычных театральных заставках, которые открывали выпуски «Русского лото» в первые годы его существования.
Театральные сценки стали одной из визитных карточек «Русского лото». Они длились около трех минут и регулярно выходили в эфир вплоть до начала 2000-х. Автором сценариев и режиссером большинства из них был сам Михаил Борисов. Он же, как правило, исполнял главные роли. Постоянными соавторами Борисова были актрисы и его помощницы Екатерина Гусева и Анна Маркова, а также режиссер Владимир Пучков и барабанщик Александр Белоусов. В рамках этого формата Борисов сыграл множество исторических и литературных персонажей, среди которых старик из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», Чарли Чаплин, папа Карло, Али-Баба, Фагот из «Мастера и Маргариты», Архимед, Ломоносов и многие другие.
33-й тираж «Русского лото», состоявшийся 28 мая 1995 года, открывается трехминутной шуточной сценкой из «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина. Роль Золотой Рыбки исполняет получивший дар речи автомобиль, разыгрываемый в лотерею.
Этот сказочный материал был выбран Михаилом Борисовым неслучайно. Тираж носит 33-й номер, поэтому его тематика связана с символикой числа 33 в сказках Александра Сергеевича Пушкина. А связей, оказывается, много. Именно в 1833 году Пушкин написал и сказку про Золотую Рыбку, и «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», тогда же возник последний сказочный замысел великого поэта, из которого год спустя получилась «Сказка о золотом петушке».
Число 33 прочно обосновалось не только снаружи, но и внутри сказочных произведений Пушкина. Ведь именно с зачина «Сказки о рыбаке и рыбке» начинается 33-й тираж «Русского лото»:
При этом в «Сказке о царе Салтане» тоже возникает число 33 – именно таково количество выходящих из моря богатырей, которые охраняют чудесный остров.
Однако числовая символика 33-го тиража «Русского лото» на этом не заканчивается. Специальным гостем на передаче была телеведущая Анна Шатилова, которая к тому моменту проработала на телевидении ровно 33 года. Таким образом, вокруг номера тиража выстраивается рассказ о нескольких культурных и исторических событиях, который ненавязчиво вплетается в розыгрыш лотереи. Этот принцип применялся и для большинства других театральных зарисовок «Русского лото».
41-й тираж «Русского лото» начинается бодрой сценкой из «Трех мушкетеров». Борисов в роли Портоса фехтует с телевизионным оператором, который изображает кардинала. Интересно, что члены тиражной комиссии в этом тираже тоже надели костюмы мушкетеров. Почему мушкетеры? Всё просто: 41-й тираж – это 4 и 1, то есть четверо мушкетеров против одного кардинала.
48-й тираж «Русского лото» состоялся 10 сентября 1995 года и был посвящен Михаилу Ломоносову, а если точнее – одному из фундаментальных физических законов, сформулированному великим русским ученым в 1748 году.
В письме от 5 июля 1748 года Ломоносов писал своему коллеге Леонарду Эйлеру, который жил тогда в Пруссии:
Это и есть всеобщий закон сохранения материи и движения, который был одним из главных постулатов физической теории Ломоносова и стал одним из важных шагов к открытию законов сохранения в том виде, в каком они вошли в физическую науку в XIX веке. Этому закону Михаил Борисов и посвятил открывающую сценку 48-го тиража «Русского лото», в которой он исполняет роль Михаила Ломоносова и примеряет его закон на правила игры в «Русское лото».
Тираж «Русского лото» под номером 50 начинается сценкой из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Связь здесь простая: 50 – это номер «нехорошей квартиры», откуда в булгаковском романе сначала пропадают люди и куда затем заселяется Воланд со своей свитой.
Для открытия тиража Михаил Борисов выбрал двенадцатую главу «Мастера и Маргариты», в которой действие происходит на сцене театра Варьете. Он исполнил роль Фагота и даже показал в прямом эфире фокус с исчезновением головы.
98-й тираж «Русского лото» Михаил Борисов посвятил одному из самых известных живописных полотен в истории русского искусства – картине «Богатыри», которую Виктор Васнецов написал в 1898 году. Собственно, год написания и стал поводом вспомнить васнецовских богатырей именно в 98-м тираже «Русского лото». Но Борисов не просто сообщает этот факт зрителям, он в прямом эфире «оживляет» персонажей картины, разыгрывая шуточный разговор, в котором величественные богатыри ожидают приближающийся тираж «Русского лото».
Знакомство с ранними тиражами «Русского лото» также дает представление о генеалогии этой лотереи и ее месте в истории страны. Ведь изначально успех «Русского лото» был завязан не только на желании выиграть. Оно, конечно, лежит в основе любой лотерейной игры. Но в то же время «Русское лото» с первых дней своего существования – начиная с самой идеи и названия – вписывало себя в общую ткань народной жизни на символическом уровне. Именно поэтому так важны те отсылки к русской и мировой истории и культуре, которые мы обнаруживаем на старте «Русского лото».
В рамках своего жанрового своеобразия придуманное Михаилом Борисовым шоу делало важную работу по популяризации и освоению того исторического и художественного материала, на котором строилась жизнь обновленной страны. И через театральные зарисовки, и через гостей, которых приглашали в студию, «Русское лото» подсвечивало то, что объединяло общество в прошлом и объединяет его в настоящем – от Пушкина, Ломоносова, Васнецова и Шишкина до всеми любимых фильмов про мушкетеров, сказки о Буратино и самых популярных на тот момент звезд эстрады, делавших музыкальные номера в финале розыгрышей. Получалась своего рода театральная солянка, собранная из разнородных, но всем знакомых элементов, где историческое органично соседствовало с актуальным. В этом смысле зарисовки «Русского лото», если сделать скидку на заведомо ироничную и подчеркнуто юмористическую подачу, стоят в одном ряду со знаменитой рекламой банка «Империал».
Заданный в середине 1990-х импульс на поиск общей истории и общих смыслов в какой-то степени сохраняется в «Русском лото» по сей день. Более того – «Русское лото» оказалась одной из немногих лотерей, которая не просто пережила 1990-е, но вышла из них в статусе общенациональной игры. Она сама стала символом, объединяющим людей. И сегодня, как и 30 лет назад, «Русское лото» остается семейной лотереей, которая каждое воскресенье дарит возможность собраться вместе, чтобы в теплой атмосфере провести время с друзьями и близкими, разделив эмоции от розыгрыша.
В 2024 году «Русское лото» празднует тридцатый день своего рождения *. Пробный тираж лотереи состоялся 9 августа 1994 года, а спустя два месяца – 16 октября 1994 года – на экраны вышел первый официальный розыгрыш. В честь этого события вспоминаем, с чего начиналась знаменитая лотерея, и рассказываем о самых ярких и необычных театральных заставках, которые открывали выпуски «Русского лото» в первые годы его существования.
Театр и знания
Концепция «Русского лото» с самого начала предполагала не только розыгрыш призов, но и красочное шоу. Так остается и поныне. Но формат первых выпусков отличался от того, что мы видим в современной лотерее. Это был период экспериментов и поиска формы. Например, одной из неотъемлемых составляющих первых выпусков «Русского лото» были уникальные театральные заставки, которые придумывал и ставил легендарный Михаил Борисов. Открывающие сценки, построенные вокруг культурных и исторических событий, не только придавали лотерее своеобразие и развлекали зрителей, но и несли познавательную функцию. Вот как рассказывал об этом сам Михаил Борисов:
«Нам требовался ход, который привлек бы людей. Я решил соединить игру и познавательную программу. Мне очень хотелось, чтобы участники не только следили за розыгрышем, но и получали интересную информацию. Тогда я решил, что каждый номер тиража будет посвящен соответствующему году. Каждую неделю ходил в театральную библиотеку, выбирал важное событие из истории России и мировой культуры, которое пришлось на интересующий год. Этому событию посвящался тираж: приглашались определенные гости, подбирались музыкальные номера и оформление студии. В итоге получилась не просто лотерея, а культурно-развлекательная, даже культурно-познавательная программа».
33-й тираж – «Сказка о рыбаке и рыбке», 28 мая 1995 года
Фото: РИА Новости33-й тираж «Русского лото», состоявшийся 28 мая 1995 года, открывается трехминутной шуточной сценкой из «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина. Роль Золотой Рыбки исполняет получивший дар речи автомобиль, разыгрываемый в лотерею.
Этот сказочный материал был выбран Михаилом Борисовым неслучайно. Тираж носит 33-й номер, поэтому его тематика связана с символикой числа 33 в сказках Александра Сергеевича Пушкина. А связей, оказывается, много. Именно в 1833 году Пушкин написал и сказку про Золотую Рыбку, и «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», тогда же возник последний сказочный замысел великого поэта, из которого год спустя получилась «Сказка о золотом петушке».
Число 33 прочно обосновалось не только снаружи, но и внутри сказочных произведений Пушкина. Ведь именно с зачина «Сказки о рыбаке и рыбке» начинается 33-й тираж «Русского лото»:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Однако числовая символика 33-го тиража «Русского лото» на этом не заканчивается. Специальным гостем на передаче была телеведущая Анна Шатилова, которая к тому моменту проработала на телевидении ровно 33 года. Таким образом, вокруг номера тиража выстраивается рассказ о нескольких культурных и исторических событиях, который ненавязчиво вплетается в розыгрыш лотереи. Этот принцип применялся и для большинства других театральных зарисовок «Русского лото».
41-й тираж – «Д’Артаньян и три мушкетера», 23 июля 1995 года
41-й тираж «Русского лото» начинается бодрой сценкой из «Трех мушкетеров». Борисов в роли Портоса фехтует с телевизионным оператором, который изображает кардинала. Интересно, что члены тиражной комиссии в этом тираже тоже надели костюмы мушкетеров. Почему мушкетеры? Всё просто: 41-й тираж – это 4 и 1, то есть четверо мушкетеров против одного кардинала.
48-й тираж – «Ломоносов», 10 сентября 1995 года
Фото: РИА Новости48-й тираж «Русского лото» состоялся 10 сентября 1995 года и был посвящен Михаилу Ломоносову, а если точнее – одному из фундаментальных физических законов, сформулированному великим русским ученым в 1748 году.
В письме от 5 июля 1748 года Ломоносов писал своему коллеге Леонарду Эйлеру, который жил тогда в Пруссии:
…все изменения, совершающиеся в природе, происходят таким образом, что сколько к чему прибавилось, столько же отнимется от другого. Так, сколько к одному телу прибавится вещества, столько же отнимется от другого, сколько часов я употребляю на сон, столько же отнимаю от бдения и т.д. Этот закон природы является настолько всеобщим, что простирается и на правила движения: тело, возбуждающее толчком к движению другое, столько же теряет своего движения, сколько отдает от себя этого движения другому телу.
50-й тираж – «Мастер и Маргарита», 24 сентября 1995 года
Фото: АмедиаТираж «Русского лото» под номером 50 начинается сценкой из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Связь здесь простая: 50 – это номер «нехорошей квартиры», откуда в булгаковском романе сначала пропадают люди и куда затем заселяется Воланд со своей свитой.
Для открытия тиража Михаил Борисов выбрал двенадцатую главу «Мастера и Маргариты», в которой действие происходит на сцене театра Варьете. Он исполнил роль Фагота и даже показал в прямом эфире фокус с исчезновением головы.
98-й тираж – «Богатыри», 25 августа 1996 года
Фото: Павел Бедняков / РИА Новости98-й тираж «Русского лото» Михаил Борисов посвятил одному из самых известных живописных полотен в истории русского искусства – картине «Богатыри», которую Виктор Васнецов написал в 1898 году. Собственно, год написания и стал поводом вспомнить васнецовских богатырей именно в 98-м тираже «Русского лото». Но Борисов не просто сообщает этот факт зрителям, он в прямом эфире «оживляет» персонажей картины, разыгрывая шуточный разговор, в котором величественные богатыри ожидают приближающийся тираж «Русского лото».
Дух времени
Выпуски «Русского лото» первых лет сегодня воспринимаются как своего рода машина времени: в них сохраняется дух эпохи, поэтому их интересно смотреть и сейчас. Кроме того, просмотр архивных передач дает некоторое представление о том, каким было российское телевидение в 1990-х годах. Эксперименты с формой, рискованные прямые эфиры, необыкновенная творческая энергия, постоянный поиск новых креативных решений, легкая наивная бодрость и вынужденная, ввиду скромных бюджетов, сдержанность в средствах подачи – всё это очевидно в выпусках «Русского лото» тридцатилетней давности.В рамках своего жанрового своеобразия придуманное Михаилом Борисовым шоу делало важную работу по популяризации и освоению того исторического и художественного материала, на котором строилась жизнь обновленной страны. И через театральные зарисовки, и через гостей, которых приглашали в студию, «Русское лото» подсвечивало то, что объединяло общество в прошлом и объединяет его в настоящем – от Пушкина, Ломоносова, Васнецова и Шишкина до всеми любимых фильмов про мушкетеров, сказки о Буратино и самых популярных на тот момент звезд эстрады, делавших музыкальные номера в финале розыгрышей. Получалась своего рода театральная солянка, собранная из разнородных, но всем знакомых элементов, где историческое органично соседствовало с актуальным. В этом смысле зарисовки «Русского лото», если сделать скидку на заведомо ироничную и подчеркнуто юмористическую подачу, стоят в одном ряду со знаменитой рекламой банка «Империал».
Заданный в середине 1990-х импульс на поиск общей истории и общих смыслов в какой-то степени сохраняется в «Русском лото» по сей день. Более того – «Русское лото» оказалась одной из немногих лотерей, которая не просто пережила 1990-е, но вышла из них в статусе общенациональной игры. Она сама стала символом, объединяющим людей. И сегодня, как и 30 лет назад, «Русское лото» остается семейной лотереей, которая каждое воскресенье дарит возможность собраться вместе, чтобы в теплой атмосфере провести время с друзьями и близкими, разделив эмоции от розыгрыша.
* 16 октября 1994 года состоялся первый тираж игры под коммерческим названием «Русское лото» по алгоритму, схожему с тем, по которому проводится современная лотерея «Русское лото» («ВГЛ 4 Спорт», алгоритм определения выигрышей № 3 – проводится со 02.05.2012 № 687-р на основании Распоряжения Правительства РФ № 687)
16 октября 2024 00:01
Читайте также