Назад

Авиаспорт: первый номер «Спортлото»

Фото: предоставлено Экспедиционным штабом Фёдора Конюхова 

В рубрике «Спортивный циферблат» Lotonews рассказывает про виды спорта, напечатанные на карточках лотереи «Спортлото». Герой сегодняшнего материала – первый номер «Спортлото «6 из 49» – авиаспорт. Но сначала – еще раз коротко напомним контекст, в котором появилась одна из самых популярных лотерей нашей страны.


Эпоха «Спортлото»


Космическая станция «Салют» в монтажно-наладочном корпусе космодрома Байконур. Фото: ПАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королёва»
 
Семидесятые годы прошлого века иногда причисляют к так называемой эпохе застоя. Рост экономики Советского Союза замедлился, страна переживала товарный дефицит, однако жизнь граждан была относительно спокойной и размеренной.

При этом если застой наблюдался в политике и экономике, то в науке, культуре и спорте всё было совсем иначе. Именно в 1970-е в космос запускаются первые орбитальные станции «Салют», на шахматном олимпе блистают советские гроссмейстеры Борис Спасский и Анатолий Карпов, а легендарная хоккейная суперсерия между СССР и Канадой меняет мировые представления об этом виде спорта. Параллельно на экраны советских кинотеатров выходят «Джентльмены удачи», «Служебный роман» и «Ирония судьбы», из радиоприемников звучат шлягеры Эдуарда Хиля, Владимира Высоцкого, Анны Герман, Муслима Магомаева и многочисленных ВИА.

Именно в 1970-е в СССР появилось «Спортлото», которое стало одним из заметных символов этого и последующего десятилетий. Не только лотерея, но целый социокультурный феномен, который нашел отражение в фильмах и музыке, а лозунг «Выигрываете вы – выигрывает спорт» знал буквально каждый.

Фото: Roman Nerud / Shutterstock

В те годы лотереи «Спортлото «6 из 49», «Спринт», «Спортлото «5 из 36» были настолько популярны, что позволили Спорткомитету СССР почти полностью уйти от бюджетного финансирования советского спорта. Благодаря лотереям «Спортлото» была собрана четверть всех средств, необходимых для организации Олимпиады-80. Розыгрыши «Спортлото» нравились людям не только возможностью выигрывать денежные призы и дефицитные товары, но и возможностью вносить вклад в развитие отечественного спорта.

В начале 1980-х лотерею в своем фильме «Спортлото-82» увековечил Леонид Гайдай. Картина стала одной из самых посещаемых за всю историю советского кинопроката. На пике популярности «Спортлото» в лотерею играло до 70% взрослого населения Советского Союза.

Несмотря на колоссальные цифры, после перестройки лотерея пришла в упадок, и в начале 2000-х розыгрыши перестали проводить. Тем не менее спустя еще десять лет лотереи «Спортлото» были возобновлены и сыграли не последнюю роль в сборе средств для организации зимней Олимпиады-2014 в Сочи. Розыгрыши лотерей семейства «Спортлото» продолжаются и сегодня, а отчисления с доходов от их проведения всё так же помогают развивать спорт.

С момента первого розыгрыша «Спортлото» прошло уже 53 года. Первая лотерея проходила по формуле «6 из 49», и за каждым из номеров был закреплен определенный вид спорта. Цикл об истории видов спорта, нашедших отражение в советском «Спортлото», мы начинаем с номера 1 – авиаспорта.  

Аэронавты начинают и выигрывают


Пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон на Кубке Гордона Беннетта по воздухоплаванию. Фото:  Bibliothèque nationale de France

Зарождением полноценных спортивных авиационных состязаний можно считать первые соревнования воздухоплавателей, которые состоялись в Париже 30 сентября 1906 года по инициативе издателя газеты New York Herald Гордона Беннетта. Участие в них приняли 16 аэростатов. Пилоты соревновались в том, кто сможет пролететь максимальное расстояние от точки старта. Победителем стал американец Фрэнк Лам, которому удалось пролететь более 641 километра. Воздушные соревнования вызвали огромный интерес у публики, собрав около 250 тысяч зрителей, наблюдавших за тем, как аэростаты поднимаются в воздух.

Кубок Гордона Беннетта по воздухоплаванию, 1906 год. Фото:  Bibliothèque nationale de France

Уже через три года снова во Франции, недалеко от Парижа, состоялась первая гонка на самолетах, а в 1910-х воздушные состязания получили широкое распространение в Европе и США. Увлечение авиацией набирало обороты и в Российской империи.

Высший пилотаж

Пётр Нестеров рядом с самолётом «Ньюпор-4» Фото: commons.wikimedia.org

В начале XX века, на заре авиации, весь мир, включая Россию, только начинал осваивать летательные аппараты. В то время никто еще не знал, каких размахов могут достигнуть авиастроение и полеты. Самолеты в то время, конечно же, были гораздо проще, чем сегодня. Однако уже в первой половине 1910-х годов стало ясно: русские пилоты – одни из лучших в мире.

Пожалуй, наиболее зрелищным видом авиационного спорта сегодня являются соревнования по высшему пилотажу. Триумфальное воплощение великой мечты человечества о полетах. Захватывающие дух виражи, спирали и петли, выполняемые асами, до сих пор привлекают к себе восторженные взгляды зрителей. Ничего подобного в начале века делать не умели.

Основоположником высшего пилотажа стал русский офицер, уроженец Нижнего Новгорода Петр Нестеров. В августе 1913 года Нестеров на самолете «Ньюпор-4» с мотором «Гном» мощностью 70 л.с. первым в мире выполнил мертвую петлю – одну из самых сложных фигур высшего пилотажа. До того как рискнуть и пойти на невероятный маневр, Петр успел налетать на «Ньюпоре» лишь десять часов. Авиатор полагался на свои познания в механике и высшей математике, которые позволили ему рассчитать необходимый радиус мертвой петли, при котором отталкивающая вверх центробежная сила сумеет уравновесить силу тяжести самого аппарата и находящегося в нем летчика. По некоторым источникам, Нестеров был настолько уверен в своих расчетах, что перед полетом даже не пристегнулся к самолету ремнями.

Русский офицер Петр Нестеров был одним из первых асов в истории авиации. Он мог бы совершить еще множество необыкновенных маневров, но в планы вмешалась Первая мировая война. В сентябре 1914 года штабс-капитан Нестеров героически погиб в воздушном бою с австрийским самолетом, впервые в истории авиации применив таран. Великому авиатору было 27 лет. 

Авиаспорт в СССР

Фото: пресс-служба «Столото»

Наибольший расцвет отечественные авиация и авиаспорт получили уже в советское время. К концу 1940-х годов человечество пережило две мировые войны, а авиастроение вышло на новый уровень, в частности, появились сверхбыстрые реактивные истребители. В СССР изобретались и строились одни из лучших истребителей в мире – самолеты «МиГ». Впрочем, история регулярных самолетных соревнований началась с аппаратов попроще.

С конца 1940-х годов в Советском Союзе начали проводить всесоюзные соревнования летчиков-спортсменов. Как правило, они проходили на легких поршневых учебно-тренировочных самолетах «Як» и УТ. Состязания получили регулярный характер, а уровень сложности программы со временем становился всё выше.
В конце 1950-х в Калуге провели первые всесоюзные соревнования по вертолетному спорту, посвященные 40-летию ВЛКСМ. А с конца 1960-х начали проводить соревнования и на реактивных самолетах.

Авиационные (чаще всего самолетные) соревнования получили развитие не только в СССР, но и во всём мире. Советские спортсмены активно выступали и нередко побеждали в этих состязаниях, получая как коллективные, так и личные награды. Так, абсолютными чемпионами мира в дисциплине высшего пилотажа являются такие летчики, как Владимир Мартемьянов (1966), Игорь Егоров (1970), Галина Корчуганова (1966), Лидия Леонова (1976), Виктор Смолин (1982), Любовь Немкова (1986), Наталья Сергеева (1990) и многие другие.

Какой бывает авиаспорт


Фото: Tomás Del Coro / wikimedia.org

Катализатором развития авиаспорта с самого начало было авиастроение. Создание новых летательных аппаратов или улучшение технических характеристик уже используемых машин двигало вперед и практику их эксплуатации, давая пилотам новые возможности. Неудивительно, что и деление авиаспорта на виды тоже привязано, прежде всего, к технике.

Авиационный спорт – это собирательный термин, подразумевающий несколько разных технических видов спорта, в которых используются летательные аппараты. В числе наиболее известных видов авиаспорта сегодня можно выделить следующие:

  • Авиамоторный (самолетный) спорт. Наиболее популярные дисциплины: соревнования по высшему пилотажу, соревнования на точность приземления, авиаралли, аэрогонки.
  • Вертолетный спорт. Наиболее популярные дисциплины: навигация, полет на точность, развозка грузов, слалом, многоборье, командные соревнования, фристайл.
  • Воздухоплавательный спорт. Дисциплина, в которой спортсмены выполняют полеты на различных аэростатах с установлением рекордов (дальность, высота, продолжительность полета).
  • Планерный спорт (полеты на планерах, в том числе мотопланерах). Наиболее популярные дисциплины: полеты по заданному маршруту на скорость, полеты на расстояние.
  • Парашютный спорт. Наиболее популярные дисциплины: классический парашютизм (выполнение фигур в свободном падении и прыжки на точность приземления), акробатические соревнования (личные или командные), состязания с использованием спортивных снарядов помимо парашюта (лыжи, летные костюмы), бейс (прыжки с высотных зданий, мостов и природных возвышенностей).
  • Спорт с использованием сверхлегкой авиации (полеты на дельтапланах, парапланах, дельталетах). Наиболее популярные дисциплины: парящий полет, полет на точность, скоростное парение.
  • Авиамодельный спорт. Наиболее популярные дисциплины: конструирование миниатюрных летательных аппаратов, беспилотное управление этими аппаратами (полеты на скорость, дальность, высоту).  


Авиаспорт и экстремальный авиатуризм в современной России

Фото: Anna Zvereva / wikimedia.org

Авиационный спорт в современной России по-прежнему популярен. Ему удалось перенять всё лучшее от советской школы и преумножить ее достижения. Авиаспорт стал гораздо более разнообразным, а благодаря техническому прогрессу – еще и более зрелищным.

Сегодня в России действует множество спортивных организаций и аэроклубов, развивающих авиаспорт. Помимо традиционных соревнований по высшему пилотажу, популярными видами авиационного спорта являются авиамоделирование, авиаралли, парашютизм и парапланеризм.

Стоит отметить, что прыжки с парашютом и полеты на парапланах – еще и популярный вид экстремального отдыха. Найти аэроклубы, в которых вам организуют такой досуг, несложно – они массово представлены во многих регионах страны. Однако наибольшим спросом такой вид активного отдыха пользуется в природных заповедниках – в Крыму, на Кавказе, в Карелии, на Алтае, в Ставропольском и Краснодарском краях.  



Отдельного внимания заслуживают авиашоу, которые устраивают по случаю памятных дат, праздников и военных парадов. Как правило, главными действующими лицами таких мероприятий становятся истребители и вертолеты, в том числе самые современные. Такие выступления – неизменный эталон зрелищности.

Всё выше и выше

Фото: Yevgeny Lebedev / wikimedia.org

История авиаспорта насчитывает более ста лет. За это время самолеты для многих стали обыденностью. Но состязания в небе у большинства людей и сегодня вызывают восторженные чувства. Тяга человека к небу неизменна, как и к преодолению границ собственных возможностей.

В каком-то смысле авиаспорт – это спорт в квадрате. В любом спорте есть стремление к первенству, но в авиационных видах это стремление реализуется в воздушной среде. Здесь люди соревнуются не cтолько друг с другом, сколько с самой природой – с силой земного тяготения.

И эту символику преодоления невольно можно увидеть даже в том факте, что именно авиаспорт стал первым номером «Спортлото «6 из 49» – лотереи, с которой началась самая славная эпоха в жизни советских лотерей и советского спорта.

Впрочем, стоит оговориться, что создатели лотереи вряд ли вкладывали в нумерацию видов спорта такой символизм. Их просто расставили по алфавиту. Но когда знакомишься с историей освоения неба, невольно приходят мысли, что авиаспорт оказался на первом месте неслучайно.  

Рекорды отечественной авиации и авиаспорта

Фото: предоставлено Экспедиционным штабом Фёдора Конюхова 

  • Один из первых в мире пассажирских самолетов был спроектирован в Российской империи. Инженеры Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского модернизировали грузовой самолет «Илья Муромец», в результате 12 февраля 1914 года на нем смогли подняться в воздух 16 человек и собака – это стало одним из передовых авиационных достижений своего времени.
  • В 1937 году советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на самолете АНТ-25 впервые в истории совершили беспосадочный трансполярный перелет из СССР в США через Северный полюс. Протяженность перелета составила 9130 км, он продлился 63 часа 25 минут.
  • Советский Ту-144 был первым сверхзвуковым пассажирским самолетом, который успешно произвел испытательный полет. Сенсационный полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года – на два месяца раньше дебюта британско-французского «Конкорда».
  • Советский и российский путешественник Федор Конюхов установил абсолютный мировой рекорд для аэростата, в одиночку облетев вокруг земного шара за рекордно короткое время – 11 дней 4 часа 20 минут, или 268 часов 20 минут. Кроме того, Федор Конюхов – первый человек, кто смог облететь вокруг земли на аэростате с первой попытки. Стоит отметить, что на счету Конюхова большое количество мировых рекордов. Последний был установлен в 2023 году, когда Федор вместе с пилотом Иваном Меняйло пролетел на воздушном шаре 2540 км, на 174 км побив рекорд по дальности беспосадочного перелета на тепловом аэростате, установленный японцем Мичио Канда в 1994 году.
  • Россиянка Светлана Капанина в 2003 году была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации.
Автор Всеволод Шалмин

1. Stekel, Peter. Ballon Life Magazine, Volume 12, Number 7, July 1997 // «Don Piccard 50 Years of Ballooning Memories»
2. Иллюстрированный журнал «Искры», 7 сентября 1914 года, № 35
3. В. Пышнов, «Из истории летательных аппаратов», М.: Машиностроение, 1968 г.

11 ДЕКАБРЯ 2023